В царстве Флоры. Символика растительных мотивов в культуре первой половине XIX века. Часть I. — Блог Исторического музея

В царстве Флоры. Символика растительных мотивов в культуре первой половине XIX века. Часть I.

В дни, когда до весны осталось всего ничего, но погода не отличается постоянством, предлагаем вам полюбоваться изображениями прекрасных растений, выполненными в первой половине XIX века. Флоральные мотивы всегда занимали важное место в искусстве, но в эту эпоху они стали особенно популярны среди русского дворянства. Интересовались не только внешним видом самих цветов, но и растительной символикой. В это же время среди аристократов в моду входят прогулки, художественные опыты и увлечение комнатными растениями – тем самым формируется особое отношение людей к природе. Существовал «цветочный этикет», регламентирующий отделку бальных платьев и состав букетов; домашние альбомы, также весьма популярные в начале XIX века, регулярно пополнялись рисунками с изображениями цветов и гербариями; в вышивке и ювелирном деле часто использовались растительные мотивы.

Швейка. Россия, первая треть XIX в. Бисер, бумага, медный сплав, картон, багет, вата (?), шитье по холсту, литье.
Швейка. Россия, первая треть XIX в. Бисер, бумага, медный сплав, картон, багет, вата (?), шитье по холсту, литье.

Каковы были истоки цветочной символики? Важную роль играла античность, к которой постоянно обращался неоклассицизм, характерный для искусства начала XIX века. В древнегреческой и древнеримской мифологии растения нередко являлись атрибутами богов. Анемон вызывал в памяти историю Адониса, из крови которого родился этот цветок. Вплетая в прическу колосья, девушки подражали богине урожая и плодородия Церере. Также в живописи и литературе XIX столетия активно использовались барочные образы и эмблемы. Ещё один источник вдохновения – восточный селам (язык цветов), который попал в Западную Европу в XVIII веке и с помощью французских и немецких книг проник и в Россию. Наиболее известное отечественное издание на эту тему – «Селам, или Язык цветов» поэта и переводчика Д.П. Ознобишина. Автор книги приводил из турецкого языка примеры созвучия названий растений различным словам, похожее по звучанию слово и наделяло цветок особым значением.

Ермолка. Россия, первая треть XIX в. Бисер, холст, бархат, тесьма, вышивка по холсту.
Ермолка. Россия, первая треть XIX в. Бисер, холст, бархат, тесьма, вышивка по холсту.

РОЗА

В первой трети XIX века одним из наиболее популярных растений в декоративно-прикладном искусстве стала роза.

Роза ассоциировалась с влюбленностью. Смена ее оттенков от бледно-розового к ярко-красному говорила о нарастающем чувстве. Например, белая роза означала упрек в излишней гордости и холодности или безответную любовь, она также говорила о целомудрии. Желтая роза символизировала бесчестие, сомнение в искренности, а полосатый бутон указывал на измену.

Булавка для галстука. Франция (?). Первая треть XIX века. Медный сплав, стекло, папиросная бумага (?), органический материал, роспись, гибка, полирование, пайка, склейка.
Булавка для галстука. Франция (?). Первая треть XIX века. Медный сплав, стекло, папиросная бумага (?), органический материал, роспись, гибка, полирование, пайка, склейка.

Роза, особенно без шипов, в прическе или руке дамы могла обозначать невинность. С этим связано частое использование нежных, розового оттенка роз в отделке женского платья XIX века. Кроме того, этот цветок имел смысл приветствия, пожелания благополучия. Использование мотива розы в оформлении декоративно-прикладных предметов также связано с проявлением особых чувств к человеку, которому эти вещи преподносились. В Историческом музее хранится чашка, на которой изображение розы сопровождается пожеланием на немецком языке: «Твоя жизнь будет подобна розе и каждый твой день будет наполнен радостью».

Чашка. Венская королевская фарфоровая мануфактура. Австрия, г. Вена. 1822 г. Фарфор, надглазурная роспись, золочение.
Чашка. Венская королевская фарфоровая мануфактура. Австрия, г. Вена. 1822 г. Фарфор, надглазурная роспись, золочение.

ДУБ

Если роза ассоциируется, прежде всего, с женской красотой, молодостью, невинностью, то дуб – одно из самых «мужественных» растений. Дуб и дубовая ветвь – знаки силы, мужества и патриотизма. Потому неудивительно, что мотив дубового листа часто встречался в отделке военной формы и знаков отличия, например, воротники и обшлага генеральского мундира времен правления Александра I украшало шитье в виде дубовых листьев, а сам император носил прусский орден Железного креста, на котором были изображены листья дуба. Использовался мотив дубового листа и в оформлении вещей из бисера, преподносившихся в дар мужчинам – подстаканники, кошельки, чубуки и др.

Чехол на стакан. Россия. 1830 - 1840-е гг. Бисер, нить, вязание.
Чехол на стакан. Россия. 1830 — 1840-е гг. Бисер, нить, вязание.

В женских нарядах первой половины XIX века также встречался декор в виде дубовых листьев. Такое оформление символизировало неизменность. В популярной книге конца XVIII века «Ворожея в пользу и удовольствие младых девиц» девушкам давался совет: «Дуб есть изображение постоянства <…> Ежели бы я был на твоем месте, то старался уподобиться дубу».

Два модных дамских платья. Лист из журнала "Petit Courrier des Dames". Франция, Париж. 1840 г. Бумага, гравюра раскрашенная.
Два модных дамских платья. Лист из журнала «Petit Courrier des Dames». Франция, Париж. 1840 г. Бумага, гравюра раскрашенная.

ПЛЮЩ

В первой половине XIX века плющ имел символическое значение, уходившее корнями в античную мифологию: он означал нерушимый дружеский или любовный союз. В древности именно плющ украшал жертвенник Гименея, бога брака, а молодоженам это растение подносили в знак неразрывности уз.

Тарелка и чашка. Завод Даготи. Франция, г. Париж. 1810-е гг. Фарфор, надглазурное матовое крытье, роспись, золочение, цировка.
Тарелка и чашка. Завод Даготи. Франция, г. Париж. 1810-е гг. Фарфор, надглазурное матовое крытье, роспись, золочение, цировка.
Кошелек. Россия. Начало XIX в. Бисер, шелк, нить.
Кошелек. Россия. Начало XIX в. Бисер, шелк, нить.

Став символом преданности и постоянства, растение в XIX веке приобрело большую популярность. Мотив плюща использовался в оформлении предметов декоративно-прикладного искусства, в частности изделий из бисера. Также плющ часто встречался в декоративной отделке женских платьев, им украшали прически, использовали для создания ампирных образов (например, лесной нимфы), навеянных античностью и парижскими модами. Можно вспомнить роман «Война и мир», где княжна Элен предстает в бальной робе, убранной плющом и мхом

Два модных дамских платья. Лист из журнала "Petit Courrier des Dames". Франция, Париж. 1838 г. Бумага, гравюра резцом, акварель.
Два модных дамских платья. Лист из журнала «Petit Courrier des Dames». Франция, Париж. 1838 г. Бумага, гравюра резцом, акварель.

Мы рассмотрели лишь малую часть наиболее популярных в первой половине XIX века растений. О других распространенных флоральных мотивах и их значениях продолжим разговор в следующей части нашего материала.