«И Суворов, гордый нашею победой…»: Образ А. В. Суворова на плакатах времён Великой Отечественной войны — Блог Исторического музея

«И Суворов, гордый нашею победой…»: Образ А. В. Суворова на плакатах времён Великой Отечественной войны

Исторический музей является хранителем памяти и славы России. В его собрании представлены многочисленные реликвии, связанные с героическими страницами истории нашего Отечества.

Особое место среди них занимают памятники Великой Отечественной войны, которые музейные сотрудники начинали собирать ещё в 1941–1945 гг. Среди этих памятников находится обширная коллекция советского плаката военных лет, представленная в собраниях фондов музея В. И. Ленина (филиала Исторического музея), а также в Отделе изобразительных материалов.

Сегодня мы расскажем о плакатах времён Великой Отечественной войны, на которых изображён непобедимый русский полководец генералиссимус Александр Васильевич Суворов (1730–1800). Именно он стал победителем народного голосования в национальном конкурсе «Имя Победы» в 2014 г., организованного Российским военно-историческим обществом и ВГТРК при поддержке Министерства культуры РФ. Глубоко символичным является тот факт, что в этом году, Году памяти и славы, отмечается 75-летие Великой Победы и вместе с тем 290-летие со дня рождения А. В. Суворова (24 ноября), а также 220-летие его кончины (6 мая).

Для понимания, почему образ Суворова наряду с другими полководцами из дореволюционного прошлого нашей страны появился на советских плакатах, необходимо отметить, что память о Суворове была возвращена советскому обществу отнюдь не в годы войны. Это началось ещё с середины 1930-х гг., когда под прямым руководством И. В. Сталина происходил большой политико-идеологический сдвиг от революционного пролетарского интернационализма к советскому государственному патриотизму. С целью морально-психологической подготовки населения к грядущей войне с фашизмом состоялась частичная реабилитация прежде всего отдельных славных страниц русской военной истории.

Так, в 1940 г. был отмечен 150-летний юбилей взятия русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил. Уже тогда в имении Суворова Кончанском на Новгородчине началась работа по созданию мемориального музея полководца (он будет открыт в дни Великой Отечественной войны, 25 октября 1942 г.).

Героический образ Суворова появился в советском театре и кино. Открытие первого театра, построенного в советской Москве, Центрального театра Красной Армии, 14 сентября 1940 г. было ознаменовано премьерой спектакля «Полководец Суворов» (постановка Игоря Бахтерева и Александра Разумовского). На экраны страны в тот же год вышел легендарный биографический художественный фильм Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера «Суворов» с блистательным актёром Николаем Черкасовым в главной роли.

С началом Великой Отечественной войны обращение в произведениях искусства к пропаганде славных побед России, в т. ч. одержанных Суворовым, только усилилось, выразившись в самых разнообразных формах.

На сценах театров страны неоднократно ставили довоенный спектакль о Суворове. Ещё чаще в кинотеатрах показывали снятый фильм о великом полководце. Так, например, в 1942 г. Свердловский обком партии организовал кинофестиваль на тему национальной обороны, во время которого колхозникам области с помощью переносных кинопроекторов демонстрировались ленты «Александр Невский», «Суворов», «Минин и Пожарский». Писатель и военный историк К. Осипов (Иосиф Куперман) переиздал, упрощая и популяризируя текст, биографию великого полководца, с акцентом на сюжеты, связанные с участием Суворова в Семилетней войне с Пруссией (1756–1763), а Сергей Григорьев написал детскую книжку о нём. О Суворове и его победах рассказывалось в лекциях трудящимся. В Историческом музее в Москве в 1941 г. была открыта выставка «А. В. Суворов», по которой проводились экскурсии. Однако именно плакатное искусство имело то преимущество, что оно, будучи менее затратным и более быстрым в исполнении, чем другие виды искусства и формы пропаганды, позволяло наглядно и лаконично представить образ, который мог быть проще понят широкими массами на фронте и в тылу.

Плакат «Бьёмся мы здорово, рубим отчаянно –– внуки Суворова, дети Чапаева». Художники Кукрынинксы. Стихи С. Маршака. Москва – Ленинград, 1941 г. Бумага, печать.
Плакат «Бьёмся мы здорово, рубим отчаянно — внуки Суворова,
дети Чапаева». Художники Кукрынинксы. Стихи С. Маршака.
Москва – Ленинград, 1941 г. Бумага, печать.

Уже 10 июля 1941 г. был подписан в печать большим тиражом в 150 тыс. экземпляров ставший знаменитым плакат Кукрыниксов (коллектив Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова). В названии плаката использовались стихи «Суворовцы-чапаевцы» поэта Самуила Маршака:

«Бьёмся мы здорово, / Рубим отчаянно – / Внуки Суворова, / Дети Чапаева».

На плакате в атаку красноармейцев со штыками и советские танки «вели» находившиеся над ними, словно летящие по чёрным небесам, выполненные в красном цвете образы Александра Невского, Александра Суворова и Василия Чапаева.

