#МА70 — твиттер-акция, приуроченная к 70-летию музея архитектуры им. А.В. Щусева

12 октября 2015 года российские музеи провели масштабную твиттер-акцию, приуроченную к юбилею государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Мы представляем рассказ о реставрации центральной церкви Покровского собора.

904487_567835763248851_769911732_o

Самая большая и ценная по своим художественным достоинствам церковь Покрова Пресвятой Богородицы является композиционным центром ансамбля собора. Именно она дала название всему храму. В ней проходят торжественные богослужения; через нее пролегает основной маршрут посетителей музея. В связи с этим периодически необходима реставрация ее интерьера. Первые масштабные работы были осуществлены полвека назад. Тогда реставраторы открыли из-под поздних записей храмозданную «летопись», свидетельствующую об освящении храма 12 июля 1561 г., и восстановили первоначальную роспись XVI в. в технике фрески. В то же время, ими были сохранены примеры поздних росписей XVIII и XIX вв. В 1996 г. еще раз были поновлены настенные росписи, реставрировались иконостас и паникадило.

С начала 2000-х гг. была проведена реставрация всех восьми церквей второго яруса собора, за исключением девятой – центральной. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы особенно долго ждала своего часа. В первую очередь нужно было заменить оконные заполнения; тревогу вызывало состояние фресковой росписи в шатре; потемневшие со временем фрагменты масляной росписи также требовали вмешательства специалистов. Наконец, в начале 2015 г. в церкви начались реставрационные работы. Они проводились согласно проекту, разработанному ЦНРПМ, при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и ОАО «Российские железные дороги». Продолжая традиции русских меценатов, руководство ОАО «РЖД» на протяжении многих лет оказывает поддержку Государственному историческому музею, финансируя реставрационные работы выдающегося памятника русского зодчества, знаменитого Покровского собора (Храма Василия Блаженного).

10411286_927549360610821_9142238340180351311_n

Работы по архитектурной реставрации осуществлялись специалистами ООО «Меандр». Самым трудоемким этапом оказалась установка строительных лесов, так как высота церкви до свода составляет 47,5 м. Замена каждого окна требовала индивидуального подхода, так как в церкви бережно сохраняется размер и форма первоначальных оконных проемов и рисунок переплетов прежних окон.

11919591_433478396836268_964691953834929857_n

Работы по удалению загрязнений, укреплению и тонированию настенных красочных слоев осуществлялись бригадой художников-реставраторов Межобластного научно-реставрационного художественного управления, представители которого участвовали во всех предыдущих реставрациях храмовых церквей. Условия работы были крайне сложными: реставраторам несколько раз в день приходилось преодолевать около 20 ярусов строительных лесов и взбираться на высоту более 40 метров. Сложно было работать над росписью свода в барабане церкви: одновременно там мог работать лишь один реставратор. Оконные откосы – также непростые участки работы, так как поместиться в проеме окна можно только в согнутом положении.

11542085_418158395034935_5418051275202008478_n

Специалисты Государственного исторического музея выполнили необходимый комплекс работ по реставрации напрестольной сени в алтаре церкви, самого высокого храмового иконостаса (11 м) и покрытого серебрением паникадила. В ходе работ были тщательно исследованы буквы храмозданной надписи и впервые установлена форма и точные размеры керамических голосников, скрытых в толще стен.

DSC_9537

Вновь открытый для посетителей интерьер церкви предстал в обновленном виде.

DSC_9565

Впервые в нем установлена подсветка, позволяющая рассмотреть роспись высокого шатра даже в темное время суток (работы выполнены специалистами ООО «Тасс-Климат»). 13-14 октября 2015 г., в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в церкви пройдет праздничное богослужение, которое возглавит митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

DSC_9578

Работы, осуществленные в этом году в центральной церкви Покровского собора, явились очередным примером научной реставрации, основная задача которой максимальное сохранение первоначальных архитектурных форм и сложившегося на протяжении столетий интерьера.

Музейная архитектура: Новый Эрмитаж

В 1837 году, находясь в Мюнхене, император Николай I, пришёл к мысли привлечь уже ставшего известным немецкого архитектора и строителя «Баварских Афин» Лео фон Кленце к руководству создания здания для Нового Эрмитажа .

