23 января 1941 г. советские кинозрители впервые увидели художественный фильм «Суворов» (1940 г.), снятый менее чем за полгода. В столице СССР кинолента шла на экранах кинотеатров «Ударник», «Форум», «Колизей», «Москва», в кинотеатре Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Вскоре к этим площадкам добавились кинотеатры «Художественный», «Баррикады», «Октябрь», «Перекоп», 1-й Детский и др.
К премьере развернулась широкая рекламная кампания. Так, в ежедневной газете «Вечерняя Москва» уже с конца первой декады января 1941 г. публиковались анонсы («Скоро на экранах г. Москвы новый художественный фильм “Суворов”»), которые сопровождались кадрами из фильма и рисунками, изображавшими А. В. Суворова и его «чудо-богатырей».
У входа в кинотеатр «Ударник» были выставлены макеты пушек, задействованных в фильме. В фойе одного из кинотеатров в дни показа «Суворова» даже организовали выставку Исторического музея, где были представлены оружие и обмундирование русской армии суворовских времён. Всё это погружало зрителя в историческое прошлое, усиливало действенность кинопропаганды.
«Правда» писала о вышедшем фильме, что «картина оставляет глубокое впечатление, это прекрасный, мужественный фильм о доблестных людях и о славных деяниях сынов великого русского народа».
Знаменитый советский режиссёр С. А. Герасимов отзывался о работе коллег так: «Пудовкин, глубоко осмыслив патриотический заказ эпохи, приблизил образ Суворова к современному зрителю. Работая с поразительным актером Н. П. Черкасовым (Сергеевым), он, по сути, вместе с ним сыграл Суворова так, как его понимал. Он подчёркивал не только чудачества Суворова. Он раскрывал масштаб личности полководца, его гигантский народный талант, который как бы вскормила и вырастила вся Россия. Художник от всего сердца выполнял патриотический долг — своим искусством напомнить народу, до какой высоты и мощи патриотического духа может подняться русский человек, особенно когда время требует от него подвига во имя Родины».
Публикуемый буклет из собрания Исторического музея, изданный к выходу фильма художественной мастерской Центрального Дома работников искусств в форме гармошки, был отпечатан скромным тиражом в 2 тыс. экземпляров с ценой в 1 руб. 50 коп. (для сравнения стоимость 1 л молока тогда составляла 2 руб.). Данный буклет был не единственным рекламным к фильму «Суворов». Так, в Ленинграде был отпечатан более скромный по оформлению (с фото одного кадра из фильма), похожий на программку спектакля буклет с тиражом в 12 тыс. экземпляров. Стоимость такого буклета составляла всего 50 коп.
Если всмотреться в кадры, воспроизведённые в буклете, их можно тематически сгруппировать следующим образом:
— Суворов в ссылке в родовом имении в селе Кончанском, с книгой и своим учеником П. И. Багратионом, который привёз ему французские, итальянские, немецкие книги по военному делу (фото 1, 5 сверху) отображает «культурного», «образованного» «общевойскового командира». Подчеркнём, что о необходимости воспитания именно такого рода советских командиров говорил Сталин в своём выступлении 17 апреля 1940 г. на совещании начальствующего состава.
— Суворов среди массы солдат и офицеров (фото 2, 4, 6) показан образцовым строгим и чутким «отцом-командиром». Он ценит каждого солдата («солдат для Отечества превыше всего»), своих «чудо-богатырей», «не ведавших поражений», призывает хранить «боевую славу» и идти только «вперёд». Суворов противопоставлен императору Павлу I, видевшим в армии лишь бездушный «механизм», где все солдаты — «инструменты».
— Простой Суворов (фото 2, 3) как человек дела противопоставлен манерному адъютанту, олицетворявшему придворный конъюнктурный дух. Суворов при военных действиях в Польше не дожидается соединения с войсками генерала, который медленно перемещается с ними, как было положено по уставу, двигаясь только по проторенной дороге. Он сокращает путь своей армии через лес и разбивает польского противника.
— Суворов как герой-победитель. Он сохраняет внешнюю простоту поведения (фото 7) «после боя на подступах к Варшаве», произносит: «Помилуй Бог! Мы их побили!», «Варшава на носу!».
Антипольская тема была политически актуальна в те годы в связи с недавней успешной польской военной кампанией Красной Армии в сентябре 1939 г. (после раздела сфер влияния между СССР и Германией по пакту Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 г. и падения Польши в результате нападения Германии). Военные и политические действия советской стороны тогда завершилась присоединением к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Эти события явились своеобразным реваншем за поражение Советской России в советско-польской войне 1919–1921 гг.