Образы этого плаката выражали преемственность отечественного героизма от времён Древней Руси до Гражданской войны, связь дореволюционного и советского времён, кровное родство с победами прошлого. Важным для восприятия плаката в массах было то, что на нём люди видели те героические образы, которые уже получили к войне замечательное отражение в популярных картинах советского кинематографа 1930-х гг. (в облике Александра Невского и Суворова даже заметны черты воплотившего их на киноэкране актёра Николая Черкасова). Все образы исторических героев рассматриваемого плаката будто «поставлены» на службу в Красную Армию (неслучайно они все красного цвета). Их задача — вдохновлять её бойцов на отпор врагу. Сам этот плакат, о чём свидетельствуют его несколько экземпляров в коллекции Исторического музея, создавался в Москве и в Ленинграде, и в то же время в столице Советской Киргизии Фрунзе (ныне Бишкек). Данный плакат, на наш взгляд, соединял в себе ощущение тревоги за страну в тяжёлую военную годину и воодушевляющий Красную Армию посыл «ярости благородной» в начавшейся «священной войне».

7 ноября 1941 г. Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин, обращаясь к участникам знаменитого парада в ознаменование 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции с Мавзолея Ленина, сказал в своей речи:

«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова».

Вождь, в кабинете которого, по свидетельствам маршала авиации А. Е. Голованова и авиаконструктора А. С. Яковлева, в годы войны появились портреты Суворова и Кутузова, дал прямую санкцию на «поднятие на щит» в массовой пропаганде образа непобедимого русского генералиссимуса.

Плакат «…Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков –– Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова» (Сталин)». Художник П. Алякринский. Москва – Ленинград, 1942 г. Бумага, печать цветная
Плакат «…Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова» (Сталин)».
Художник П. Алякринский. Москва – Ленинград, 1942 г.
Бумага, печать цветная

1942 год ознаменован не только окончанием весной разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, но и критической для СССР ситуацией на фронте летом и осенью, а затем началом с 19 ноября коренного перелома в войне под Сталинградом. 15 июля этого рокового года, когда, по словам поэта Александра Твардовского, «было всё на кону» и Красная Армия отступала на Дону, был подписан в печать монументальный, парадный по своему исполнению плакат художника Петра Алякринского, название которого цитировало приведённые выше слова Сталина. Текст приводимой цитаты из речи Сталина 7 ноября 1941 г. на плакате заключён в рамку из военной атрибутики и окружён изображениями русских военных побед разных эпох, а также образами упомянутых вождём «наших великих предков». Суворов предстаёт здесь в полевом мундире, при орденах, снявшим треуголку. На этом плакате уже нет ни Чапаева, ни другого героя, связанного с революцией, Гражданской войной. Неслучайно начальник Главного политуправления Красной Армии «маршал идеологического фронта» А. С. Щербаков объяснял писателю И. Г. Эренбургу, что партийная пропаганда целенаправленно ориентировалась на «настроения русского народа» и прямо заявлял ему:

«Солдаты хотят услышать о Суворове <…> Бородино теперь ближе, чем Парижская Коммуна».

29 июля 1942 г., на следующий день после знаменитого сталинского приказа «Ни шагу назад!», происходит учреждение «полководческих» орденов Суворова, Александра Невского и Кутузова.

Плакат «…Бей, коли, гони, бери в полон!“(А. Суворов)». Художник В. Иванов. Москва, 1942 г. Бумага, хромолитография.
Плакат «…Бей, коли, гони, бери в полон!“(А. Суворов)».
Художник В. Иванов. Москва, 1942 г.
Бумага, хромолитография.

В 1942 г. вышел в свет ещё один плакат из собрания Исторического музея. Он относится к серии плакатов, которую можно назвать так: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков» (эта сталинская цитата обязательно на этих плакатах присутствует). На каждом из плакатов данной серии «за спиной» у наступающих красноармейцев изображён один из упомянутых Сталиным «великих предков» (например, Александр Невский, Дмитрий Пожарский и т. д.) с образом одержанной им победы и с приведённым высказыванием этого исторического героя (оно и есть название плаката). Публикуемый нами плакат знаменитого художника Виктора Иванова имеет название, представляющее собой призыв самого Суворова: «Бей, коли, гони, бери в полон!» из его знаменитого трактата-наставления «Наука побеждать». На плакате, будто «на небесах», над красноармейцами Суворов. Но важно подчеркнуть, что Суворов здесь, в отличие от рассмотренного нами плаката 1941 г., один, без других «великих предков». Суворов, которого уже при жизни называли «Генералом Вперёд», скачет с саблей на коне и ведёт своих «чудо-богатырей» в атаку. Важно, что название плаката неоптимистично констатирует: мы «бьёмся здорово», а именно призывает (пожалуй, приказывает): «Бей!..»

