Модерн — Блог Исторического музея

Модерн

Последнее десятилетие XIX века ознаменовано с одной стороны политическим беспокойством, а с другой — большим прогрессом. Ремесленные движения, такие как “Искусство и ремесла” в Англии или Абрамцевский кружок в России, были ответной реакцией на некачественные, массово произведенные товары.

Самым ярким стилистическим направлением рубежа веков был модерн. Каждой стране была свойственна своя формулировка: Ар Нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») — во Франции, Югендштиль (нем. Jugendstil, букв. “Молодой стиль”) —  в Германии,  Сецессион (нем. Secession — «отделение, обособление») — в Австрии и Чехословакии, Либерти — в Италии.

Общество молодых художников, задыхающихся от постоянных, путаных клише историзма и эклектизма, стремились очистить архитектуру от бессмысленных декоративных цитат. Несмотря на эстетичность, модерну был свойственен синтетический, тотальный подход к проектам.

Тотальный подход подразумевал под собой охват всей среды обитания человека и появление культа собственного дома. Например, бельгийский архитектор Анри ван де Вельде спланировал в своем доме в Уккле близ Брюсселя все: начиная архитектурой и мебелью и заканчивая — платьем и тапочками хозяйки. Все должно было существовать в гармонии и следовать заданной формуле.

Модерн невозможно отнести к “большим” стилям в традиционном понимании. Со свойственной эпохе ностальгией он подводил итоги угасающей классической культуре, потому в предметах появляются болезненное эстетство, грустная надломленность, символические отсылки, приемы искусств Востока, античности, Средневековья, Ренессанса, классицизма и романтизма.

Для мебельного дела модерн стал последним вздохом ремесленника, ведь славная мощь промышленной революции скоро соберет в своих руках все производство. Само использование природных форм и образов казалось защитой человека от технического тоталитаризма.

Дизайнеры уделяли много внимания мастерству исполнения и мельчайшим декоративным деталям. Однако национальные интерпретации декора модерна были различными: во Франции и Бельгии мебель обрела извилистые, текучие формы, в Британии и Германии в конструкциях использовались геометрические, строгие фигуры, в Италии и Испании модерн исходит из неограниченных экзотических фантазий.

Французская школа Нанси, в провинции Лотарингия, стала пионером “органического” направления ар нуво, мебель которого была вдохновлена флорой и фауной, со скульптурными формами, богато украшена шпоном.

Главными ее представителями были Луи Мажорель и Эмиль Галле. Столы и шкафы делали из экзотических пород древесины, таких как палисандр, клен, орех, фруктовые деревья. Поверхности мебели украшались бронзовыми креплениями в форме различных цветов, листьев, улиток и бабочек.

Популярные кофейные столики Эмиля Галле, форма которых заимствована у китайских чайных столиков, удивляли разнообразием столешниц. В собрании ГИМ есть такой столик, созданный в 1903-1905 гг. Крупная столешница декорирована архитектурным пейзажем с базиликой Нотр-Дам-де-Фурвьер, а остальные три — украшены цветами табака. Изображения дополнены авторской подписью: «GALLE», включенной в декор и выполненной в технике маркетри.

Эмиль Галле. Кофейный столик, 1903-1905 гг.
Эмиль Галле. Кофейный столик, 1903-1905 гг.
Эмиль Галле. Изображение на столешнице кофейного столика
Эмиль Галле. Изображение на столешнице кофейного столика
Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион источник:
Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион
Источник:

Были популярны и различные двухъярусные столы. В нашем собрании столик-геридон опирается на четыре резные копытные ножки. Это очень изящная вариация кабриольных ножек.

Луи Мажорель. Тумба-геридон, начало XX века
Луи Мажорель. Тумба-геридон, начало XX века

Помимо моделей Галле в нашей коллекции есть известный кабинет “Гуси”. Такой роскошный предмет из красного дерева весь усеян орнитологическими мотивами. Дверки нижнего яруса шкафов украшены инкрустацией с группой гусей. Ручки каждого из выдвижных ящиков сделаны в виде литых бронзовых гусиных голов. Общее впечатление дополняет задняя стенка кабинета, которая представляет собой орнаментальную метафору летящей стаи. Помимо “птичьих” деталей боковые панели украшены повторяющимся мотивом «улитка».

Луи Мажорель. Кабинет «Гуси», начало XX века
Луи Мажорель. Кабинет «Гуси», начало XX века
Детали. Луи Мажорель. Кабинет «Гуси», начало XX века
Детали. Луи Мажорель. Кабинет «Гуси», начало XX века
Детали. Луи Мажорель. Кабинет «Гуси», начало XX века
Детали. Луи Мажорель. Кабинет «Гуси», начало XX века

Тонкая наблюдательность Мажореля просматривается в его работе именно в синтетизме усмотренных в природе принципов органического строения форм, биогенности всех элементов его мебели — от фурнитуры до орнаментального разнообразия.