«До конца жизни Федор Васильевич
сохранял холодно-строгий и достойный вид…»
Участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813–1814 гг., Русско-турецкой войны 1828–1829 гг., подавлений Польского восстания 1830–1831 гг. и революции в Венгрии 1848–1849 гг. генерал-адъютант граф Федор Васильевич (Фридрих Александр) Ридигер (1783 – 1856) отличился во многих сражениях и заслужил честь быть помещенным в галерею выдающихся русских военачальников – Военную галерею Зимнего дворца. Помимо известного портрета кисти мастерской Дж. Доу, образ генерала был запечатлен другими художниками как в живописи, так и в графических произведениях.
В Государственном историческом музее хранится портрет Ридигера работы неизвестного автора.
На нем Федор Васильевич изображен в мундире генерал-адъютанта с аксельбантом и вензелем императора Николая I на эполетах. Свитское звание он получил за участие в подавлении Польского восстания 1831 г. Об этой кампании свидетельствует и одна из наград – Польский знак отличия за военное достоинство 1-й ст. – нижняя звезда с левой стороны груди и черный крест с короной по борту мундира. Судя по тому, что прусский орден Красного орла 1-й ст. (звезда и крест) изображен без алмазов, которые Ридигер получил за отличие на маневрах в Калише в сентябре 1835 г., портрет следует датировать периодом между 1832 и 1835 годами.
Портрет был подарен Музею 1812 года великим князем Николаем Михайловичем в 1910 г. и уже через два года экспонировался на юбилейной выставке в Историческом музее, в Зале Героев. После реорганизации Музея 1812 года портрет поступил сначала в фондохранилище Военно-исторического музея, затем – в собрание ГИМ.
Этому иконографическому типу хронологически близка литография, созданная по живописному портрету, который с 1839 г. и до Второй мировой войны находился в Курляндском Провинциальном музее в Митаве (ныне г. Елгава, Латвия). К сожалению, настоящее местонахождение этого портрета неизвестно. На литографии мы видим те же самые награды и атрибуты генерал-адъютанта, что и на предыдущем портрете, лицо же Ридигера восходит к иконографическому типу Дж. Доу.
Следующим иконографическим типом являются портреты Ридигера в гусарской форме, выполненные во второй половине 1840-х годов, когда Федор Васильевич был восстановлен шефом Клястицкого гусарского полка (ранее Гродненский гусарский полк). Поколенный портрет Ридигера в доломане и ментике Клястицкого гусарского полка исполнен между 1845 и 1850 гг.
На груди мы видим те же награды, через левое плечо под лядуночной перевязью пущена Александровская лента. На звезде ордена Красного орла прорисованы алмазы, однако центральный медальон изображен с ошибкой – вместо орлиного силуэта на нем просматривается изображение креста. Также неверно изображена звезда Польского знака отличия за военное достоинство 1-й ст. Здесь она скорее напоминает звезду ордена Красного орла 2-й ст., введенную в 1830 г. Ридигер такую звезду носить не мог, поскольку еще в 1813 г. был награжден орденом 1-й ст.
Этот портрет поступил в ГИМ в 1922 г. от неизвестного лица в составе большой коллекции эстампов и чертежей. Литография подписная, но имя автора в правом нижнем углу листа прописано неразборчиво. Известно только, что портрет был напечатан в литографском заведении Юлиуша Флека (Fleck Juliusz Volkmar, 1814–1888) в Варшаве.