В страшные июльские дни 1942 г. Константин Симонов напишет ставшее знаменитым, мощнейшее по своему эмоциональному воздействию стихотворение «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом…»). Оно было опубликовано в газете «Красная звезда» 18 июля 1942 г., на следующий день после начала Сталинградской битвы. И в названии этого стихотворения так же, как и в названии рассматриваемого нами плаката («Бей!..»), использовано повелительное наклонение глагола. Было и другое, малоизвестное, исполненное горечи стихотворение Симонова июля 1942 г. «Безыменное поле» [сохранена орфография автора. — А. М.], написанное сразу после приказа «Ни шагу назад!» Оно должно было поднять моральный дух и остановить отступавших красноармейцев. И Симонов использовал для моральной «встряски» бойцов и командиров приём их устыжения за то, что, отступая «к востоку», они оставляют могилы своих предков, которые мистическим образом в стихах «уходят» из своих могил, т. к. не желают «чтоб вражеских пушек колёса / К востоку ползли через них». Среди наших славных предков в этих стихах назван и «чудо-богатырь» Суворова:

«Из-под твердынь Измаила, / Не знавший досель ретирад, / Понуро уходит последний / Суворовский мёртвый солдат».

Публикуемый же плакат «„Бей, коли, гони, бери в полон!“ (А. Суворов)», который был подписан в печать ещё 4 февраля 1942 г., во время продолжения наступления Красной Армии в битве под Москвой, не утратил свою актуальность и позднее. Он, напоминая о суворовских победах, давал тот духоподъёмный пример, который позволял в первые месяцы 1942 г. развивать наше дальнейшее, сокрушительное для врага наступление, а затем, уже в середине года, переломить отступательные настроения в самой Красной Армии и перейти ей снова в контрнаступление.

В 1943 г. вдохновлённая образами «великих предков», среди которых Суворов, Красная Армия совершила долгожданный коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. 21 августа произошло учреждение всем известных Суворовских военных училищ, назвать которых «суворовскими» предложил лично Сталин.

Возвращаясь к образу Суворова в плакатном искусстве военных лет, можно видеть, что этот прославленный полководец не исчез с плакатов и в 1944 г., когда происходило освобождение Советской земли от оккупантов. Однако его образ претерпел в плакатах заключительного периода войны заметные изменения.

Плакат «Окно ТАСС». № 907-908. «Внуки Суворова. Вперёд, чудо-богатыри!» Художник П. Соколов-Скаля. Москва, 1944 г. Бумага, ткань, типолитография.
Плакат «Окно ТАСС». № 907-908. «Внуки Суворова. Вперёд, чудо-богатыри!». Художник П. Соколов-Скаля.
Москва, 1944 г. Бумага, ткань, типолитография.

В собрании Исторического музея есть плакат 1944 г. работы знаменитого советского художника Павла Соколова-Скали из серии «Окон ТАСС». Так называлась серия мобильных, агитационных плакатов, создаваемых не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. «Окна ТАСС» продолжали традицию знаменитых «Окон РОСТА» времён Гражданской войны. Об их значении в годы войны хорошо сказал Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин:

«Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо „Окон ТАСС“, как не пройдут мимо „Окон РОСТА“. И серьёзный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу».

На плакате «Внуки Суворова», который был подписан в печать 12 мая 1944 г., генералиссимус Суворов, изображённый при полном параде, широко улыбаясь, аплодирует красноармейцам в маскхалатах, повергающих в атаке гитлеровцев. Великий полководец восклицает:

«Вперёд, чудо-богатыри!».

Как можно видеть на этом плакате завершающего периода войны, Суворов, узнав в красноармейцах своих «чудо-богатырей», предстаёт уже неподдельно восхищающимся победами Красной Армии.

Письма с фронта позволяют нам говорить, что образ Суворова в пантеоне «великих предков» стал значимым для красноармейцев. Бойцы словно вторили словам уроженца Тамбовщины, старшего лейтенанта В. А. Пустырева из его письма домой:

«Мы отомстим, отвоюем, не отдадим на поругание русскую землю, не раз кровью и потом обильно политую нашими предками. Не осрамим на поле битвы отцов, дедов, прадедов наших, не раз отстоявших грудью великую и могучую Русь от нашествия многочисленных врагов при Александре Невском, Дмитрии Донском, Кутузове, Суворове, при Смутном и великом времени Минина и Пожарского…. Я буду бить, уничтожать фашистских гадов всеми своими силами и всеми доступными средствами в великой, освободительной, отечественной войне, чтобы не посрамить оружия русского, наших славных дедов, предков…»

И, конечно, роль плакатного искусства для бойцов в формировании такой позиции была немаловажной.

Так, через рассмотренные нами плакаты, немалую часть которых сохраняет Исторический музей, раскрылась целая летопись того, как образ Суворова использовался в массовой пропаганде для фронта и тыла на протяжении всего долгого и тернистого пути Великой Отечественной войны.

Будучи близким «и маршалам страны, и рядовым», непобедимый полководец Суворов, и сейчас смотрящий на нас с этих плакатов, помог одержать своим потомкам ещё одну грандиозную победу.

Литература:

Бранденбергер Д.Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931–1956). СПб., 2009.

Масленников В.А. Окна ТАСС. 1941–1945: альбом. М., 2007.

Автор — Антон Махнырёв, экскурсовод 1-й категории, к.и.н.