Итак, по указаниям И. В. Сталина в фильме «Суворов» был дан не просто образ великого полководца, а образец военачальника, который был актуален перед большой войной.
Этот военачальник энергичен и решителен в своих действиях, он предпочитает наступление, а не оборону, считает необходимым разгромить войска французского генерала Наполеона Бонапарта в Италии и идти на Париж, не дожидаясь нашествия врага на Россию. Здесь прослеживается предвоенная аналогия, связанная с советской доктриной о возможности противостоять нападению на СССР военными действиями против самого противника на его территории. Это нашло отражение в песне «Если завтра война…» 1938 г. на стихи В. И. Лебедева-Кумача:
Мы войны не хотим, но себя защитим, —
Оборону крепим мы недаром, —
И на вражьей земле мы врага разгромим
Малой кровью, могучим ударом!
Неслучайно премьера спектакля «Полководец Суворов» (постановка И. Бахтерева и А. Разумовского) 14 сентября 1940 г. ознаменовала открытие грандиозного нового здания Центрального театра Красной Армии — первого театрального сооружения в советской Москве.
Новый фильм «Суворов» был включён в программу всесоюзного кинопоказа оборонных фильмов, организованного Главным управлением кинофикации и Главным управлением массовой печати и проката кинофильмов, проходившего с 3 по 25 февраля 1941 г. и посвящённого 23-й годовщине Красной Армии. В программе кинопоказа из 150-ти (!) кинокартин были как художественные фильмы («Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Броненосец “Потёмкин”», «Пётр I», «Минин и Пожарский»), так и научно-популярные, инструктивно-оборонные («На морских рубежах», «Бой в горах», «Юные ворошиловские стрелки», «Рукопашный бой», «Лыжник-боец»), а также демонстрируемый 23 февраля, в День Красной Армии, документальный фильм «Линия Маннергейма». Такое сочетание должно было соединить исторический военный опыт и советскую современность.
Власть стремилась к тому, чтобы граждане увидели и сохранили в памяти образ Суворова. Это было важным в том контексте, о котором газета «Правда» писала в номере за 25 января 1941 г. в заключительных абзацах статьи о фильме «Суворов»: «Мужественные советские люди, переделывающие мир, жаждут — в кинематографе ли, в театре ли — встречи с характерами сильными, волевыми, героическими. <…> Советское искусство должно воспитывать в людях те черты характера и мышления, какие способствуют успеху в борьбе. И с этой точки зрения следует оценить как крупное событие появление на экране… фильма глубоко патриотического. <…> Многое в военном искусстве, в особенности военной политики и тактики Суворова имеет и поныне жизненное значение».
Для осознания произошедшего в предвоенные годы изменения характера отношения со стороны Советской власти к образу Суворова, полководца из дореволюционного прошлого, приведём отзыв критика И. В. Евдокимова о картине В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Суворова он называл «“придворным полководцем”, выступающим под видом ‘народного героя”», «строгим ревнителем палочной дисциплины, традиционным генералиссимусом с “орлиным взором”, щедро швыряющим “живую солдатскую массу” в ущелья и провалы Альп».
Сталин высоко оценил «Суворова». В. И. Пудовкин, М. И. Доллер и Н. П. Черкасов удостоились Сталинской премии в области литературы и искусства по кинематографии за 1934–1940 гг. К слову, творцы фильма были добавлены в список награждаемых в последний момент. Это было связано с тем, что кинокартина прошла «приёмку» в Комитете по делам кинематографии при СНК СССР только 30 декабря 1940 г. (решение же Комитета по Сталинским премиям было принято ещё 26 ноября), а также с возросшей идеологической актуальностью фильма.
Советские граждане полюбили «Суворова». Пудовкин вспоминал: «В первую же неделю после выхода на экран “Суворова” я буквально утонул в бесконечном количестве писем. Это были поздравления, пожелания, требования разъяснений того, что кажется в фильме непонятным, потребность знать все о картине и её героях. Казалось, что стоишь перед этой жадной, разогретой толпой, которая верит тебе и бесконечно радуется твоей удаче». Интересное свидетельство о восприятии киноленты оставил поэт Юрий Баранов: «… были в кино, смотрели «Суворов». Какая это замечательная картина! Никогда, пожалуй, Черкасов не играл так хорошо».
Кинолента «Суворов» действительно выгодно отличалась от многих фильмов тех лет живостью актёрской игры. Именно этот фильм возвратил образ великого полководца в нашей стране в массовое историческое сознание.
В 1940 г. отмечался 150-летний юбилей взятия русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил. На Новгородчине, в селе Кончанском, показанном в кинокартине, советские филологи собирали сказы колхозников о пребывании полководца в ссылке для их публикации в сборнике «Фольклор Ленинградской области». В 1940 г. в Кончанском установили бюст Суворова и начали создавать мемориальный музей (он будет открыт 25 октября 1942 г.).
