В отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея среди графических листов, посвященных событиям Заграничных походов русской армии 1813–1814 гг., особое место принадлежит заключительным эпизодам кампании – взятию Парижа, вступлению союзных войск в город и капитуляции французской столицы. Гравюры и литографии на эту тему есть в коллекциях известных собирателей начала XX в. – П.И. Щукина, И.Х. Колодеева, А.П. Бахрушина, барона де Бая – и насчитывают более 100 единиц хранения. Коллекционеры, собирая материал по этой тематике, стремились к созданию наиболее полной иллюстративной картины происходивших на территории Франции событий. Это жанровые и батальные сцены, архитектурная графика, карикатуры, аллегории, написанные художниками-современниками, а также свидетелями пребывания союзных войск во французской столице, делавшими натурные зарисовки. Хронологические рамки исследования охватывают период с 13 марта по 14 апреля 1814 г., т.е. иллюстрируют месяц парижской жизни, наполненной яркими событиями.
Последнее крупное сражение на территории Франции, произошедшее 13 (25) марта 1814 г. при Фер-Шампенуазе, закончилось полной победой союзных войск. Это событие нашло отражение в творчестве сразу нескольких художников, как русских, так и европейских. Любопытен эскизный рисунок неизвестного художника с изображением кавалерийской атаки. На рисунке изображен эпизод сражения при Фер-Шампенуазе, когда союзные армии между Арси-сюр-Обом и Фер-Шампенуазом атаковали войска маршалов А.Э. Мортье и О.Ф. Мармона, разбили их и, захватив орудия, двинулись к столице Франции.
В Историческом музее хранятся две литографии с изображением сражения при Фер-Шампенуазе: тоновая литография неизвестного художника и литография по рисунку участника войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813–1814 гг. А.И. Дмитриева-Мамонова. Как известно, Дмитриев-Мамонов исполнил серию из восьми натурных рисунков, на которых запечатлел главные военные события 1812–1814 гг. В 1822–1823 гг. эта серия была литографирована художником Военно-топографического депо Главного штаба С.П. Шифляром. Баталии на всех листах серии изображены как сцены, где действуют массы войск. Поле битвы, показанное полностью, передано с топографической точностью. На литографии «Сражение при Фер-Шампенуазе» можно узнать и автора рисунка, Дмитриева-Мамонова, в общеармейском сюртуке и в треугольной шляпе, одетой по-адъютантски, и с гусарским вальтрапом на лошади.
Четыре графических листа из собрания ГИМ иллюстрируют события 18 (30) марта 1814 г.: осаду Парижа и взятие высот Монмартра. Накануне вечером союзники подошли к французской столице тремя колоннами – с севера, с юга и с востока, и увидели высоты Монмартра и парижские башни. Измотанные долгим маршем, войска расположились на ночлег, а утром 18 (30) марта начался штурм высот. Бои были тяжелыми. Французы прилагали все силы, чтобы отстоять подступы к своей столице.
Особый интерес представляют русские лубки, изданные в Москве в первой четверти XIX в. с неизвестных оригиналов. Они снабжены обширными надписями, согласно которым на гравюрах изображены события конкретного дня 18 (30) марта 1814 г. когда в плен было взято несколько тысяч человек и захвачена 71 пушка.
Около 9 часов утра 19 (31) марта был подписан акт о капитуляции Парижа и колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и распущенными знаменами вошли через ворота Сен-Мартен в Париж. Этот излюбленный сюжет в творчестве европейских художников представлен в ГИМ несколькими гравюрами, но самый известный лист принадлежит венскому издательству Артария. И хотя гравюры неподписные, поиск аналогов в других музейных собраниях, в частности, в Музее армии (Париж), помог установить имена авторов оригиналов и граверов. Это прекрасный союз немецкого живописца, рисовальщика и графика Иоганна Клейна (Johann-Adam Klein, 1792–1875) и австрийского художника и гравера Карла Раля (Carl Heinrich Rahl, 1779–1843), работавших для венского издательства в 1805–1815 гг. Плодом их совместной работы послужили 22 офорта с акварельной раскраской на тему эпохи 1812 года. В основном это батальные сцены (битвы при Бриенне, Ганау, Ватерлоо) и жанровые (высадка Наполеона на о. Эльба, отступление французской армии из Москвы, пожар Москвы). На гравюре «Вступление союзников в Париж» изображена живописная композиция с городской площадью, в центре которой движутся позади лейб-гвардии Казачьего полка российский император Александр I, король Пруссии Фридрих Вильгельм III и представляющий Австрийскую империю фельдмаршал князь К.Ф. Шварценберг, сопровождаемые гвардейцами и многочисленной свитой. Можно рассмотреть и хорошо выписанные фигуры горожан, с интересом взирающих на это действо.
