В дни, когда до весны осталось всего ничего, но погода не отличается постоянством, предлагаем вам полюбоваться изображениями прекрасных растений, выполненными в первой половине XIX века. Флоральные мотивы всегда занимали важное место в искусстве, но в эту эпоху они стали особенно популярны среди русского дворянства. Интересовались не только внешним видом самих цветов, но и растительной символикой. В это же время среди аристократов в моду входят прогулки, художественные опыты и увлечение комнатными растениями – тем самым формируется особое отношение людей к природе. Существовал «цветочный этикет», регламентирующий отделку бальных платьев и состав букетов; домашние альбомы, также весьма популярные в начале XIX века, регулярно пополнялись рисунками с изображениями цветов и гербариями; в вышивке и ювелирном деле часто использовались растительные мотивы.
Каковы были истоки цветочной символики? Важную роль играла античность, к которой постоянно обращался неоклассицизм, характерный для искусства начала XIX века. В древнегреческой и древнеримской мифологии растения нередко являлись атрибутами богов. Анемон вызывал в памяти историю Адониса, из крови которого родился этот цветок. Вплетая в прическу колосья, девушки подражали богине урожая и плодородия Церере. Также в живописи и литературе XIX столетия активно использовались барочные образы и эмблемы. Ещё один источник вдохновения – восточный селам (язык цветов), который попал в Западную Европу в XVIII веке и с помощью французских и немецких книг проник и в Россию. Наиболее известное отечественное издание на эту тему – «Селам, или Язык цветов» поэта и переводчика Д.П. Ознобишина. Автор книги приводил из турецкого языка примеры созвучия названий растений различным словам, похожее по звучанию слово и наделяло цветок особым значением.
РОЗА
В первой трети XIX века одним из наиболее популярных растений в декоративно-прикладном искусстве стала роза.
Роза ассоциировалась с влюбленностью. Смена ее оттенков от бледно-розового к ярко-красному говорила о нарастающем чувстве. Например, белая роза означала упрек в излишней гордости и холодности или безответную любовь, она также говорила о целомудрии. Желтая роза символизировала бесчестие, сомнение в искренности, а полосатый бутон указывал на измену.
Роза, особенно без шипов, в прическе или руке дамы могла обозначать невинность. С этим связано частое использование нежных, розового оттенка роз в отделке женского платья XIX века. Кроме того, этот цветок имел смысл приветствия, пожелания благополучия. Использование мотива розы в оформлении декоративно-прикладных предметов также связано с проявлением особых чувств к человеку, которому эти вещи преподносились. В Историческом музее хранится чашка, на которой изображение розы сопровождается пожеланием на немецком языке: «Твоя жизнь будет подобна розе и каждый твой день будет наполнен радостью».
ДУБ
Если роза ассоциируется, прежде всего, с женской красотой, молодостью, невинностью, то дуб – одно из самых «мужественных» растений. Дуб и дубовая ветвь – знаки силы, мужества и патриотизма. Потому неудивительно, что мотив дубового листа часто встречался в отделке военной формы и знаков отличия, например, воротники и обшлага генеральского мундира времен правления Александра I украшало шитье в виде дубовых листьев, а сам император носил прусский орден Железного креста, на котором были изображены листья дуба. Использовался мотив дубового листа и в оформлении вещей из бисера, преподносившихся в дар мужчинам – подстаканники, кошельки, чубуки и др.
В женских нарядах первой половины XIX века также встречался декор в виде дубовых листьев. Такое оформление символизировало неизменность. В популярной книге конца XVIII века «Ворожея в пользу и удовольствие младых девиц» девушкам давался совет: «Дуб есть изображение постоянства <…> Ежели бы я был на твоем месте, то старался уподобиться дубу».
ПЛЮЩ
В первой половине XIX века плющ имел символическое значение, уходившее корнями в античную мифологию: он означал нерушимый дружеский или любовный союз. В древности именно плющ украшал жертвенник Гименея, бога брака, а молодоженам это растение подносили в знак неразрывности уз.
Став символом преданности и постоянства, растение в XIX веке приобрело большую популярность. Мотив плюща использовался в оформлении предметов декоративно-прикладного искусства, в частности изделий из бисера. Также плющ часто встречался в декоративной отделке женских платьев, им украшали прически, использовали для создания ампирных образов (например, лесной нимфы), навеянных античностью и парижскими модами. Можно вспомнить роман «Война и мир», где княжна Элен предстает в бальной робе, убранной плющом и мхом
Мы рассмотрели лишь малую часть наиболее популярных в первой половине XIX века растений. О других распространенных флоральных мотивах и их значениях продолжим разговор в следующей части нашего материала.