В царстве Флоры. Символика растительных мотивов в культуре первой половине XIX века. Часть II. — Блог Исторического музея

В царстве Флоры. Символика растительных мотивов в культуре первой половине XIX века. Часть II.

Продолжаем разговор о популярных в первой половине XIX столетия флоральных мотивах и символическом значении каждого из них.

Часть I

Блюдце и чашка. Завод Гарднера. Россия, с. Вербилки. Первая половина 1820-х гг. Фарфор, надглазурное крытье, золочение, цировка.
Блюдце и чашка. Завод Гарднера. Россия, с. Вербилки. Первая половина 1820-х гг. Фарфор, надглазурное крытье, золочение, цировка.

КОЛОС

С венком из колосьев или снопом часто изображалась римская богиня плодородия и урожая Церера. Именно ей обязана своим появлением прическа «à la Cérès» c вплетенными в волосы колосьями. Аристократки носили подвески или диадемы в виде колосков. Пшеница и рожь обладали феминным подтекстом, поэтому некоторые предметы женского быта украшались изображением венка с включением колосьев.

Шкатулка для рукоделия. Западная Европа. 1830 - 1840-е гг. Картон, тисненая бумага, шелк.
Шкатулка для рукоделия. Западная Европа. 1830 — 1840-е гг. Картон, тисненая бумага, шелк.

Большую популярность приобрели «народные» образы: характерные сельские сцены (изображение жатвы или крестьян с серпами на фоне колосьев) вызывали в публике большую симпатию. Изображением жницы с серпом или снопом в руках могли украшаться вышивки из бисера на кошельках; образы богини Цереры встречались в декоре каминных часов и других предметов декоративно-прикладного искусства; типажные портреты девушек с колосьями в прическе воспроизводились на посуде.

Медальон. Россия. Начало XIX в. Золото, серебро, жемчуг, стекло, бумага, ткань.
Медальон. Россия. Начало XIX в. Золото, серебро, жемчуг, стекло, бумага, ткань.
Две модели дамских причесок, предметы домашнего обихода и аксессуары. Лист из журнала "Московский наблюдатель". Россия. 1834 год. Бумага, офорт, пунктир, акварель.
Две модели дамских причесок, предметы домашнего обихода и аксессуары. Лист из журнала «Московский наблюдатель». Россия. 1834 год. Бумага, офорт, пунктир, акварель.

НЕЗАБУДКА

В первой половине XIX века была популярна легенда о девушке, попросившей своего возлюбленного сорвать для нее голубой цветок, растущий у реки. Юноша выполнил ее просьбу, но оступился и упал в бурный поток, успев перед смертью воскликнуть: «Не забудь меня!». Вдохновленный романтической историей, немецкий поэт А. Платен сочинил стихотворение «Незабудка», а вслед за ним на тот же сюжет написал стихи и М.Ю. Лермонтов.

Кошелек. Россия. 1830 - 1840-е гг. Бисер, медный сплав, шелк, нить, вязание, штамп.
Кошелек. Россия. 1830 — 1840-е гг. Бисер, медный сплав, шелк, нить, вязание, штамп.

Незабудка – непременный мотив дворянского альбома, ее изображения появляются на страницах в виде небольших зарисовок. В Историческом музее хранится интересная заготовка для бумажника, на которой изображены корзинка и венок из незабудок с надписью на французском языке, вышитой по периметру с обеих сторон: «Сколь угодно длинное расстояние и сколь угодно долгое время бессильны стереть вас из моего сердца». Также использован мотив незабудки в декоре стеклянной рюмки начала XIX века, где обыгрываются хрупкость материала и цветочная символика. «Не разбей, чтоб помнить» – гласит надпись на изделии.

Вышивка-заготовка для бумажника. Западная Европа (?). Начало XIX в. Атлас, шёлковые нити, вышивка.
Вышивка-заготовка для бумажника. Западная Европа (?). Начало XIX в. Атлас, шёлковые нити, вышивка.
Рюмка. Завод Бахметьевых. Россия, с. Никольское. 1800-е гг. Бесцветное стекло, гранение, роспись белой эмалью и силикатной краской, золочение.
Рюмка. Завод Бахметьевых. Россия, с. Никольское. 1800-е гг. Бесцветное стекло, гранение, роспись белой эмалью и силикатной краской, золочение.

Незабудка часто символизировала искренность и истинную любовь, синий цвет стойко ассоциировался с верностью. Именно венок из этих цветов украшает голову девушки на гравюре 1817 года, выполненной дочерью отставного обер-форстмейстера Марфой Довгалевой для Александра I.

«Благоговение». Довгалева Марфа, гравер. Россия, г. Санкт-Петербург. 1817 г. Бумага, гравюра пунктиром.
«Благоговение». Довгалева Марфа, гравер. Россия, г. Санкт-Петербург. 1817 г. Бумага, гравюра пунктиром.

ФИАЛКА

По легенде, бог солнца Аполлон влюбился в юную нимфу, но та не ответила на его чувства и попросила Зевса спасти ее от пылкого поклонника. Громовержец превратил девушку в фиалку, вечно прячущуюся в тени от яркого света. Цветок, скрывающийся под густыми ветвями, стал символом «непорочной девы, убегающей от нескромных взоров».

Карманные часы. Западная Европа. Конец XVIII в. Золото, серебро, алмазы "роза", жемчуг, эмаль, стекло, недрагоценный металл, резьба, живопись.
Карманные часы. Западная Европа. Конец XVIII в. Золото, серебро, алмазы «роза», жемчуг, эмаль, стекло, недрагоценный металл, резьба, живопись.

В некоторых случаях фиалка символизировала дружбу или любовь. Об этом говорят ее многочисленные изображения в дворянских альбомах. Также этот цветок присутствует в ювелирных украшениях и аксессуарах. На одном из медальонов мы видим изображение фиалки с инициалами. Эту композицию следует понимать как предложение дружбы и любви. На обратной стороне медальона – надпись «сувенир от чистого сердца», заключенная в эмблему вечности (змея, кусающая свой хвост).

Медальон. Начало XIX в. Золото, стекло, слоновая кость, волосы, недрагоценный металл. Оборотная сторона.
Медальон. Начало XIX в. Золото, стекло, слоновая кость, волосы, недрагоценный металл. Оборотная сторона.
Медальон. Начало XIX в. Золото, стекло, слоновая кость, волосы, недрагоценный металл. Оборотная сторона.
Медальон. Начало XIX в. Золото, стекло, слоновая кость, волосы, недрагоценный металл. Оборотная сторона.

Фиалки часто упоминаются в поэтических произведениях первой половины XIX века, символизируя невинность, скромность, любовь к уединению, стыдливую красоту и меланхолию.

Цветок фиалки. Рисунок из альбома «Кузьминки». Неизвестный художник. Россия. Вторая четверть XIX в. Бумага, акварель.
Цветок фиалки. Рисунок из альбома «Кузьминки». Неизвестный художник. Россия. Вторая четверть XIX в. Бумага, акварель.

Таким образом, различные растительные мотивы в начале XIX века не только служили украшением различных предметов декоративно-прикладного искусства, но и позволяли людям выразить свои чувства. Может быть, однажды и вам пригодится «язык цветов»?