Издательский проект И.Н. Павлова о Москве — Блог Исторического музея

Издательский проект И.Н. Павлова о Москве

Промышленный подъем конца XIX начала XX века привел к притоку городского населения по всей России. Москва не стала исключением, а это значит, что городу требовался пересмотр градостроительной политики. Как следствие этого процесса, Москву охватил строительный бум 1910–1914 годов. Затем перенос столицы из Петрограда в Москву в 20-е годы безвозвратно изменил тот облик первопрестольной, который традиционно, в нашем представлении, ассоциируется с понятием «старая Москва». Уходит в прошлое патриархальный купеческий город с его привычным уютным очарованием. На смену ему приходит обновленная Москва. Вместе с тем, любители русской старины понимали необходимость сохранить в памяти людей архитектурный облик древней столицы. Посредством изобразительного искусства художники запечатлевали исчезающую атмосферу Москвы. В книжном фонде Государственного исторического музея хранятся книги, позволяющие нам, живущим в XXI веке, ощутить неповторимый колорит города накануне своего грандиозного преображения. Примером таких изданий служат книги с гравюрами, художника Ивана Николаевича Павлова: «Старая Москва» (Москва, 1924), «Московские дворики» (Москва, 1925), «Уголки Москвы. Миниатюры в гравюрах на дереве Ивана Павлова» (Москва, [1925]) А. А. Сидорова.

Первые две книги вышли в издательстве «Новая Москва», которое было основано в 1922 году, как печатный орган Моссовета и Московского Комитета ВЛКСМ. В течение пяти лет издательство выпускало общественно-политическую, художественную, научно-популярную, учебную и детскую литературу. В 1927 году «Новая Москва» прекратила свое существование после объединения с более крупным издательством Московского Комитета ВКП(б) «Московский рабочий».

«Старая Москва» отпечатана на высокосортной бумаге верже. Такой сорт бумаги использовался, преимущественно, для изготовления малотиражных и подарочных изданий. Книга небольшого формата и объема. Двенадцать листов иллюстраций, выполненных И. Н. Павловым в технике гравюры на дереве, и 24 страницы текста заключены в цветную иллюстрированную издательскую обложку с изображением ярких полевых цветов, исполненных с линогравюр автора. На авантитуле размещен логотип издательства. Титульный лист декорирован сюжетной виньеткой с рисунком ворот дома купцов Якунчиковых в Кисловском переулке. Символично, как перекликаются между собой, уживающиеся на одном листе — заглавие книги «Старая Москва» и название издательства, которое эту книгу выпустило — «Новая Москва». Тираж издания набран в Первой Образцовой типографии «Мосполиграфа», ранее известной на всю Россию как Типолитография И. Д. Сытина. Сброшюрована книга в школе фабрично-заводского ученичества для подростков на базе типографии (так называемая школа фабзавуч). Такого рода школы создавались по всей стране при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Тираж издания одобрен Московским губернским управлением по делам литературы и издательств, которое являвлялось местным органом Главлита, контролирующим идейно-политическую сторону деятельности издательств. Разрешительная виза цензуры за номером 440 помещена на обороте титульного листа. Книгу автор посвятил Музею Старой Москвы. Музей был создан по инициативе любителей московской старины, объединенных в «Комиссию по изучению Москвы» в 1919 году и просуществовал до 1926 года. До 1924 года коллекции музея хранилась в помещениях бывшего Московского Английского клуба. В деятельности ученой комиссии принимал активное участие художник-гравер И. Н. Павлов. В этой же комиссии работал и Николай Рудольфович Левинсон. Его экслибрис с изображением церкви и куклы на фоне книжных корешков работы художника А. П. Могилевского, размещен на второй странице обложки экземпляра Исторического музея. Текст вступительной статьи известного специалиста в области русской гравюры Льва Романовича Варшавского «Искусство ксилографии и мастерство Павлова» оформлен буквицами и гравюрами малого формата. На иллюстрациях запечатлены старомосковские улицы и переулки без которых невозможно представить себе историю города: Солянка, Ордынка, Варварка, Арбат. Каждая гравюра выполнена с характерной для автора точностью отображения увиденного. Создавая свои гравюры, художнику было важно передать «интимную сторону московских пейзажей». О том, что его архитектурные пейзажи будут иметь историко-бытовую ценность Павлов не предполагал. Украшает издание концовка с изображением фигуры льва на воротах Английского клуба.

