Как вы думаете, что общего между античным театром в Эпидавре на полуострове Пелопоннес в Греции и храмом Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву на Красной площади в Москве? Конечно, и театр, и храм – уникальные архитектурные шедевры разных эпох. Но самое главное – они обладают превосходной акустикой.
Мы хорошо знаем, как важно ясно слышать на любом месте в театре, что произносится на сцене. Не менее важно, чтобы независимо от того, где идёт богослужение, его можно было услышать в любой точке храма. И этот звук должен быть естественным.
Вопрос акустики для храма и для театра – один из ключевых. Известно, что на акустические качества архитектурных сооружений влияют многие факторы: геометрия стен, строительные и отделочные материалы и т.п. Но многие специалисты считают, и не безосновательно, что особую роль в создании нужной акустики играют сосуды-голосники, вмонтированные при строительстве в стены так, что их горлышки остаются открытыми внутрь помещения. Уже в I в. до н.э. римский архитектор и механик Марк Витрувий Поллион в трактате «Десять книг об архитектуре» писал о медных или более дешевых глиняных сосудах (вазах), которые помещали в особые ниши, устроенные между сидениями амфитеатров античных театров в качестве резонаторов. Есть такие сосуды и в Эпидавре, и в церквах Покровского собора.
Если вы внимательно рассмотрите верхнюю часть стен девяти церквей собора, которые составляли его первоначальный ансамбль, то в шести из них увидите круглые отверстия. Это и есть голосники. Любопытно, что количество их в каждой церкви разное и не связано напрямую с её площадью или высотой. Судите сами.
В самой большой центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы на каждой грани восьмерика видны 2 отверстия, значит, в ней 16 голосников. В трёх больших церквах собора голосники находятся также на гранях восьмериков, у основания барабанов. В церкви святых Киприана и Иустины их 8 – по одному на каждой грани. Сходная картина и в церкви Святой Живоначальной Троицы, однако здесь семь сосудов, так как на одной грани устроена ниша с окном, и для голосника попросту не нашлось места. Интересно, что это единственный пример несимметричного расположения голосников в Покровском соборе.
Южная церковь Великорецкого образа святителя Николая, безусловно, выделяется среди всех церквей храма. Во-первых, в ней, а не в большой центральной, находится максимальное число голосников – 32, во-вторых, они расположены в три ряда, в-третьих, это единственный в Покровском соборе пример наличия голосников в барабане. Нижний ряд состоит из 16 сосудов, по два на каждой грани внутри неглубоких ниш. Выше восемь голосников расположены на ребрах граней в шахматном порядке по отношению к нижнему ряду. Верхний ряд в барабане повторяет расположение сосудов предыдущего ряда. Сложно сказать, почему именно в этой церкви, не отличающейся размерами от других больших столпов, понадобилось в четыре раза больше сосудов. Пока собор «не открывает» нам эту загадку, как и многие другие.
В двух малых церквах, расположенных с восточной стороны храма, также можно увидеть голосники, но система их устройства отличается. В церкви Трёх Патриархов Константинопольских насчитывается восемь сосудов, по два на каждой грани четверика. Он декорирован дуговидным аркатурным поясом и голосники искусно спрятаны внутри арочек. В церкви Александра Свирского всего четыре голосника, зато их горла очень большие и хорошо видны в центре граней восьмерика.
Голосники есть ещё в одной церкви собора, однако рассмотреть их невозможно. В западной большой церкви Входа Господня в Иерусалим восемь сосудов совершенно не видны снизу, так как спрятаны в четырёх глубоких нишах, ориентированных по сторонам света, по два в каждой. Они вмурованы в стенки ниш, у их основания. О них мы узнали, изучая чертежи реставраторов, которые в середине XX столетия, во время реставрации, кропотливо отмечали на них каждую деталь.
Удивительно, но почему-то в двух малых церквах собора голосников нет. Расположены они с западной стороны. Ответ на этот вопрос ещё предстоит найти.
Всего в Покровском соборе насчитывается 83 голосника. Храм строился по царскому заказу, имеет оригинальную архитектурную композицию с такими чертами, как симметричность и гармоничность. Примеры симметрии в нём многочисленны, в том числе, и в расположении голосников. В большинстве церквей их количество кратно четырём, что связано с конструктивными особенностями архитектурных объёмов, построенных на сочетании четвериков и восьмериков. Как правило, сосуды распределяются по всему периметру помещений, и расстояние между ними варьируется несущественно. Чаще всего они находятся в центре граней столпов. Их венчики выкрашены в цвет стен, как будто художники старались вписать их в общую живописную композицию интерьеров.
Необходимость устройства голосниковой системы в соборе диктовалась, в первую очередь, столпообразной формой церквей, их значительной высотой при малой площади, очень невыгодной для звука, наличием близко расположенных параллельных стен.
Высокие акустические качества храма отмечали неоднократно. В частности, по мнению мужского вокального ансамбля духовного пения «Дорос», который на протяжении многих лет выступает в Покровском соборе, в центральной Покровской церкви – лучшая акустика. К такому же выводу пришли сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания, проводившие в нём исследования в 1998 г. Можно предположить, что этому способствует наличие голосников. По мнению специалистов, они работают как системы местного усиления, усиливают выборочно нужные частоты спектра певческого голоса и создают хорошую слышимость во всех точках храма, независимо от положения источника звука.
Автор — Надежда Малышева, старший научный сотрудник отдела «Покровский собор»