Мужской халат в модной картинке XIX века — Блог Исторического музея

Мужской халат в модной картинке XIX века

«Как я люблю тебя, халат!
Одежда праздности и лени,
Товарищ тайных наслаждений
И поэтических отрад!…»

Н. Языков

Если полистать модные журналы XIX века, то в них как в своеобразных справочниках, можно найти подсказку как лучше одеться в определенный сезон или по определенному случаю. В этих журналах были представлены самые актуальные новинки бальных платьев, верхней одежды, в том числе и домашней.

«Утреннее платье». Лист из модного журнала.Великобритания, 1816
«Утреннее платье». Лист из модного журнала.
Великобритания, 1816

Что касается домашней одежды, то в модных журналах можно встретить различные варианты утренних дамских платьев, а вот с мужским домашним костюмом дело обстояло иначе.

В первой половине XIX столетия женщина по-прежнему считалась хранительницей домашнего очага, а для мужчин, безусловно, главным делом в жизни была служба (государственная, военная и др.). Рассматривая отечественные и европейские модные картинки XIX века из собрания Исторического музея, можно увидеть изображения мужчин в домашней обстановке. Зачастую мужчина показан в компании друзей и занятым светской беседой. Принимающий у себя гостей хозяин дома изображался одетым в красивый халат. Как, например, молодой щеголь на иллюстрации во французском журнале «Le Petit Courrier des Dames» 1837 года.

Два модных мужских костюма. Лист из журнала «Le Petit Courrier desDames». Париж, 1837
Два модных мужских костюма. Лист из журнала «Le Petit Courrier des
Dames». Париж, 1837

Халат, традиционный элемент восточного костюма, вошел в светскую моду России в XVIII столетии вместе с европейским костюмом. Популярность халата в России и Европе в первой половине XIX столетия была тесно связана с влиянием романтизма, интересом к странам востока (подкреплявшемся литературными романами) и проникновением восточного стиля (ориентализма) во все сферы искусства.

Ориентировавшиеся на европейскую моду, российские дворяне устраивали домашние утренние приемы в халатах. В первой половине XIX столетии утренний прием гостей в роскошном халате был особенно популярен у денди.
Один из таких приемов можно увидеть на иллюстрации в прибавлении к журналу «Московский Телеграф» — «Камер-обскура книг и людей» (1832 г.)

Два модных мужских костюма. Лист из прибавления к журналу«Московский Телеграф» — «Камер-обскура книг и людей», № 18. Москва, 1832
Два модных мужских костюма. Лист из прибавления к журналу
«Московский Телеграф» — «Камер-обскура книг и людей», № 18.
Москва, 1832

Молодой франт в лиловом халате с отложным воротником и витым поясом с кистями принимает у себя приятеля, задумавшись о чем-то, он облокотился на малиновые подушки. При внимательном рассмотрении одежды щеголя, можно предположить, что он одет в шлафрок.

Шлафрок/шлафор (от нем. Schlafrock — пиджак для сна) — популярная в XIX столетии разновидность халата. Шлафрок/шлафор мог быть как мужским, так и женским, длина его достигала лодыжек, подпоясывался витым шнуром с кистями. Вопрос различия шлафрока от халата остается дискуссионным. Специалист по истории костюма Раиса Кирсанова в книге «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм, вещь и образ в русской литературе XIX века» (2006 г.) пришла к выводу о том, что между халатом и шлафроком нет кардинальных различий относительно покроя и предназначения.

Кроме шлафрока в России XIX столетия пользовалась популярностью и другая разновидность восточной распашной одежды — архалук (недлинный полосатый кафтан), но этот предмет гардероба, к сожалению, не встречается в модной картинке из собрания ГИМ.

В русских литературных произведениях XIX века халат обрел свое символическое значение. В произведениях А. С. Пушкина можно встретить упоминания шлафрока и халата как символов сельской, неспешной жизни. В романе «Евгений Онегин», в строках описывающих жизнь матери Татьяны Лариной, которая став провинциальной помещицей, забыла о городских увеселениях, Александр Сергеевич символически подчеркивал смену одежды: «И обновила наконец/ На вате шлафор и чепец». Характеризуя отца Татьяны, бригадира Дмитрия Ларина, как деревенского домоседа, поэт писал: «А сам в халате ел и пил/ Покойно жизнь его катилась». Сам А. С. Пушкин не прочь был носить халат в домашней обстановке. Именно в халате запечатлел поэта Василий Тропинин на знаменитом портрете 1827 года, хранящемся ныне в Государственной Третьяковской галерее.

Поэт и друг А. С. Пушкина Петр Вяземский (1792-1878) в одном из стихотворений ассоциировал халат с праздным пребыванием дома, а следовательно, уютом, теплом и беспечностью («Прощание с халатом», 1817):

«Прости, халат! товарищ неги праздной,
Досугов друг, свидетель тайных дум!
С тобою знал я мир однообразный,
Но тихий мир, где света блеск и шум
Мне, в забытьи, не приходил на ум…»

Еще один соратник А. С. Пушкина, поэт Николай Языков (1803-1846) вслед за П. Вяземским посвятил халату отдельное стихотворение («К халату», 1823), в котором называл этот предмет гардероба «одеждой праздности и лени».
Тем не менее сегодня у наших соотечественников мужской халат XIX века ассоциируется прежде всего с романом И. А. Гончарова «Обломов» (1859), где этот вид одежды явился метафорой образа жизни и характера главного героя.
Восприятие халата как атрибута человека ленивого, праздного, но следящего за модой, ярко подметил французский художник Поль Гаварни (1804-1866) в иллюстрации «Физиономия моды. Домашняя одежда мужчины» из журнала «L’ Artiste» (40-е гг. XIX в.).

П. Гаварни. «Физиономия моды. Домашняя одежда мужчины». Лист изжурнала «L’ Artiste». Париж, 1840-е гг.
П. Гаварни. «Физиономия моды. Домашняя одежда мужчины». Лист из
журнала «L’ Artiste». Париж, 1840-е гг.

В качестве символа мужской моды той поры художник изобразил развязно сидящего мужчину в длинном халате, курящего сигару, облокотившись на подушки. Во взгляде модника читается лукавство и некоторое высокомерие.

Cреди модных иллюстраций, хранящихся в фондах ГИМ, есть страничка из издания «Journal des Tailleurs» 1853 года с изображением мужчины в элегантном зеленом шлафроке малахитового оттенка с розовой подкладкой и витым поясом.

Лист из издания «Journal des Tailleurs». Париж, 1853
Лист из издания «Journal des Tailleurs». Париж, 1853

Следует обратить внимание, что ансамбль изящно дополнен небольшой розовой бабочкой.

Собрание модной картинки Исторического музея хранит совсем небольшое число иллюстраций с изображением мужских халатов XIX столетия. Тем не менее эти немногочисленные картинки позволяют зрителю глубже прочувствовать атмосферу жизни светского общества XIX века.

Библиография:
1. Ермолаева Н. Л. Архетип халата в русской литературе XIX века // Учёные записки Казанского государственного университета. Т. 151. Серия «Гуманитарные науки». Кн. 3. Казань, 2009. С. 47–56.
2. Кирсанова Р. М. Портрет неизвестной в синем платье. М., 2017.
3. Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. М., 2006.
4. Мерцалова М. Н. История костюма. Очерки истории костюма. М., Искусство, 1972.
5. Лащенко С. К. О том, как и почему Глинка полюбил халат и что из этого вышло. Вестник РХГА, № 1, Т.22. М.,2021.