Покровский собор, более известный в народе как Храм Василия Блаженного является не просто символом России, но и одним из самых удивительных архитектурных памятников в мире. История его создания отсылает нас к эпохе первого русского царя Ивана IV Грозного. Взятие Казани осенью 1552 г. послужило точкой отсчета в истории храма. Символ победы русского оружия, торжества христианства вот уже 459 лет украшает главную площадь России и не раз становился свидетелем исторических событий. Красота «города церквей» воспета писателями и поэтами, но самые ранние впечатления о нем мы находим в записках иностранцев.
В XVI–XVII вв. златоглавая столица часто принимала многочисленные дипломатические миссии. Время бурного расцвета русской государственности после возвышения Москвы отмечено развитием международных отношений с европейскими и другими мировыми державами. Однако не только дипломаты посещали столицу: приезжали на службу разные мастера – от архитекторов и военных до врачей и аптекарей.
Как же воспринимали иностранцы одно из чудес света – Покровский собор? Существует немало свидетельств об этом в записках служилых людей и дипломатов. Так, в мемуарах вестфальца Генриха Штадена (1542–после 1579), служилого опричника Ивана Грозного, сохранилось описание не только самого собора, но и его повседневности: «На этой [Красной] площади под Кремлем стояла круглая церковь с переходами; постройка была красива изнутри и над первым переходом расписана многочисленными священными изображениями, изукрашенными золотом, драгоценными камнями, жемчугом и серебром. Митрополичий выезд со всеми епископами на вербную субботу (auf Palmentag) происходил ежегодно именно к этому храму. Под переходами похоронено несколько человек; на их могилах горели день и ночь восковые свечи; они [т.е. мертвые] не тлеют, как говорят русские, а посему они считают их очень святыми и молятся им днем и ночью. У этого храма висело много колоколов».
Эта цитата из «Записок о Московии», увидевших свет в Германии в 1577–1578 гг., дает представление о композиции собора и его основных архитектурных объемах. «Круглая церковь» – отсылка к многоглавому собору, ренессансным представлениям об идеальном храме, концентрическом расположении восьми церквей-приделов во главе с девятой центральной. Как указывает автор описания, декор собора был нарядным, праздничным, полностью отвечая его идейному замыслу военного мемориала, посвященного Казанскому взятию, самого высокого на тот момент здания в Москве.
Любопытно упоминание Штаденом «шествия на осляти» – торжественного действа, праздничной службы в Вербное воскресенье. Правда, в оригинале указана суббота, однако православные традиции праздника убеждают нас в том, что этот крестный ход проходил в воскресенье. В Москву это действо пришло из Великого Новгорода, откуда был назначен на митрополичий престол архиепископ Макарий (ок. 1482–1563) – идейный вдохновитель создания Покровского собора. Ежегодная служба на Вербное воскресенье символическим образом рассказывала о въезде Иисуса Христа в Иерусалим накануне его крестных страданий, предваряя страстную неделю и Пасху. Штаден называет это день auf Palmentag потому, что в Иерусалиме Иисуса встречали пальмовыми ветвями, а на Руси символом этого праздника стала верба.
Сложно сказать, о каких почитаемых могилах рядом с собором идет речь. Однако одну из них можно идентифицировать. Известно, что Василий Блаженный (ок. 1469–1557) был похоронен рядом с восточной стеной строящегося Покровского собора, и место его захоронения было крайне популярно среди паломников. Святой был канонизирован спустя всего 31 год после смерти, преемником Ивана Грозного, его сыном Федором Иоанновичем. Судя по запискам Штадена, упоминавшего о нетленности погребенных под переходами Покровского собора, святость Василия Христа ради юродивого, вероятно, признавалась в народе еще до официальной канонизации.
Сегодня с юго-восточной стороны к собору примыкает двухъярусная шатровая колокольня с открытой площадкой для звона. Однако она появилась значительно позже самого собора – в конце 1670-х годов. А вот первоначальное строение – открытую стену-звонницу как раз описывает Штаден. Она была отдельно стоящей и представляла собой трехъярусную конструкцию из арок, в проемах которых висели колокола. Звонари раскачивали их за длинные веревки, и звон разносился по окрестностям.
Оставивший подробное описание Московии Генрих Штаден видел Покровский собор в первые десятилетия после строительства и поэтому его впечатления приобретают особую ценность.