Продолжаем разговор о популярных в первой половине XIX столетия флоральных мотивах и символическом значении каждого из них.
КОЛОС
С венком из колосьев или снопом часто изображалась римская богиня плодородия и урожая Церера. Именно ей обязана своим появлением прическа «à la Cérès» c вплетенными в волосы колосьями. Аристократки носили подвески или диадемы в виде колосков. Пшеница и рожь обладали феминным подтекстом, поэтому некоторые предметы женского быта украшались изображением венка с включением колосьев.
Большую популярность приобрели «народные» образы: характерные сельские сцены (изображение жатвы или крестьян с серпами на фоне колосьев) вызывали в публике большую симпатию. Изображением жницы с серпом или снопом в руках могли украшаться вышивки из бисера на кошельках; образы богини Цереры встречались в декоре каминных часов и других предметов декоративно-прикладного искусства; типажные портреты девушек с колосьями в прическе воспроизводились на посуде.
НЕЗАБУДКА
В первой половине XIX века была популярна легенда о девушке, попросившей своего возлюбленного сорвать для нее голубой цветок, растущий у реки. Юноша выполнил ее просьбу, но оступился и упал в бурный поток, успев перед смертью воскликнуть: «Не забудь меня!». Вдохновленный романтической историей, немецкий поэт А. Платен сочинил стихотворение «Незабудка», а вслед за ним на тот же сюжет написал стихи и М.Ю. Лермонтов.
Незабудка – непременный мотив дворянского альбома, ее изображения появляются на страницах в виде небольших зарисовок. В Историческом музее хранится интересная заготовка для бумажника, на которой изображены корзинка и венок из незабудок с надписью на французском языке, вышитой по периметру с обеих сторон: «Сколь угодно длинное расстояние и сколь угодно долгое время бессильны стереть вас из моего сердца». Также использован мотив незабудки в декоре стеклянной рюмки начала XIX века, где обыгрываются хрупкость материала и цветочная символика. «Не разбей, чтоб помнить» – гласит надпись на изделии.
Незабудка часто символизировала искренность и истинную любовь, синий цвет стойко ассоциировался с верностью. Именно венок из этих цветов украшает голову девушки на гравюре 1817 года, выполненной дочерью отставного обер-форстмейстера Марфой Довгалевой для Александра I.
ФИАЛКА
По легенде, бог солнца Аполлон влюбился в юную нимфу, но та не ответила на его чувства и попросила Зевса спасти ее от пылкого поклонника. Громовержец превратил девушку в фиалку, вечно прячущуюся в тени от яркого света. Цветок, скрывающийся под густыми ветвями, стал символом «непорочной девы, убегающей от нескромных взоров».
В некоторых случаях фиалка символизировала дружбу или любовь. Об этом говорят ее многочисленные изображения в дворянских альбомах. Также этот цветок присутствует в ювелирных украшениях и аксессуарах. На одном из медальонов мы видим изображение фиалки с инициалами. Эту композицию следует понимать как предложение дружбы и любви. На обратной стороне медальона – надпись «сувенир от чистого сердца», заключенная в эмблему вечности (змея, кусающая свой хвост).
Фиалки часто упоминаются в поэтических произведениях первой половины XIX века, символизируя невинность, скромность, любовь к уединению, стыдливую красоту и меланхолию.
Таким образом, различные растительные мотивы в начале XIX века не только служили украшением различных предметов декоративно-прикладного искусства, но и позволяли людям выразить свои чувства. Может быть, однажды и вам пригодится «язык цветов»?