Там же был исполнен и другой лист в технике тоновой литографии. Модель изображена в трехчетвертном повороте вправо, в той же форме Клястицкого гусарского полка. Благодаря подписи автора (Kloch) и датировке (1849) мы можем с большой долей вероятности предположить создание портрета с натуры как раз накануне отъезда Ридигера в поход против венгерских повстанцев. Интересно было расшифровать подпись художника, поскольку в известных нам справочниках и энциклопедиях это имя отсутствовало. Большую помощь в предоставлении биографических сведений о художнике нам оказал польский историк Анджей Матусевич. Карол Вильгельм Фердинанд Корниц де Клох (Karol Wilhelm Ferdynand Kornitz de Kloch) родился около 1819 г. в Масселе (ныне Лигота коммуны Тшебница) в семье Леопольда Отто Фердинанда и Конкордии Генриетты Луизы, урожденной Имхоф. Титулованная семья Клох происходила из Силезии. В 1805 г. они получили подтверждение титула барона в Пруссии, который использовали с XVII в. Сын Карол-Вильгельм был художником-самоучкой. В начале творческого пути работал в литографии Юлиуша Флека, в 1850–1857 гг. исполнял обязанности рисовальщика Технического отдела канцелярии Герольдиа Королевства Польского. Затем начал работать ретушером в фотографической студии Карола Бейера. Судьбоносная встреча в 1865 г. с Мелецюшом Дуткевичем коренным образом изменила профиль работы художника. Вместе с Дуткевичем Клох создал собственное фотоателье «Kloch i Dutkiewicz», которое очень быстро приобрело широкую известность. Так, уже в 1867 г. они получили серебряную медаль на универсальной выставке в Париже, а спустя шесть лет и в Вене. В 1876 г. Клох покинул компанию и устроился работать фотографом на фабрику Яна Мечковского (старшего). Примечательно, что на коронации русского императора Александра III в Москве в 1883 г. присутствовали оба фотографа – Клох и Мечковский. Таким образом, Исторический музей располагает редким графическим листом художника, известного больше своими фотографическими работами.
В 1851 году русский художник и издатель Василий Федорович Тимм опубликовал в «Русском художественном листке» портрет Ф.В. Ридигера, исполненный с литографии Клоха.
Следующие два портрета Ридигера были литографированы во второй половине 1850-х годов (вполне возможно, что уже после смерти графа). Один из них вошел в альбом «Портреты лиц, участвовавших в событиях войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов», отпечатанный в литографии редакции Российской военной хроники. Поясним, что Федор Васильевич не воевал в Крыму, в период отъезда И.Ф. Паскевича на театр военных действий он исправлял должность наместника в Царстве Польском и командовал войсками на случай войны с Австрией и Пруссией. С 19 февраля 1855 г. он был главнокомандующим гвардейскими и Гренадерским корпусами. Кроме того, был начальником обороны побережья Балтийского моря на подступах к Санкт-Петербургу. На литографии немецкого художника Карла Гиллера (Carl Theodor Hiller, 1815–1875), работавшего в Риге, Ридигер изображен в генерал-адъютантском сюртуке, с орденом Св. Георгия 3-й ст.
Под изображением воспроизведена факсимильная подпись Ридигера и надпись с указанием имени, титула, звания и должности на русском и французском языках: «Генерал-Адъютант. Главнокомандующий Гвардейскими и Гренадерским корпусами». Эту должность Ридигер исправлял до мая 1856 года, а затем по настоянию врачей отправился на лечение в Карлсбад (ныне Карловы Вары, Чехия).
Он долго отказывался ехать за границу, 16 мая 1856 г. опубликовал свой последний приказ, в котором дал отчет своей 14-месячной работе на посту командующего гвардейскими и Гренадерским корпусами. И даже здесь не перестал давать указания войскам, все еще надеясь на возвращение и дальнейшую работу: «Отъезжая временно за границу для поправления здоровья, я с душевным сожалением расстаюсь с войсками, которые Высочайшею волею были мне вверены. Утешаю себя надеждою, что отсутствие мое будет непродолжительно. Тем не менее считаю своей обязанностью выразить те правила, которыми я руководствовался в управлении, и просить всех гг. начальников неуклонно следовать им и в мое отсутствие; ибо для успеха в каждом деле нужно постоянство усилий и всего вреднее частая перемена требований».
Князю Н.К. Имеретинскому рассказывали, что когда больного Федора Васильевича выносили в кресле на пароход, отправлявшийся в Карлсбад, то офицеры, собравшиеся на проводы, завладели креслом и понесли своего любимого начальника на руках.
К сожалению, через 3 недели граф скончался. Его прах был перевезен на родину и захоронен в Митаве (могила не сохранилась).
На последнем известном нам по хронологии портрете граф Ридигер изображен сидящим на стуле в генерал-адъютантском сюртуке и с орденом Св. Георгия 3-й ст.
Как вспоминал светлейший князь Имеретинский, граф Ридигер был высокого роста, держался прямо и «ходил так бодро и эластично, что никто бы не заподозрил в нем глубокого старика». Его рябое и сморщенное лицо было гладко выбрито, без усов, на голове же он носил парик, «очень искусно сделанный».
Этот литографированный портрет был опубликован В.Ф. Тиммом в год смерти генерала в «Русском художественном листке». И, возможно, был исполнен по прижизненной фотографии графа Ридигера.
Авторы — Елена Букреева, Эдгар Умбрашко