Деревянные фигурки лошадей были найдены в 1865 г. В. В. Радловым в богатом погребении V в. до н. э. в Большом Катандинском кургане, расположенном в Катандинской долине в Центральном Алтае. Это был первый исследованный царский курган пазырыкской археологической культуры, датируемой в целом VI-III вв. до н. э. Свое название она получила значительно позднее после исследований в 1920-х гг. в урочище Пазырык (Восточный Алтай) М. П. Грязновым и С. И. Руденко царских курганов.
Во время первых раскопок кургана были получены уникальные находки: так называемый катандинский «фрак», кафтан, нагрудник, фрагменты шелковых тканей и войлочных изделий, деревянная скульптура, детали конской узды, предметы вооружения и украшения. Однако курган не был изучен до конца и почти через сто лет после работ В. В. Радлова, А. А. Гаврилова обнаружила рядом с основным погребением костяки 22 жертвенных коней, 6 седел, остатки двух узд с деревянными украшениями, железными удилами и псалиями.
По своей конструкции Большой Катандинский курган является классическим царским захоронением пазырыкской археологической культуры с каменной насыпью, могильной ямой, в которую помещен сруб и конскими сопогребениями. При всей схожести погребального обряда, есть и интересные отличия. Умершие, а их было двое, были уложены не в колоды-саркофаги, как в других курганах этого уровня, а на погребальные ложа-столы с конусообразными ножками. Такие ложа известны по описанию погребения персидского царя Кира из династии Ахеменидов. Древнегреческий историк и географ Арриан писал так:
«В помещение стоял золотой гроб, в котором был похоронен Кир, а кроме гроба ложе. Ножки его были выкованы из золота, покрыто оно было вавилонским ковром, а застлано шкурами, выдолбленными в пурпурный цвет. Лежали на нем царский плащ и прочие одежды вавилонской работы».
В Катандинском кургане одежда погребенных (кафтан, фрак, нагрудник и деревянные украшения на шелковой ленте) была обнаружена на перекрытии склепа в виде двух свертков. Курган был ограблен еще в древности и предполагается, что свертки одежды грабители просто не успели вынести из могилы. На самих умерших никакой одежды и украшений не оказалось. По сохранившимся вещам определенно сказать о том, была ли эта женская или мужская одежда сложно. Курган полностью разрушен в настоящее время, а кости погребенных, по сообщению В. В. Радлова, были в плохой сохранности и определение пола и возраста умерших не представлялось возможным.
В комплект как мужской, так и женской одежды пазырыкцев входили длинные штаны из шерстяной ткани, шерстяные пояса и длинные сапроги-чулки из войлока, у женщин добавлялась ещё шерстяная юбка и рубаха. Сверху мужчины и женщины носили шубы с «хвостом», который пришивался сзади к ее нижнему краю. У рядового населения шубы шились из овчины и меха горной козы. Катандинский «фрак» сшит из соболиного меха и покрыт китайским шелком. В данном случае это была одежда, которая подчеркивала высокий статус погребенного человека. Шелк поступал на Алтай из Индии и Китая, и высоко ценился в кочевнической среде, поэтому грабители нередко срывали куски ткани с погребальных одежд и забирали их вместе с золотыми предметами.
Деревянные фигурки лошадей и фантастического животного, найденные во втором свертке одежды Катандинского кургана, по сообщению В. В. Руденко, были нашиты на шелковую ткань. Вероятнее всего, они могли были быть просто завернуты в кусок шелка, который грабители оторвали от погребальной одежды, так как такие резные фигурки украшали погребальный головной убор, известный как по рядовым, так и по погребениям родоплеменной знати и вождей.
В набор украшения войлочной шапки входили фигурки наиболее значимых для кочевника животных: лошадей, оленей, птиц, а также фантастических персонажей (грифонов) или фигуры, соединяющие в себе элементы разных животных. Фигурки животных обычно покрывали тонкой золотой фольгой, которая частично сохранилась и на катандинских лошадках.
Погребения знатных представителей пазырыкской культуры обычно сопровождались захоронениями коней. Принесение в жертву лошадей сопровождалось различными ритуальными действиями и определенными правилами: кони должны быть оседланными, взнузданными и, возможно, спутанными. Вероятно, что деревянные фигурки на войлочных головных уборах изображали принесенных в жертву животных. По представлениям древних алтайцев пара разнополых лошадей сопровождала своего хозяина в потусторонний мир и должна была пастись там на «вечном пастбище».
Так деревянные фигурки все изображены под седлом, похожим на мягкие седла пазырыкцев. Отверстия в ногах животных могли не только использоваться для пришивания, но и символизировать путы. На некоторых фигурках из других пазырыкских могильников на голове лошадок сделан треугольны «след» от ритуального убийства чеканом.
В конских захоронениях находят сшитые из различных материалов (кожи, войлока и меха) конские головные уборы-маски с прорезями для глаз, ноздрей и ушей. Маски эти использовались не только в погребальном обряде, но и вероятно в торжественных процессиях, на что указывают следы ремонта на некоторых из них. Грива и хвост животных закрывали специальными чехлами из кожи и войлока, чтобы скрыть его биологический вид.
Считается, что маскирование коней под диких копытных животных связано с мифологическими представлениями древних кочевников. Вероятно, лошадь как наиболее близкая кочевнику животное во время ритуальных действий должна была иметь черты дикого, более сакрально значимого животного.
Деревянные фигурки лошадок из Катандинского кургана имеют коротко подстриженную гриву, а на голове отверстия для вставных ушей и рогов, обычно изготавливавшихся из войлока или кожи и покрытых золотой фольгой, что превращало их в сакральных мифологических персонажей. Лошадки, украшавшие погребальные головные уборы, известны и на других пазырыкских памятниках Горного Алтая, однако для каждого погребения они индивидуальны и не повторяют друг друга.