Продолжаем разговор о популярных в первой половине XIX столетия флоральных мотивах и символическом значении каждого из них.
![Блюдце и чашка. Завод Гарднера. Россия, с. Вербилки. Первая половина 1820-х гг. Фарфор, надглазурное крытье, золочение, цировка.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-114509.png)
КОЛОС
С венком из колосьев или снопом часто изображалась римская богиня плодородия и урожая Церера. Именно ей обязана своим появлением прическа «à la Cérès» c вплетенными в волосы колосьями. Аристократки носили подвески или диадемы в виде колосков. Пшеница и рожь обладали феминным подтекстом, поэтому некоторые предметы женского быта украшались изображением венка с включением колосьев.
![Шкатулка для рукоделия. Западная Европа. 1830 - 1840-е гг. Картон, тисненая бумага, шелк.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-114553.png)
Большую популярность приобрели «народные» образы: характерные сельские сцены (изображение жатвы или крестьян с серпами на фоне колосьев) вызывали в публике большую симпатию. Изображением жницы с серпом или снопом в руках могли украшаться вышивки из бисера на кошельках; образы богини Цереры встречались в декоре каминных часов и других предметов декоративно-прикладного искусства; типажные портреты девушек с колосьями в прическе воспроизводились на посуде.
![Медальон. Россия. Начало XIX в. Золото, серебро, жемчуг, стекло, бумага, ткань.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-114628.png)
![Две модели дамских причесок, предметы домашнего обихода и аксессуары. Лист из журнала "Московский наблюдатель". Россия. 1834 год. Бумага, офорт, пунктир, акварель.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-114701.png)
НЕЗАБУДКА
В первой половине XIX века была популярна легенда о девушке, попросившей своего возлюбленного сорвать для нее голубой цветок, растущий у реки. Юноша выполнил ее просьбу, но оступился и упал в бурный поток, успев перед смертью воскликнуть: «Не забудь меня!». Вдохновленный романтической историей, немецкий поэт А. Платен сочинил стихотворение «Незабудка», а вслед за ним на тот же сюжет написал стихи и М.Ю. Лермонтов.
![Кошелек. Россия. 1830 - 1840-е гг. Бисер, медный сплав, шелк, нить, вязание, штамп.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-114819.png)
Незабудка – непременный мотив дворянского альбома, ее изображения появляются на страницах в виде небольших зарисовок. В Историческом музее хранится интересная заготовка для бумажника, на которой изображены корзинка и венок из незабудок с надписью на французском языке, вышитой по периметру с обеих сторон: «Сколь угодно длинное расстояние и сколь угодно долгое время бессильны стереть вас из моего сердца». Также использован мотив незабудки в декоре стеклянной рюмки начала XIX века, где обыгрываются хрупкость материала и цветочная символика. «Не разбей, чтоб помнить» – гласит надпись на изделии.
![Вышивка-заготовка для бумажника. Западная Европа (?). Начало XIX в. Атлас, шёлковые нити, вышивка.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-114908.png)
![Рюмка. Завод Бахметьевых. Россия, с. Никольское. 1800-е гг. Бесцветное стекло, гранение, роспись белой эмалью и силикатной краской, золочение.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-114939.png)
Незабудка часто символизировала искренность и истинную любовь, синий цвет стойко ассоциировался с верностью. Именно венок из этих цветов украшает голову девушки на гравюре 1817 года, выполненной дочерью отставного обер-форстмейстера Марфой Довгалевой для Александра I.
![«Благоговение». Довгалева Марфа, гравер. Россия, г. Санкт-Петербург. 1817 г. Бумага, гравюра пунктиром.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-115124.png)
ФИАЛКА
По легенде, бог солнца Аполлон влюбился в юную нимфу, но та не ответила на его чувства и попросила Зевса спасти ее от пылкого поклонника. Громовержец превратил девушку в фиалку, вечно прячущуюся в тени от яркого света. Цветок, скрывающийся под густыми ветвями, стал символом «непорочной девы, убегающей от нескромных взоров».
![Карманные часы. Западная Европа. Конец XVIII в. Золото, серебро, алмазы "роза", жемчуг, эмаль, стекло, недрагоценный металл, резьба, живопись.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-115425.png)
В некоторых случаях фиалка символизировала дружбу или любовь. Об этом говорят ее многочисленные изображения в дворянских альбомах. Также этот цветок присутствует в ювелирных украшениях и аксессуарах. На одном из медальонов мы видим изображение фиалки с инициалами. Эту композицию следует понимать как предложение дружбы и любви. На обратной стороне медальона – надпись «сувенир от чистого сердца», заключенная в эмблему вечности (змея, кусающая свой хвост).
![Медальон. Начало XIX в. Золото, стекло, слоновая кость, волосы, недрагоценный металл. Оборотная сторона.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-115506.png)
![Медальон. Начало XIX в. Золото, стекло, слоновая кость, волосы, недрагоценный металл. Оборотная сторона.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-115519.png)
Фиалки часто упоминаются в поэтических произведениях первой половины XIX века, символизируя невинность, скромность, любовь к уединению, стыдливую красоту и меланхолию.
![Цветок фиалки. Рисунок из альбома «Кузьминки». Неизвестный художник. Россия. Вторая четверть XIX в. Бумага, акварель.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/02/snimok-ekrana-2023-02-09-115641.png)
Таким образом, различные растительные мотивы в начале XIX века не только служили украшением различных предметов декоративно-прикладного искусства, но и позволяли людям выразить свои чувства. Может быть, однажды и вам пригодится «язык цветов»?