В 1839 году Кленце приступил к разработке проекта и с этой целью приехал на 4 месяца в Санкт-Петербург. Здание Нового Эрмитажа занимает большой участок на углу Миллионой улицы и Зимней канавки (неподалеку от Дворцовой площади). Крестообразно возведенные внутри этого участка корпуса позволили разместить необходимое количество больших экспозиционных залов. В архитектуре здания Императорского музея наглядно проявился принцип «умного выбора» и стремление избрать «стиль, приличный сущности дела».

Новый Эрмитаж в XIX веке, литография по рисунку И. Шарлеманя
Новый Эрмитаж в XIX веке, литография по рисунку И. Шарлеманя. Источник: Wikipedia

Так как здание предназначалось для хранения и экспонирования художественных коллекций, а величайшие произведения искусства были созданы мастерами Древней Греции, Кленце спроектировал фасады здания в «новогреческом стиле». В лепном декоре были использованы мотивы, повторяющие детали древнегреческой архитектуры, а также мотивы, заимствованные из древнегреческой вазописи, но переработанные Кленце.

Главный фасад Нового Эрмитажа, выходящий на Миллионную улицу, Кленце украсил монументальным портиком с фигурами Атлантов, когда-то размещающиеся на фасадах древнего храма Зевса в Акрагане (на Сицилии), построенного в 5 веке до н.э.

Новый Эрмитаж, Санкт-Петербург. Портик с атлантами. Источник: АНО "Мультимедиа-студия "Март"
Новый Эрмитаж, Санкт-Петербург. Портик с атлантами. Источник: АНО «Мультимедиа-студия «Март»

Избранный Кленце для фасадов Нового Эрмитажа «стиль неогрек», основанный на «цитировании» приемов и мотивов архитектуры и искусства Древней Греции, позволил создать архитектурно-художественный образ, отчетливо связывающийся с функцией здания.

Здание Нового Эрмитажа. Источник: Wikipedia
Здание Нового Эрмитажа. Источник: Wikipedia

С этой же целью фасады Императорского музея были украшены поставленными в нишах и на консолях статуями выдающихся художников и скульпторов. В разработанной Кленце программе места для статуй определялись в зависимости от расположения залов, предназначенных для экспонирования произведений искусства соответствующей эпохи. Западная часть первого этажа со стороны Миллионной улицы была отведена для залов античной скульптуры, поэтому в нишах этой части фасада располагались статуи, изображающие выдающихся древнегреческих скульпторов. В восточной части первого этажа первоначально размещались библиотека и кабинет рисунков, поэтому фасад этой части здания украсили статуи выдающихся граверов и известного немецкого искусствоведа И.И. Винкельмана. На консолях второго этажа были поставлены статуи великих художников Нового времени: Дюрера, Рубенса, Тициана и др. Такая стилевая перекличка экспонатов и отделки залов, в которых они располагались, далеко не случайна, она стала одним из ведущих принципов в архитектуре интерьеров музейных зданий. Эти принципы были отчетливо сформулированы Л. Кленце и его оппонентами, что стилистическое решение залов должно соответствовать той эпохе, произведения которой в них экспонировались, образовывать систему, основанную на гармонии «между собраниями и окружающими их формами».

Интерьер Нового Эрмитажа на акварели Э. Гау (1856)
Интерьер Нового Эрмитажа на акварели Э. Гау (1856). Источник: Wikipedia

Высокие функциональные и архитектурно-художественные достоинства здания Нового Эрмитажа позволяют ему и в наше время успешно выполнять свою музейную функцию. Спокойное равновесие архитектурных объемов, декоративные мотивы в «греческом вкусе», статуи «великих мужей» искусства и науки, застывшие в нишах и на консолях, мощные гранитные атланты – все это в совокупности создало впечатляющий образ «музеума» – хранилища шедевров мирового искусства.

Источники:

1. Блинова Е.К., Бакушкина Е.С. Архитектура зарубежных музейных зданий второй половины 20 века. Опыт типологического исследования. Архитектон: известие вузов, № 4 (48), 2014 [электронный ресурс] URL: http://archvuz.ru/2014_4/6

2. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины 19 века. Т.1: 1830 – 1860-е годы. Ранняя эклектика.  СПб.: «Крига», 2009. 592 с.