«Как я люблю тебя, халат!
Одежда праздности и лени,
Товарищ тайных наслаждений
И поэтических отрад!…»Н. Языков
Если полистать модные журналы XIX века, то в них как в своеобразных справочниках, можно найти подсказку как лучше одеться в определенный сезон или по определенному случаю. В этих журналах были представлены самые актуальные новинки бальных платьев, верхней одежды, в том числе и домашней.
Что касается домашней одежды, то в модных журналах можно встретить различные варианты утренних дамских платьев, а вот с мужским домашним костюмом дело обстояло иначе.
В первой половине XIX столетия женщина по-прежнему считалась хранительницей домашнего очага, а для мужчин, безусловно, главным делом в жизни была служба (государственная, военная и др.). Рассматривая отечественные и европейские модные картинки XIX века из собрания Исторического музея, можно увидеть изображения мужчин в домашней обстановке. Зачастую мужчина показан в компании друзей и занятым светской беседой. Принимающий у себя гостей хозяин дома изображался одетым в красивый халат. Как, например, молодой щеголь на иллюстрации во французском журнале «Le Petit Courrier des Dames» 1837 года.
Халат, традиционный элемент восточного костюма, вошел в светскую моду России в XVIII столетии вместе с европейским костюмом. Популярность халата в России и Европе в первой половине XIX столетия была тесно связана с влиянием романтизма, интересом к странам востока (подкреплявшемся литературными романами) и проникновением восточного стиля (ориентализма) во все сферы искусства.
Ориентировавшиеся на европейскую моду, российские дворяне устраивали домашние утренние приемы в халатах. В первой половине XIX столетии утренний прием гостей в роскошном халате был особенно популярен у денди.
Один из таких приемов можно увидеть на иллюстрации в прибавлении к журналу «Московский Телеграф» — «Камер-обскура книг и людей» (1832 г.)
Молодой франт в лиловом халате с отложным воротником и витым поясом с кистями принимает у себя приятеля, задумавшись о чем-то, он облокотился на малиновые подушки. При внимательном рассмотрении одежды щеголя, можно предположить, что он одет в шлафрок.
Шлафрок/шлафор (от нем. Schlafrock — пиджак для сна) — популярная в XIX столетии разновидность халата. Шлафрок/шлафор мог быть как мужским, так и женским, длина его достигала лодыжек, подпоясывался витым шнуром с кистями. Вопрос различия шлафрока от халата остается дискуссионным. Специалист по истории костюма Раиса Кирсанова в книге «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм, вещь и образ в русской литературе XIX века» (2006 г.) пришла к выводу о том, что между халатом и шлафроком нет кардинальных различий относительно покроя и предназначения.
Кроме шлафрока в России XIX столетия пользовалась популярностью и другая разновидность восточной распашной одежды — архалук (недлинный полосатый кафтан), но этот предмет гардероба, к сожалению, не встречается в модной картинке из собрания ГИМ.
В русских литературных произведениях XIX века халат обрел свое символическое значение. В произведениях А. С. Пушкина можно встретить упоминания шлафрока и халата как символов сельской, неспешной жизни. В романе «Евгений Онегин», в строках описывающих жизнь матери Татьяны Лариной, которая став провинциальной помещицей, забыла о городских увеселениях, Александр Сергеевич символически подчеркивал смену одежды: «И обновила наконец/ На вате шлафор и чепец». Характеризуя отца Татьяны, бригадира Дмитрия Ларина, как деревенского домоседа, поэт писал: «А сам в халате ел и пил/ Покойно жизнь его катилась». Сам А. С. Пушкин не прочь был носить халат в домашней обстановке. Именно в халате запечатлел поэта Василий Тропинин на знаменитом портрете 1827 года, хранящемся ныне в Государственной Третьяковской галерее.
Поэт и друг А. С. Пушкина Петр Вяземский (1792-1878) в одном из стихотворений ассоциировал халат с праздным пребыванием дома, а следовательно, уютом, теплом и беспечностью («Прощание с халатом», 1817):
«Прости, халат! товарищ неги праздной,
Досугов друг, свидетель тайных дум!
С тобою знал я мир однообразный,
Но тихий мир, где света блеск и шум
Мне, в забытьи, не приходил на ум…»
Еще один соратник А. С. Пушкина, поэт Николай Языков (1803-1846) вслед за П. Вяземским посвятил халату отдельное стихотворение («К халату», 1823), в котором называл этот предмет гардероба «одеждой праздности и лени».
Тем не менее сегодня у наших соотечественников мужской халат XIX века ассоциируется прежде всего с романом И. А. Гончарова «Обломов» (1859), где этот вид одежды явился метафорой образа жизни и характера главного героя.
Восприятие халата как атрибута человека ленивого, праздного, но следящего за модой, ярко подметил французский художник Поль Гаварни (1804-1866) в иллюстрации «Физиономия моды. Домашняя одежда мужчины» из журнала «L’ Artiste» (40-е гг. XIX в.).
В качестве символа мужской моды той поры художник изобразил развязно сидящего мужчину в длинном халате, курящего сигару, облокотившись на подушки. Во взгляде модника читается лукавство и некоторое высокомерие.
Cреди модных иллюстраций, хранящихся в фондах ГИМ, есть страничка из издания «Journal des Tailleurs» 1853 года с изображением мужчины в элегантном зеленом шлафроке малахитового оттенка с розовой подкладкой и витым поясом.
Следует обратить внимание, что ансамбль изящно дополнен небольшой розовой бабочкой.
Собрание модной картинки Исторического музея хранит совсем небольшое число иллюстраций с изображением мужских халатов XIX столетия. Тем не менее эти немногочисленные картинки позволяют зрителю глубже прочувствовать атмосферу жизни светского общества XIX века.
Библиография:
1. Ермолаева Н. Л. Архетип халата в русской литературе XIX века // Учёные записки Казанского государственного университета. Т. 151. Серия «Гуманитарные науки». Кн. 3. Казань, 2009. С. 47–56.
2. Кирсанова Р. М. Портрет неизвестной в синем платье. М., 2017.
3. Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. М., 2006.
4. Мерцалова М. Н. История костюма. Очерки истории костюма. М., Искусство, 1972.
5. Лащенко С. К. О том, как и почему Глинка полюбил халат и что из этого вышло. Вестник РХГА, № 1, Т.22. М.,2021.