Как английские художники отразили это событие в изобразительном искусстве, можно увидеть на цветных акватинтах, напечатанных в Лондоне через год после парижских событий 1814 года. В первую очередь хочется отметить лондонское издательство Джеймса Дженкинса (James Jenkins), сотрудничавшее с замечательными художниками, иллюстраторами современной жизни: рисовальщиком Уильямом Хитом (William Heath, 1795–1840) и гравером Томасом Сазерлендом (Thomas Sutherland, 1785–1820). Их творческий союз был недолог, чуть более года, но оставил нам несколько ярких произведений, в том числе на тему наполеоновских войн.
Все листы были напечатаны в промежутке между 1 марта 1814 и 1 июня 1815 г. Рисунки имеют несколько карикатурный характер, и это неслучайно, потому что автор оригинала, британский художник Уильям Хит, был признанным мастером политической карикатуры.
Теперь сравним английскую и немецкую гравюры. Один лист, датированный 1816 г., принадлежит лондонскому издательству Pall Mall, специализировавшемуся, как и венское издательство «Артария», на печатании эстампов на злобу дня.
Имя художника и гравера нам неизвестны, в подписи под изображением фигурирует только имя издателя – Роберт Боуер (R. Bowyer, 1785–1834). Та же композиция присутствует на гравюре мастеров немецкой школы, где автором рисунка указан Людвиг Вольф (Wolf Ludwig, 1776–1832), а перевел его в гравюру Иоганн Фридрих Югель. Помимо гравирования офортом и акватинтой, Югель был известным портретистом, писавшим, в частности, портреты французского императора Наполеона I и русских великих князей. Оба художника работали в Берлине и были свидетелями нахождения русской армии на территории Германии в 1813–1814 гг. Надо заметить, что немецкие художники были одними из лучших мастеров архитектурной графики. Достаточно вспомнить работы Вагнера, Мансфельда, братьев Зур с видами Лейпцига, Гамбурга, Москвы.
Сцена вступления союзных войск в Париж в русской гравюре первой четверти XIX века представлена двумя лубочными картинками, исполненными неизвестными художниками. Это две резцовые гравюры, изданные в Москве Василием Васильевичем Логиновым (†1847) в середине 1810-х гг. и снабженные обширными надписями с указанием лиц, изображенных на листе: «Торжественное Вшествие Всеавгустейшего Государя Императора Александра Первого в Париж» и «Его Величество Александр 1й, Король Прусский, великий князь Константин Павлович Князь Шварценберг Граф барклай де Толли со многочисленным Генеральным Штабом в достопамятном шествии в Париж на Елисейских полях19 марта 1814 г.».
Последнюю можно смело датировать не ранее, чем 1816 г., так как она впервые была опубликована в прибавлении к № 31 журнала «Сын Отечества».
Поскольку работ русских художников-баталистов этого периода очень мало, для нас ценно любое живое свидетельство очевидца. Сохранилась репродукция с акварельного рисунка Дмитриева-Мамонова на тему вступления русской армии в Париж, не вошедшего в литографированную Шифляром батальную серию. Фототипия хранится в Историческом музее, происходит из собрания бывшего Музея 1812 года. Местонахождение оригинала неизвестно, как и всех восьми рисунков Дмитриева-Мамонова.
На наш взгляд, интерес может представлять хромолитография «Въезд императора Александра 1-го с союзниками в Париж в 1814 году», изданная в 1896 г. А.К. Залесской. Эта публикация была осуществлена владелицей московского книжного магазина «Сотрудник школ», специализировавшегося на выпуске и продаже учебных пособий, детской художественной литературы, сувенирной продукции. Если сравнить хромолитографию и акварельный рисунок Алексея Даниловича Кившенко 1880 г., послуживший оригиналом для репродуцирования, хорошо видны отличия.
После того как было подписано соглашение между французскими городскими чиновниками, русским императором, королем Пруссии и фельдмаршалом Шварценбергом, бóльшая часть союзных войск вступила в Париж и заняла заставы. Гвардия, гренадерский корпус, кирасиры и несколько казачьих полков расположились прямо в Париже. Об этом красноречиво говорят достаточно известные работы французского гравера акватинтой Жан-Пьер-Мари Жазе (Jazet Jean-Pierre Marie, 1788–1871), исполненные по оригиналу русского художника немецкого происхождения Александра Зауервейда и немецкого рисовальщика Георга Эмануэля Опица (Opitz Georg Emanuel, 1775–1841), с изображением бивуака казаков на Елисейских полях в Париже 19 (31марта) 1814 года.
Казаки, расположившиеся на Елисейских полях, на целых два месяца стали основной достопримечательностью и «главным удивлением» французской столицы.
Апрельские события парижской жизни предваряет акварельный рисунок французского художника конца XIX века Пьера Межанеля (P. Méjanel, 1856–?) с изображением посещения императором Александром I дома Талейрана в Париже 1 апреля (20 марта – ст.ст.) 1814 г.
