Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву – необычный православный храм. Это храм-памятник победе над многовековым врагом Руси Казанским ханством, построенный по обету самого царя Ивана IV Грозного. Его мемориальный характер воплощён в ликующе праздничном и очень нарядном внешнем облике собора. Он лишён определённо выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдёшь, кажется, что именно она и есть главная. А декоративное убранство каждой из сторон – соединение изумительного разнообразия деталей в единое целое. В Покровском соборе стихия декора (все эти пилястры, стрелы, кокошники, карнизы, машикули, изразцы, росписи и т.п.) торжествует.
Когда речь заходит о керамическом убранстве храма, в первую очередь, имеется в виду богатый изразцовый декор на шатре центральной церкви. Однако изразцы – не единственный вид строительной керамики, использованный при его возведении. Оказалось, что на фасадах двух церквей собора находится более 130 керамических сосудов. Фасадные сосуды – редкое и почти неизученное явление древнерусской архитектуры. Нам известны сооружения, на фасадах которых есть кувшины или тарели, вмурованные так, что их видно целиком. В Покровском соборе всё устроено иначе.
Сначала мы обнаружили фасадные сосуды на реставрационных чертежах середины XX века, а затем увидели их на храме. И помогли нам в этом уже известные вам сосуды-голосники. Так же как голосники в интерьерах, они целиком вмурованы в стены одновременно с их возведением, снизу видны только образуемые ими идеально круглые отверстия. Зодчие использовали их там, где задумано было сделать ряд декоративных элементов – отверстий абсолютно правильной круглой формы одинаковых размеров.
120 сосудов находятся на фасаде одной из четырех больших церквей собора – Входа Господня в Иерусалим. Эта церковь выделяется и внутри собора – она самая большая из восьми церквей, которые окружают центральную. Особое место церковь занимает в программе посвящений собора. Именно в эту церковь поднимались глава Русской церкви – митрополит или патриарх и царь на молебен во время торжественного ежегодного крестного хода в Вербное воскресенье. Решили зодчие отметить её и снаружи: 24 большие корчаги вмурованы в верхней части барабана под самым куполом-главой; ещё 96 горшков поменьше вмуровали в кокошники, закрывающие переход от восьмерика церкви к барабану. В каждом кокошнике по 12 сосудов, образующих дугу из круглых отверстий диаметром 11–15 см.
На центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы 16 сосудов расположены в килевидных кокошниках на верхнем восьмерике. Какими они были изначально, неизвестно. В начале XX века стены в этом месте серьёзно реставрировали и заменили разбитые сосуды. Об этом мы узнали из архивного документа – счёта 1900 г. от подрядчика каменных работ А.Е. Мишакова, в котором указано, что
«…на средней башне вместо старых колостников вставляли новые счётом 15-ть».
Кокошники находятся высоко, поэтому мастера подобрали большие сосуды с диаметром отверстий 26–29 см, чтобы их хорошо было видно снизу.
Принцип образования ровных круглых отверстий одинакового диаметра наталкивает на предположение, что в завершении шатра центральной церкви находятся ещё 8 сосудов, по одному на каждой грани. В настоящее время там видны отверстия диаметром 14 см. К сожалению, информации о них на чертежах недостаточно для того, чтобы утверждать, что это абсолютно точно керамические сосуды. Однако на акварельном рисунке, выполненном во время реставрации в середине XX столетия, отчётливо виден край венчика внутри отверстия и характерная внутренняя поверхность с донцем. Если наше предположение верно, то на фасаде центральной церкви собора находится не 16, а 24 сосуда, дополняющие и без того богатый её архитектурный декор.
Такое керамическое убранство фасадов с помощью полностью вмурованных сосудов известно ещё на одном архитектурном памятнике, теснейшим образом связанным с Покровским собором. Это церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Специалисты спорят, какой храм построили раньше: у стен Кремля или близ царской резиденции в Коломенском? И всё же склоняются к мнению, что Дьяковская церковь скромно наследует архитектурные достижения зодчих собора Покрова на Рву, появляясь спустя десятилетие, что не преуменьшает её значение в ряду выдающихся памятников грозненского времени.
Автор — Надежда Малышева, старший научный сотрудник отдела «Покровский собор»