Огромное значение фильм «Суворов» имел в годы войны. В речи Сталина на параде 7 ноября 1941 г. на Красной площади имя Суворова было названо в числе «великих предков», «мужественный образ» которых должен вдохновить воинов. Уже на выпущенном 10 июля 1941 г. плакате художников Кукрыниксов «Бьёмся мы здорово, рубим отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева» в облике Суворова заметны черты воплотившего его на киноэкране актёра Николая Черкасова.
Фильм получил широкое распространение в СССР. В 1942 г. Свердловский обком партии организовал кинофестиваль на тему национальной обороны, во время которого колхозникам области с помощью переносных кинопроекторов демонстрировались ленты «Александр Невский», «Суворов», «Минин и Пожарский».
29 июля 1942 г., в тяжелейшие дни отступления на Юге страны, был учреждён высший в иерархии полководческих орденов орден Суворова трёх степеней. В статуте данного ордена в качестве основания для награждения особо подчёркивалась необходимость проявления военачальниками решительности и инициативности.
В 1943 г. начали создавать Суворовские военные училища как кузницу будущего командного состава, элиты Красной Армии. Сам Сталин начал выдвигать новых военачальников «суворовского типа» перед войной и в годы войны (тех же Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского и др.), всё более отодвигая на второй план героев Гражданской войны (маршалов К. Е. Ворошилова и С. М. Будённого).
«Суворов» не был забыт и после Победы, в годы расширения советского влияния в Восточной и Центральной Европе и разгоравшейся «холодной войны» со вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции. Свидетельством популярности кинокартины было переиздание «Главполиграфиздатом» в 1949 г., в преддверии 150-летия со дня смерти А. В. Суворова, буклета к фильму «Суворов». В нём, если сравнить с буклетами 1941 г., было большее количество фотокадров, присутствовал также текст с кратким содержанием кинокартины.
«Суворов» вошёл в золотой фонд отечественной кинематографии. А миниатюрный фотобуклет для Исторического музея хранит память о замечательной киноленте и свидетельствует о патриотической работе с населением СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны, которая привела к Великой Победе.
Использованные источники и литература
- Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).
- Фонд 3. Политбюро ЦК КПСС. Опись 53а. Сталинские премии. Дела 3, 4.
- Баранов Ю.Ф. Голубой разлив: дневники, письма, стихотворения. Ярославль, 1988.
- Вечерняя Москва. 1941. Январь–февраль.
- Рекламный буклет фильма «Суворов». Л., 1941 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://meshok.net/item/52047782
- Буклет к кинофильму «Суворов» М., 1949. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://meshok.net/item/186729113
- Кремлёвский кинотеатр, 1928–1953. Документы. / Сост. К.М. Андерсон, Л.В. Максименков и др. М., 2005.
- Кульков Е.Н. Зимняя война 1939–1940. Книга вторая. И. В. Сталин и финская кампания. (Стенограмма совещания при ЦК ВКП (б)). М., 1999. Правда. 1941. 24, 25 января.
- Симонов К.М. Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине. М., 1990.
- Статистическая таблица ЦСУ СССР «Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950–1955 гг.». // Советская жизнь. 1945–1953 гг. М., 2003.
- Стенограмма выступления И. В. Сталина на совещании в ЦК ВКП(б) «В связи с вопросом о фильме «Закон жизни» Авдеенко А. О.». 9 сентября 1940 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://istmat.info/node/58815
- Шкловский В.Б. 20 режиссёрских биографий. М., 1978.
- Бранденбергер Д.Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931–1956). СПб., 2009.
- Закиров О.А. Исторические фильмы СССР 1936–1946 гг.: патриотическое освещение дореволюционного прошлого средствами игрового кино: диссертация… кандидата исторических наук: 07.00.02. М., 2011.
- Латышев А.Г. «Суворов»: на взгляд полководца. // Искусство кино. 1990. № 5. С. 4–7.
- Левин С.С. Великая Отечественная война. Исследования. Документы. М., 2015.
- Летопись российского кино 1930–1945. М., 2007.
- Лопатин В.С. Суворов. М., 2019.
- Марьямов Г.Б. Кремлёвский цензор. Сталин смотрит кино. М., 1992.
- Махнырёв А.Л. «И Суворов, гордый нашею победой…»: Образ А. В. Суворова на плакатах времён Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.mediashm.ru/?p=3699
- Махнырёв А.Л. 800-летие Москвы: великий праздник после Великой Победы. М., 2017.