Год спустя после выхода «Старой Москвы», в том же издательстве увидела свет еще одна книга И. Н. Павлова — «Московские дворики». Вступительная статья написана В. Я. Адарюковым, вся жизнь которого была тесно связана с гравюрой, изучению и сохранению которой он посвятил свои многочисленные труды. Для печати книги также была использована плотная желтоватого цвета бумага верже. Цветная иллюстрированная издательская обложка декорирована мелким цветочным орнаментом, обрамленным графической рамкой. В центре обложки помещена виньетка с заглавием. В книгу вошли 20 линогравюр Павлова с видами старых московских двориков. Непарадная сторона московской жизни, вдали от шума и суеты городских улиц стала одной из тем московского цикла художника. Он «выискивал редчайшие старые постройки, дворики, тупики, столетние деревянные дома, церкви старой архитектуры», которые становились «героями» его картин. Некогда привычные для москвичей, но утраченные со временем городские пейзажи украсили собой страницы книги. Изображения расположены на отдельных листах, пронумерованных римскими цифрами. Вступительная статья проиллюстрирована зарисовками городских пейзажей. На фронтисписе работы И. Н. Павлова изображен уютный московский дворик. Свой труд автор посвятил С. С. Голоушеву — основателю граверной мастерской Строгановского училища. Посвящение, сделанное Павловым, это выражение признательности за вдохновение и поддержку. Именно Сергей Голоушев, еще в 1915 году, подал Ивану Николаевичу идею издания самой первой его серии гравюр — «Уходящая Москва». Сергей Сергеевич Голоушев, знаток искусства, художественный критик и журналист. Широко известны его книги, выходившие в серии «Русские художники», подписанные псевдонимом Сергей Глаголь. Голоушев закончил медицинский факультет Московского университета, затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; преподавал пластическую анатомию в Императорском Строгановском училище, где организовал графические мастерские. Павлов и Голоушев работали бок о бок на протяжении нескольких лет в этих мастерских.

«Московские дворики» отпечатаны в типо-хромо-литогрфии «Искра революции», бывшей типографии «Товарищества А. И. Мамонтова». Издание получило цензурное разрешение Мосгублита под номером — 1478. На нижней сторонке обложки помещен один из вариантов издательской марки «Новой Москвы» работы С. Н. Грузенберга.

В фонде Исторического музея хранится еще одно издание с иллюстрациями И. Н. Павлова — «Уголки Москвы». Автор текста —Алексей Алексеевич Сидоров, искусствовед, библиофил, специалист по книговедению и истории рисунка. Книга вышла в Москве в «Государственном издательстве», которое было образовано в 1919 году путем объединения крупнейших на тот момент издательств ВЦИК, Московского и Петроградского советов, Наркомпроса, а так же издательства «Коммунист». В 1930 году был преобразован в Объединение государственных книжно-журнальных издательств РСФСР (ОГИЗ). Издательский логотип в виде сюжетной виньетки работы И. Н. Павлова с изображением памятника первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве помещен на нижней сторонке иллюстрированной цветной издательской обложки. Издание посвящено Коммунальному музею Москвы, который был создан в 1896 году по инициативе Городской думы и назывался Музей московского городского хозяйства. Активное участие в жизни музея принимали московские любители старины, краеведы, историки. К их числу можно отнести и создателей «Уголков Москвы».

Отпечатана книга на бумаге верже в Первой Образцовой типографии, с 1922 года обслуживающей исключительно работу Госиздата. Номер разрешительной цензуры Главлита 28595 размещен на обороте титульного листа. Текст украшают тридцать девять миниатюр, двенадцать буквиц, фронтиспис с изображением Кремля и два шмуцтитула: «Портрет автора за работой» и «Кремль со стороны Москворецкого моста». Двадцать две гравюры напечатаны на отдельных листах. На них запечатлены живописные московские уголки, и прежде всего, церкви и монастыри, которыми был так богат город. Художник приглашает своих зрителей свернуть с мощеных главных улиц в уютные переулки и дворики и предлагает взглянуть на привычную архитектуру города с неожиданного ракурса. Анализируя миниатюры, А. Сидоров называет «Москву Павлова» документом, а самого художника «трезвым и прозаическим наблюдателем», чья сила в правдивости. Его роль в развитии русского искусства печати — соединение вчера и сегодня. Критик считает, что «серия «Уголки Москвы» есть лучшее создание Павлова.

«Потомство будет по ним изучать старый наш город».

Биография автора этих трех иллюстрированных изданий, заслуживает отдельного внимания.

Будущий гравер Иван Николаевич Павлов родился в 1872 году в местечке Поповка в Тульской губернии, здесь он прожил до четырех лет, пока его отец служил фельдшером в местной тюрьме. В 1876 году семья перебралась в Москву. После долгих поисков работы, его отец получил место сторожа при храме Христа Спасителя. Поселилась семья вначале в доме на Колымажном дворе, где прожили всего лишь год, после чего переехали на квартиру в доме в Лесном переулке (сейчас это Соймоновский проезд) недалеко от храма. Можно сказать, что этот переезд определил дальнейшую судьбу мальчика. Отец часто брал Ивана с собой на службу, так что с самого раннего детства он получил возможность наблюдать за работой таких художников как К. Е. Маковский, В. И. Суриков, Г. И. Семирадский, работавших в храме, и это запало в его душу. Ребенком Ваня «частенько бегал в Румянцевский музей». В картинной галереи музея были выставлены живописные полотна, произведшие сильное впечатление на мальчика, он «даже бредил виденными картинами по ночам». Именно тогда Иван Павлов начал мечтать о профессии художника. В семь лет его отдали во 2-ю городскую трехклассную школу, где со второго класса преподавалось рисование. На этих уроках ученик Павлов проявил «твердость руки» в рисунке.

