Покровский собор уже почти 460 лет украшает Красную площадь и во всем мире известен как храм Василия Блаженного. Уже в этих его названиях кроется загадка. Но она становится еще интереснее, если мы посмотрим на один изобразительный источник.
Как выглядела древняя Москва? Что нам поможет ее «увидеть»? Помимо гравюр, выполненных иностранцами, бывавшими в нашем городе в ХVI–XVII веках, существуют планы Москвы того же времени. Один из них – «Петров чертеж» был исполнен в самом конце XVI в. В первом томе издания «Памятники архитектуры Москвы», посвященном Кремлю, Китай-городу и центральным площадям, об этом плане сказано следующее: «В виде отдельного листа он хранился в петербургской Кунсткамере среди бумаг «Кабинета Петра Великого» и стал известен благодаря каталогу, изданному музеем в 1837 г. Впервые внимание исследователей к древним планам Москвы привлек И.М. Снегирев, включив лист из Кунсткамеры в свое сочинение, посвященное памятникам московской старины (издано в 1842–1845 гг.), и присвоив плану ныне существующее название».
Обратимся к первоисточнику. На Красной площади хорошо виден Покровский собор. Примечательно, что он обозначен номером 1! В пояснениях к плану читаем: «В Китае-городе, то есть во внутреннем городе, обозначаются следующие места под своими номерами: 1. Троица, храм святой Троицы; именуется Иерусалим, к тому храму в праздник пальм ведется царем патриарх, сидящий на осле так называемое шествие на осляти; храм – собор Покрова, что на Рву, то есть Василий Блаженный».
Помимо хорошо известных названий собора здесь перечислены еще несколько. Они хранят память об истории его создания, о символическом значении храма, и, наконец, о том, как выглядела Красная площадь в XVI веке. Покровский собор был воздвигнут на Красной площади по обету и повелению царя Ивана Грозного в память о Казанской победе 1552 года. Она завершила многовековую борьбу Руси за независимость с Золотой Ордой, потомком которого являлось Казанское ханство, укрепила влияние Российского государства, расширила его территорию, открыла путь к освоению восточных земель.
Значение победы трудно переоценить. Памятник этому важному событию должен был отразить в архитектуре мощь державы-победительницы, силу ее воинства. Свое историческое название собор получил по освящению центральной церкви в честь одного из главных праздников русской православной церкви – Покрова Пресвятой Богородицы. Богородицу особо почитали на Руси как заступницу, защитницу, покровительницу русских земель и русского войска. По старому стилю этот праздник приходился на первое октября. В тот день в 1552 году состоялось одно из важнейших военных событий похода. После почти полуторамесячной осады Казани войско Ивана Грозного начало ее штурм. На следующий день, 2 октября, Казанское ханство пало, территория его стала частью Российского государства. Именно название собора соединило в себе благодарность Богородице за победу и историческую память о Казанском взятии.
Но с чем связаны другие его «имена»? Вернемся к пояснениям «Петрова чертежа». Не случайно наименование «Троица» стоит первым. Оно возвращает нас во времена, предшествующие строительству собора, в начало XVI столетия. В то время на месте собора стояла церковь Троицы. В память о ней восточная церковь храма была освящена в честь Святой Троицы. Название собора Троицкий существовало еще некоторое время наряду с Покровским. Вплоть до XVII века собор часто называли Троицким, Покрова и Троицы на Рву или церковь Покрова Богородицы, что у Троицы на Рву. Это звучит символично с точки зрения истории места. Вспомним, что некоторое время в XVI веке Красная площадь называлась Троицкой.
Названия собора Троицкий и Покровский переплетаются, но уточняется, что он находится на Рву. Речь идет о широком и глубоком рве, который проходил вдоль Кремлевской стены. Он хорошо виден на «Петровом чертеже». Его вырыли в начале XVI века как преграду на пути врага. Просуществовал ров до начала XIX столетия. Собор же стоял практически на кромке рва. И вновь он оказывается хранителем памяти об истории места.
В записках австрийского посла Николая Вароча, побывавшего в Москве дважды в конце XVI столетия, указано еще одно имя собора:
«В этом городе Царь-граде лежит еще особенный город, тоже обведенный особенной каменной стеной с башнями и сухим рвом, и называется Китай-город. Тут славная площадь и большая торговля – до 100 с лишком лавок… В этом же городе перед Кремлем находится красивая московская церковь, превосходное здание и называется Иерусалимом…».
Оно же указано в описании к «Петрову чертежу»: «… именуется Иерусалим, к тому храму в праздник пальм ведется царем патриарх, сидящий на осле <так называемое шествие на осляти…».
Западная церковь собора, расположенная со стороны Кремля, была освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Наряду с Троицей, этот праздник относится к «двунадесятым», то есть к двенадцати самым значимым после Пасхи христианским праздникам. Господь въезжал в Иерусалим, сидя на осле. Его приветствовали ветками пальм. В русской православной церкви – это праздник называют Вербным воскресеньем. В XVI–XVII вв. в этот день в Москве проходило очень красочное действо, называемое «шествием на осляти», во время которого «к тому храму в праздник пальм ведется царем патриарх, сидящий на осле». Хотя церемония стала проводится в столице с начала XVI века, в 1560-е годы, после завершения строительства Покровского собора, маршрут шествия поменялся. Оно начиналось в Кремле и следовало именно в западную церковь собора, где митрополит (после утверждения патриархии в 1589 г. – патриарх) в присутствии царя служил литию. Затем шествие возвращалось в Кремль. Вот почему собор и называли Иерусалимом или Иерусалимским.
Интересно, что на одной оси запад-восток в соборе расположены две церкви, связанные с главным христианским праздником – Пасхой. Праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное Воскресенье, отмечают за неделю до Пасхи; праздник Торицы – в 50-й день после Пасхи, восьмое воскресенье. Это начало и завершение пасхального цикла. В древности именно по названию этих церквей именовали Покровский собор.
И, наконец, название всего Покровского собора храмом Василия Блаженного. В 1557 году, когда собор еще строили, в Москве умирает очень почитаемый юродивый Василий Блаженный. Похоронили его у стен строящегося храма. В 1588 году, когда Василий был канонизирован, над его могилой возвели церковь, пристроив ее к нижнему ярусу собора – подклету. Произошло это в уже в правление сына Ивана Грозного – царя Федора Иоанновича. Василий Блаженный творил чудеса как при жизни, так и после смерти. Люди шли к нему за чудом, прежде всего, за чудом исцеления, шли к Василию Блаженному. И название этой небольшой церкви вскоре перенеслось на весь собор. Так Покровский собор стал храмом Василия Блаженного.
Сейчас собор чаще всего называют Покровским или храмом Василия Блаженного, но все его многочисленные наименования, известные преимущественно по письменным источникам, хранят его историю, историю места в центре Москвы.