«Постройка была красива изнутри…»: иностранцы о Покровском соборе. Часть 3 — Блог Исторического музея

«Постройка была красива изнутри…»: иностранцы о Покровском соборе. Часть 3

Часть 1

Часть 2

Книга Адама Олеария, пожалуй, самое известное сочинение о России XVII в. Его автор находился в составе голштинского посольства, не являясь его главой, что вероятно, и позволило ему написать такой подробный отчет о своем путешествии в Московию и Персию. Текст почти не говорит о дипломатии, упоминая миссию лишь в общих чертах, однако он насыщен множеством бытовых и географических подробностей. Вплоть до XVIII столетия труд Олеария считался в Западной Европе одним из самых правдивых и важных о России. Безусловно, автор не мог обойти стороной такое чудо света, как Покровский собор, и его книга содержит несколько описаний как самого собора, так и церемоний, с ним связанных.

Кремль. Замок в Москве. Из книги: Адам Олеарий. Описание путешествия через в Персию и обратно. СПб., 1906.
Кремль. Замок в Москве. Из книги: Адам Олеарий. Описание путешествия через в Персию и обратно. СПб., 1906.

В XI главе первой книги автор рассказывает о службе на Покров, называя его «большой русский праздник»:

«1 октября у русских справлялся большой праздник, в который его царское величество со своими придворными и патриарх со всем клиром вошли в стоящую перед Кремлем искусно построенную Троицкую церковь, которую немцы зовут Иерусалимскою. Перед Кремлем, на площади с правой стороны, находится огороженное место вроде круглого помоста, на котором стоят два очень больших металлических орудия: у одного из них в диаметре локоть. Когда они теперь в процессии подошли к этому помосту, великий князь с патриархом одни взошли на помост. Патриарх держал перед царем книгу в серебряном переплете, с рельефною на нем иконою; царь благоговейно и низко кланялся этой иконе, дотрагиваясь до нее головой. Тем временем попы, или священники, читали. После этого патриарх опять подошел к царю, подал ему для целования золотой с алмазами крест, длиною с добрую руку, и приложил тот же крест ко лбу и обоим вискам его. После этого оба пошли в означенную церковь и продолжали свое богослужение. В эту же церковь направились и греки, которых русские охотно допускают в свои церкви, так как и они греческой веры; других исповеданий единоверцев своих они совсем не терпят в своих церквах. Для участия в той же процессии находилось здесь бесчисленное множество народа, который поклонами и крестным знамением выказывал свое благоговение».

Великий князь уезжает на паломничество Из книги: Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
Великий князь уезжает на паломничество
Из книги: Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.

Любопытно, что Покровский собор автор называет одновременно и Троицей, и Иерусалимом по восточной и западной церквам второго яруса. Вновь подчеркивается важность этих приделов, образующих линию запад-восток в храме и воплощающих в себе идеи Нового завета и Триединого Бога.

Вероятно, церемония по важности не уступала празднованиям на Вербное воскресенье: в ней участвовали патриарх и царь. В церемонии задействован не только сам Покровский собор, но и Красная площадь с находящимся на ней Лобным местом. Сам собор приобретает роль своего рода «алтаря» перед которым на «амвоне» – Лобном месте – происходит торжественная служба. Интересно упоминание орудий, стоящих на Лобном месте. Они являлись символом славы русского оружия, памятью о победе над Казанским ханством, местом военного мемориала.

Кремль и шествие на осляти Из книги: Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
Кремль и шествие на осляти
Из книги: Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.

Олеарий очень подробно, как и многие другие путешественники до него, описывает празднование Вербного воскресенья. Важное свидетельство в его рассказе, на наш взгляд, следующее:

«Вне Кремля в Китай-городе, по правую сторону от больших кремлевских ворот стоит искусно построенная церковь Святой Троицы, строитель которой, по окончании ее, ослеплен был тираном, чтобы уже впредь ничего подобного не строить».

О том, что Покровский собор был построен двумя мастерами Бармой и Постником, исследователям стало известно лишь в конце XIX столетия, благодаря научным изысканиям отца Иоанна Кузнецова, который, помимо служения в Покровском соборе, занимался историческими штудиями. Он и обнаружил в «Житии митрополита Ионы» упоминание о строителях храма. Вероятно, к XVII в. имена зодчих были уже забыты, и Олеарий заложил основы легенды о злом тиране Иоанне Грозном, ослепившем несчастных архитекторов. Известно, что Грозным первого русского царя стали называть лишь спустя столетие после его правления, и так легко родившаяся легенда, не имеющая под собой никаких исторических оснований, вплоть до сего дня будоражит посетителей Покровского собора.

Весьма интересен вот этот комментарий Олеария:

«…утверждали, что в городе Москве найдется более 2000 церквей, монастырей и часовен».

Москва, конечно, была в то время огромным городом, однако не таким мегаполисом, как Лондон или Париж. И тут такое количество церквей! Думается, что это преувеличение. Однако не нужно забывать, что после падения Константинополя Москва стала «третьим Римом», оплотом православной веры в мире. Эта идея, вероятно, способствовала, в том числе, строительству большого количества храмов. Религиозность в то время пронизывала все сферы жизни русского человека, выстраивая определенный ее регламент и ритм.