Северный форпост. К 80-летию окончания битвы в Заполярье — Блог Исторического музея

Северный форпост. К 80-летию окончания битвы в Заполярье

В 2024 году исполнилось 80 лет окончания битвы за Советское Заполярье. С июня 1941 до конца октября 1944 года шли бои на Севере нашей страны — в Мурманской области, в Карелии, на Баренцовом, Белом и Карском морях. В тяжелых природных условиях Заполярья мужественно сражались пехотинцы, моряки, летчики. Немецкое командование прикладывало огромные усилия для захвата Кольского полуострова и базы советского северного флота — незамерзающего порта Мурманск. Почти три с половиной года шли бои в Заполярье. Ценой героических усилий советских воинов немцам не удалось достигнуть поставленных целей.

В собрании отдела Изобразительных материалов Исторического музея хранится коллекция рисунков, выполненных в годы Великой Отечественной войны художниками на разных фронтах, в том числе и в Заполярье. Расскажем о некоторых из них.

Снайпер Ашиков Али Магомедович Бумага на фанере, масло, 1943 г.
Снайпер Ашиков Али Магомедович. Бумага на фанере, масло, 1943 г.

В конце апреля 1943 года трое художников Студии военных художников имени М. Б. Грекова — Самуил Хинский, Валерий Победин и Ростислав Горелов прибыли в командировку на Карельский фронт в 10-ю Гвардейскую стрелковую дивизию. За время командировки, длившейся более месяца, художники побывали в разных частях дивизии, на местах боев, непосредственно на переднем крае обороны. Вместе с бойцами они жили в маленьких тесных землянках, устроенных среди гранитных глыб. Выпрямиться в полный рост в таком жилище было нельзя. Земляной пол, покрытый грязной жижей с набросанными поверх сучьями, служил прибежищем мышей, к постоянному писку которых пришлось привыкать. Передвигались художники в белых маскировочных халатах, ходили на лыжах, спускались с помощью веревок по отвесным скалам. Часто приходилось работать под артиллерийским обстрелом. Мерзли ноги, стыли спины. Снег и солнце слепили глаза так, что без темных очков невозможно было находиться, постоянно текли слезы. В таких условиях были созданы портреты, рисунки, живописные наброски, часть которых дошла до наших дней.

«Разведчик в походе». Бумага, карандаш угольный, 1943 г.
«Разведчик в походе». Бумага, карандаш угольный, 1943 г.
«Там фрицы!. Высота „Верблюд“». Бумага, карандаш, 1943 г.
«Там фрицы!. Высота „Верблюд“». Бумага, карандаш, 1943 г.
«Читает в студии. Хинский». Бумага, карандаш, 1943 г.
«Читает в студии. Хинский». Бумага, карандаш, 1943 г.

После войны один из названых художников — Ростислав Гавриилович Горелов (1915-2006) — передал в музей часть своих фронтовых работ, в том числе и некоторые созданные в Заполярье: рисунки «Разведчик в походе», «Высота „Верблюд“», акварель «Снаряды привезли!», портрет снайпера из Дагестана Ашикова Али Магомедовича, выполненный маслом на бумаге, наклеенной на фанеру. К портрету прилагалась боевая характеристика на бойца, в которой сказано, что на счету снайпера 91 уничтоженный солдат и офицер противника. Благодаря сохраненной художником характеристике и архивным сайтам Министерства Обороны «Подвиг народа» и «Память народа», удалось уточнить биографические данные солдата. Али (Алий) Магомедович Ашиков 1913 года рождения был призван на фронт из Буйнакского района Дагестанской АССР. Прошел всю войну. Был награжден орденом Красного Знамени, медалями «За Победу над Германией» и «За Победу над Японией».

«Вывозят раненого!». Бумага, автолитография, 1984 г.
«Вывозят раненого!». Бумага, автолитография, 1984 г.

Небольшой карандашный рисунок, подписанный художником «Там фрицы! Высота „Верблюд“», запечатлел передний край обороны. Позиции советских и немецких войск разделяли 400 метров. Все подступы к высоте были ограждены рядами колючей проволоки. В каменистой почве нашими солдатами были вырыты траншеи в рост человека, в которых постоянно дежурили наблюдатели. Видимо в такой траншее и был выполнен художником рисунок, датированный маем 1943 года.

На акварели «Снаряды привели!» изображены незаменимые помощники солдат в условиях крайнего Севера — северные олени, ласково называемые бойцами — «олешки». На этот и другие фронтовые сюжеты после войны художником были выполнены автолитографии. О боях в Заполярье повествуют листы «Снаряды привезли», «Собаковод Иванов», «Вывозят раненого!», «Поход олене-лыжной бригады».

«Собаковод Иванов». Бумага, автолитография, 1980-е гг.
«Собаковод Иванов». Бумага, автолитография, 1980-е гг.
«Снаряды привезли!». Бумага, карандаш, акварель. Апрель 1943 г.
«Снаряды привезли!». Бумага, карандаш, акварель. Апрель 1943 г.

Как художник Студии военных художников имени М. Б. Грекова Р. Г. Горелов побывал на разных фронтах. О серии его работ, выполненных в 1943 году на Украине, мы уже рассказывали ранее. В Историческом музее хранятся также его рисунки, посвященные военному быту и подвигам летчиков; живописный этюд, созданный в мае 1945 года в Берлине. Зарисовал художник и своих товарищей по студии Грекова. На одном из рисунков 1943 года изображен Самуил Моисеевич Хинский (1916-1965), вместе с которым Р. Г. Горелов был в командировке в Заполярье.

«Снаряды привезли». Бумага, автолитография, 1985 г.
«Снаряды привезли». Бумага, автолитография, 1985 г.

По рассказам родных Р. Г. Горелова, подаривших экземпляры его автолитографий в Исторический музей, Ростислав Гавриилович печатал небольшие тиражи своих работ и дарил их в школьные музеи, чтобы дети знали и помнили о подвигах своих предков в годы войны.

Будем и мы хранить память о фронтовых художниках, которые создавали художественную летопись Великой Отечественной войны.