Модельеры и дизайнеры на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» — Блог Исторического музея

Модельеры и дизайнеры на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города»

Выставка «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» представляет городские образы женской моды на протяжении почти 160 лет. Построенная по тематическому, а не по хронологическому принципу, выставка позволяет увидеть тончайшие пересечения, отклики тенденций разных эпох, объединяющие горожанок прошлого и настоящего.

Жемчужиной выставки является платье работы мастерской Надежды Петровны Ламановой, представленное в отделе «Витрина». 

Платье из ателье Н. П. Ламановой. 1902–1905 гг.
Платье из ателье Н. П. Ламановой. 1902–1905 гг.

Платье было создано Надеждой Петровной Ламановой в начале ХХ века для одной из женщин знаменитой купеческой семьи Мараевых.

Платье из ателье Н. П. Ламановой. 1902–1905 гг.

Надежда Ламанова — самое значимое имя отечественной моды первой половины ХХ века. В историю моды она вошла не только как самобытная закройщица и модельер, тонко чувствовавший женскую фигуру, но и как мастер, заставший две эпохи. До революции Надежда Петровна удостоилась высокого звания «Поставщик Ея Императорского Величества» императрицы Александры Фёдоровны, после — разрабатывала практичные модели простой одежды, рассчитанной на широкие демократические слои населения и экспериментировала с дешевыми тканями.

Платье для Веры Мухиной. Н. П. Ламанова. 1920-е гг.
Платье для Веры Мухиной. Н. П. Ламанова. 1920-е гг.
Не представлено на выставке

Двигаясь дальше по тематическим разделам выставки, невозможно обойти вниманием работы советских дизайнеров. В зоне «Деловая улица» представлены работы выдающихся советских модельеров: Веры Араловой, Аллы Левашовой, Тамары Файдель, Татьяны Кучинской. Все они работали в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком Мосту, или, сокращенно, ОДМО.

ОДМО, созданный еще в 1940-е гг., пользовался большой известностью во всём мире и был моделирующим центром советской легкой промышленности. И здесь можно увидеть влияние Надежды Ламановой: идея Дома моделей выросла из её кустарной мастерской — лаборатории по созданию актуального облика советского человека, а ученицы Надежды Петровны продолжили дело по обобщению исторического пути развития моды в России.

Комплект с двубортным синим пальто1967 Блузка Т. И. Кучинская, ОДМО
Комплект с двубортным синим пальто из ткани «космос». Т. И. Кучинская, ОДМО. 1967 г.

После первого полета человека в космос в 1961 году начался настоящий бум на космическую тему. В собрании Исторического музея хранится два комплекта из синтетической ткани «космос» авторства Т. И. Кучинской: синего и красного цветов. Один из них представлен на выставке.

Плащ из экспериментального шелка. Т. А. Файдель (дизайнер), С. А. Заславская (художник по ткани), ОДМО. 1962 г.
Плащ из экспериментального шелка. Т. А. Файдель (дизайнер), С. А. Заславская (художник по ткани), ОДМО. 1962 г.

Тамара Файдель, одна из ведущих мастеров советской моды, в одном из интервью поделилась кредо советского модельера:

«Алла Левашова писала: „Мода — не показ в роскошном зале, а улица с ее разнообразными требованиями, улица, которой нужен режиссер в лице промышленного художника, знающего все возможности страны, способного угадать и формировать вкусы завтрашнего дня“. Разве это не основная задача современного художника? Сейчас наблюдается и обратная связь — если раньше улица не могла оказывать существенного влияния на творчество модельера, то в наши дни молодежь часто одевается необычно, остроиндивидуально, как бы подсказывая нам свой стиль. Это нельзя не учитывать. Движение, обмен идей между художником и улицей идет постоянно».

Модная девушка в пальто от Левашовой и в сапогах на молнии (в центре). Пальто с рельефным узором на груди. А. А. Левашова. СССР, Москва, СХКБ. 1974 г.
Модная девушка в пальто от Левашовой и в сапогах на молнии (в центре). Пальто с рельефным узором на груди. А. А. Левашова. СССР, Москва, СХКБ. 1974 г.

Работа дизайнера Аллы Левашовой, работавшей над созданием советского прет-а-порте, так же представлены на выставке. Это болоньевое пальто с романтичной вышивкой. Модель экспериментальная — узор вышивки, цвет ткани, опушку рукавов предлагалось менять или добавлять, чтобы добиться разнообразия ассортимента при одной и той же выкройке. К сожалению, в массовое производство пальто так и не пошло.

Дополняют образ сапоги на молнии, которые тоже были придуманы в СССР. В конце 1950-х гг. Вера Аралова, ведущий художник-модельер, решила добавить молнию к обуви, чтобы ускорить процесс переодевания моделей во время дефиле. Во время демонстрации коллекций на Западе идея была встречена с восторгом.

Дальнейшее развитие моды в России ярко представлено в разных тематических зонах: здесь и деловой костюм из архива дизайнера Виктории Андреяновой, открывшей свой Дом моды ещё в 1992 году, и вечерние платья от Игоря Чапурина и Алены Ахмадуллиной, и повседневные работы Светланы Тегин. На выставке можно увидеть множество моделей современных марок, таких как GATE31, 12 STOREEZ, Laroom, Monochrome и других.

Благодаря выставке мы познакомились с еще одним дизайнером! Яна Левашова пришла на выставку как посетительница и стала другом музея. На канале Яны в Яндекс.Дзен собраны интересные факты об экспонатах выставки «Кринолин. Жакет. Свитшот». Дизайнер с большим вниманием относится к формированию собственного индивидуального стиля с помощью универсальных предметов одежды для модниц большого города.

Яна Левашова в шарфе собственного дизайна
Яна Левашова в шарфе собственного дизайна. Фото дизайнера

Выставка открыта до 13 марта 2023 года

Благодарим Армине Макичян и Тима Ильсова за предоставленные материалы