Русский император принял приглашение Ш.М. Талейрана остановиться в его доме, что имело серьезные политические последствия, т.к. в ходе их частных бесед было принято решение о формировании Временного правительства Франции.
Утром 6 апреля 1814 г. французский император отрекся от престола, и во Дворе Белой лошади дворца в Фонтенбло состоялось прощание Наполеона с подразделениями Старой гвардии перед отправкой на о.Эльбу, что нашло отражение в работах нескольких мастеров французской школы. В первую очередь, это цветная литография с живописного полотна Жоржа Кэна (Cain Georges Jules August,1856–1919) «Наполеон, покидающий Фонтенбло», напечатанная в Парижской типографии Росса в конце XIX в.
В 1825 г. французский живописец Орас Верне (Horace Vernet, 1789–1863) написал полотно на тему прощания Наполеона с гвардией в Фонтенбло, хранящееся ныне в частном английском собрании. С этого оригинала по рисунку Огюста Сандоза (Sandoz Auguste) была исполнена гравюра на меди Жан-Жаком Aутвейтом (Outhwaite Jean-Jacques), французским художником английского происхождения.
В Париже император Александр I, его свита, русская армия и гвардия широко отметили православную Пасху, совпавшую в тот год с католической. На площади Людовика XV (ныне – Place de la Concorde) был сооружен алтарь, у которого состоялся благодарственный молебен. Этому событию посвящена резцовая гравюра «Молебствие в Париже в день Воскресения Господня 10го апреля 1814 года» итальянских художников, работавших в России – И.С. Клаубера и Дж. Бажетти.
На гравюре изображена площадь, заполненная стоящими побатальонно двенадцатью каре русской гвардии, прошедшей церемониальным маршем под гром пушек мимо государя и построившейся сомкнутыми колоннами около аналоя. Многие маршалы Франции тоже присутствовали на этом молебне и даже стояли на коленях. За оградой сада Тюильри расположились многочисленные зрители, с восхищением следившие за происходящим. Александр I счастлив был соединить своей молитвой разные народы и, по его словам, очистить это, в недавнем прошлом, кровавое место. Для него это был «момент торжественный, трогательный и пугающий».
Этот же сюжет находит свое отражение в английской гравюре лондонского издательства Pall Mall «Церемония благодарственного молебна союзных армий на площади Людовика XV 10 апреля 1814 г.»
Надпись под изображением гласит, что рисунок сделан с натуры во время церемонии художником Моро. Жан-Мишель Моро, известный как Моро-младший (Moreau Jean Michel,1741–1814), был достаточно популярным английским рисовальщиком, гравером и иллюстратором XVIII в. В апреле 1814 г. Моро зарисовал с натуры сцену молебна, стоя между двумя фасадами зданий архитектора Габриэля (Ange-Jacques Gabriel,1698–1782). На гравюре видна площадь Людовика XV, пять раз переименованная с 1763 г. – сначала в площадь Революции, потом в площадь Согласия, опять в площадь Людовика XV, и в настоящее время в площадь Согласия. Вдали видны купол Дома инвалидов и Дворец Бурбонов (ныне – здание Национального собрания). Мы не знаем, успел ли сам художник награвировать лист по собственному оригиналу, поскольку в этом же 1814 г. он умер в Париже. Но впервые этот лист был опубликован в 1815 г. По всей видимости, гравюра была достаточно популярной, если в 1816 г. и позже её тираж допечатывали.
Император Александр I после Лейпцигского сражения во мнении европейской общественности стал государем-освободителем, вот почему в Европе и в России появилось большое количество гравюр, восхваляющих русского императора и его союзников. Одной из них является русский лубок «Союз государей для спасения Европы», выполненный неизвестным художником в технике раскрашенной акватинты.
В 1815 г. придворным художником прусского короля Фридриха Вильгельма III – Фридрихом Георгом Вейчем (Weitsch Friedrich Georg,1758–1828) была написана аллегория «Освободители Европы», ставшая такой популярной, что с ее оригинала гравировали и немецкий художник Даниель Бергер, и итальянец по происхождению Сальватор Карделли, и крепостной художник Афанасий Афанасьев. Все три гравюры отличаются характером аллегорий, оформлением колесницы, деталями пейзажа, а также количеством портретов полководцев «на облаках». К примеру, на гравюре Карделли изображены Кутузов, Багратион и Моро; у А. Афанасьева портрет Багратиона отсутствует. Отличия наблюдаются в надписях под изображением, на гравюре Афанасьева они более подробные.
После двух месяцев пребывания в Париже русская армия вернулась в Россию, где ее встречали с триумфом. Кобель (Wilhelm Ritter Kobell, 1766–1853) запечатлел возвращение русской пехоты и Дворцовую площадь Санкт-Петербурга, а прекрасный офорт И.А. Иванова иллюстрирует «Вид Триумфальных ворот, воздвигнутых в честь Российской Императорской гвардии и торжественного ея вшествия в Санкт-Петербурге в июле 31го 1814 года».