На нижнем этаже дома, где проживала семья Ивана Павлова размещалась типолитография И. И. Пашкова. Здесь он впервые вдохнул запах свежей типографской краски, увидел как рисуют на литографском камне, но этот процесс не захватил воображение мальчика. Он хотел стать художником и даже выдержал вступительный экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но за учение необходимо было платить. Такой возможности у его отца не было. Рос Иван Николаевич в бедной семье, они едва сводили концы с концами, и, как не хотели родители поддержать сына в его стремлениях, позволить себе этого они не могли. Поэтому в 1883 году в возрасте одиннадцати лет Иван Павлов был определен на обучение в ксилографическое заведение Карла Рихау, лучшее на тот момент в Москве. В мастерской мальчик познал не только азы ремесла, но и все «свинцовые мерзости дикой русской жизни»: пьянство, телесные наказания и другие пороки… Спустя два года «не выдержав всей обстановки», будущий художник покинул мастерскую, продолжив подготовку у московского гравера Ф. П. Денисовского. Со временем И. Н. Павлов втянулся в гравёрное дело и в пятнадцать лет открыл свою художественно-ксилографическую мастерскую. Дело быстро развивалось. Тем не менее, Павлов чувствовал неудовлетворенность, ему хотелось учиться дальше.

«От ремесленности меня тянуло к настоящему, большому искусству», — вспоминал художник.

Поэтому в 1891 году Иван Николаевич уезжает в Петербург, где начинает учиться в Центральном училище технического рисования Штиглица в классе гравирования у В. В. Матэ. Затем была Рисовальная школа Общества поощрения художеств, где он посещал граверный и рисовальный классы. Материальное положение семьи вынудило И. Павлова совмещать работу и учебу. Он сотрудничал с крупными иллюстрированными журналами: «Живописное обозрение», «Север», «Всемирная иллюстрация», «Родина», «Нива», «Искусство и художественная промышленность», выполнял заказы по гравированию календарей и учебников для московского издательства И. Д. Сытина.

В 1903 году «Нива» — самый популярный журнал Российской империи, перешла на современный цинкографский способ печати. Так закончился золотой век журнальной гравюры на дереве. Лишившись заработка в Петербурге, Павлов вернулся в Москву. В своих мемуарах, он так писал об этом периоде своей жизни:

«…. Москва меня начинала тянуть и вне зависимости от получения работы. Я никак не мог освоить красот Петербурга, и этот величественный город в то время не волновал меня творчески своим пейзажем. Наезжая в Москву за заказами, я все более и более начинал проникаться прелестью ее уголков, и она становилась мне ближе и роднее».

В родном городе художник тут же включился в работу над гравированием букварей и иллюстраций к серии «Библиотечка изящно иллюстрированных детских книжек» для своего неизменного заказчика И. Д. Сытина, а также стал присяжным гравером в издательстве А. Д. Ступина, известного своей серией книг миниатюрного формата — «Библиотечка Супина». Со временем И. Н. Павлов начал преподавать в графических мастерских Строгановского художественно-промышленного училища и в Художественной школе при типолитографии товарищества И. Д. Сытина.

За каждодневной работой над заказами Павлов не оставлял своего намерения «создать оригинальную творческую гравюру», используя для этого накопленный опыт, и полученную в Петербурге «необходимую художественную и техническую культуру». В своем творчестве художник сосредоточился на архитектурном пейзаже, применяя тоновую и цветную гравюры, и осваивая гравюру на линолеуме. Вернувшись в первопрестольную, Иван Николаевич был поражен тем, с какой невероятной скоростью меняется город. Художник посчитал своей задачей запечатлеть в гравюрах образ уходящей Москвы.

Вот как И. Н. Павлов вспоминал о своём творческом поиске: «Постепенно, незаметно для самого себя, стал я „открывать“ Москву, дотоле мало замечаемую. Я бродил целыми днями и вечерами по тихим переулкам и старым улицам города и выискивал нужные мне мотивы».

Завершенные работы Павлов сгруппировал в серии: «Уходящая Москва», «Московские дворики», «Старая Москва» и «Уголки Москвы». Первые изданные гравюры были исполнены на листах альбомного формата, наклеены на паспарту и помещены в издательские тканевые папки. В таком виде они поступали в продажу. Иван Николаевич вспоминал, что «несмотря на большую стоимость альбомов, все издания мгновенно расходились и делались библиографической редкостью». Но Павлов-художник мечтал «от дорогих альбомных выпусков перейти к художественной продукции гравюры на дереве и линолеуме для масс». Его мечте суждено было реализоваться и «…выпуск альбомов и книг с ксилографиями и линогравюрами стал постоянным явлением в книжном искусстве». Доказательством тому и стали серии гравюр, вышедшие в форме книг — «Старая Москва», «Московские дворики» и «Уголки Москвы».

Все эти издания имеют не только художественное, но познавательное и историко-культурное значение — они сохранили для нас облик спокойной малоэтажной Москвы начала XX века.

«Вечно милую, всегда неожиданную и добродушную — родную Москву».

Автор — Марина Борисовна Тинякова, научный сотрудник отдела книжного фонда