В коллекции Исторического музея прошлое нашей страны документировано самыми разнообразными материалами. Это подтверждается знакомством с комплектом миниатюрных рекламных фотобуклетов-гармошек (33 шт.) и фотографических открыток с портретами артистов СССР (14 шт.) в 1936–1941 гг. из собрания фондов музея В. И. Ленина.
На фотооткрытках нашли отражение фильмы как хорошо известные («Волга-Волга», «Трактористы», «Дети капитана Гранта», «Бесприданница», «По щучьему веленью»), так и те, которые знакомы лишь знатокам советского кино («Искатели счастья», «Бабы», «Оборона Петрограда»). Среди них можно отметить и кинокартины о героях и событиях дореволюционного прошлого — «Юность поэта», «Пётр Первый», «Суворов». О последнем художественном историческом фильме, снятом 80 лет назад, и пойдёт речь.
Сценарий кинокартины о великом полководце, генералиссимусе А. В. Суворове написал драматург Г. Э. Гребнер в соавторстве с Н. А. Равичем в 1937 г. (впоследствии автором считался только Гребнер). Советский востоковед, переводчик, литератор и сценарист Равич написал пьесу «Суворов», по которой вместе с Гребнером создал первый вариант сценария одноименного фильма. Предположительно в 1937 г. Равич был арестован. В 1947 г. он подлежал повторному аресту, освободился только в 1954 г. В 1960-е гг. он участвовал в восстановлении картины.
Написание сценария фильма о военном деятеле дореволюционного времени шло с трудом. Работу осложняла атмосфера подозрительности и доносительства в годы Большого террора. Так, в письме консультанта Главного управления кинопромышленности Г. В. Зельдовича в Комитет партийного контроля при ЦК ВКП(б) от 18 января 1938 г. (это был донос на начальника Главного управления кинопромышленности Комитета по делам искусств СССР Б. З. Шумяцкого) можно прочесть следующее: «Мы получили сценарий, стали работать, а Шумяцкий через несколько дней передаёт, что ему руководящие товарищи сказали, что, мол, делать этот фильм вообще трудно, что не надо показывать споры Суворова и Павла I». В другом месте письма Зельдовича сценарий «Суворова» значился среди тех, которые «лежали у него [Шумяцкого — Прим. авт.] неделями».
30 декабря 1938 г. в статье А. Дубровского и А. Воложенина «Почему мало кинокартин», так и не опубликованной в «Известиях», с которой знакомились такие высокопоставленные партийные и государственные деятели, как А. А. Жданов и В. М. Молотов. Председатель Комитета по делам кинематографии при Совете Народных Комиссаров СССР С. С. Дукельский, сменивший репрессированного Шумяцкого, обвинялся в том, что «снятой с плана оказалась и картина о великом русском полководце Суворове».
4 ноября 1939 г. в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) «О тематическом плане производства художественных кинокартин на 1939–1941 гг.» в списке «Темы (сценарии), подлежащие разработке и выпуску кинокартин в 1940 г.» под пунктом № 1 значился «Суворов». К слову, сценарий «Котовский» о прославленном герое Гражданской войны стоял в этом списке на 4-м месте, «Карл Либкнехт» о немецком революционере — на 5-м, сценарий о В. В. Маяковском на 11-м, о гремевшем на всю страну славном лётчике В. П. Чкалове — на 12-м.
Следует отметить, что с середины 1930-х гг. с подачи И. В. Сталина в СССР происходил процесс частичный реабилитации отдельных страниц дореволюционной истории. Советская пропаганда приобретала уже не революционно-интернационалистский, как ранее, а державно-патриотический характер. С помощью большого идеологического поворота Советский Союз, которому предстояло защититься от фашистской агрессии, должен был предстать в глазах граждан преемником предыдущих славных эпох в истории России. Образы военных героев прошлого в условиях надвигавшейся войны должны были мобилизовать советское общество на отпор агрессору.
Отражением значимости образа Суворова в советской культуре тех лет явилась историческая поэма К. М. Симонова «Суворов», написанная в 1938 г. и вышедшая в 1939 г. в печатном органе Союза писателей СССР журнале «Знамя» (№ 5, 6). Интересно, что ещё осенью 1937 г. М. А. Булгаков после неудачного опыта с либретто оперы «Минин и Пожарский», раскритикованным за недостаточную антипольскость (на фоне враждебных советско-польских отношений) подумывал обратиться в области драматургии к образу Суворова.
В период советско-германского дипломатического сближения, начавшегося с подписания пакта о ненападении 23 августа 1939 г., производство фильмов о сопротивлении военным агрессорам, в т. ч. в историческом прошлом, в СССР отошло на второй план. С осени 1939 г. до конца 1940 г. новые исторические фильмы не выходили на советский экран. Однако с осени 1940 г., когда переговоры В. М. Молотова в Берлине с руководством Третьего Рейха выявили принципиальные разногласия сторон и стала понятна неизбежность германской агрессии против СССР, вновь оказались актуальны военно-патриотические, или, как их тогда называли, «оборонные» фильмы.
Так, в январе – мае 1941 г. советский зритель увидел ряд премьер: «Суворов», «Салават Юлаев», «Богдан Хмельницкий». Причём «Суворов» стал историческим фильмом, хронологически следующим за «Мининым и Пожарским» (1939 г.).
Съёмка фильма «Суворов» была поручена Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм», известному кинорежиссёру заслуженному деятелю искусств РСФСР, орденоносцу (имел орден Ленина) Всеволоду Илларионовичу Пудовкину, зарекомендовавшему себя кинокартиной «Минин и Пожарский». Сорежиссёром В. И. Пудовкина в съёмках фильма стал уже многократно работавший вместе с ним Михаил Иванович Доллер. По воспоминаниям известного киноведа В. Б. Шкловского, Доллер «был человек скромный, в силу занятости делом незаметный, но все к нему относились так, как люди относятся к хлебу, к соли, к свету на съёмке… М. И. Доллер прежде всего был великим дегустатором актёра. Он знал в отдельном человеке, как тот будет выглядеть на всём протяжении создания картины».
Главную роль исполнял Николай Петрович Черкасов (Сергеев), актёр театра и кино, тезка по имени и фамилии более знаменитого актёра Н.К. Черкасова.
Перед началом съёмок фильма «Суворов» И. В. Сталин серьёзно поучаствовал в корректировке сценария. Как вспоминал К. М. Симонов, Сталин «ничего так не программировал — последовательно и планомерно, — как будущие кинофильмы, и программа эта была связана с современными политическими задачами, хотя фильмы, которые он программировал, были почти всегда, если не всегда, историческими…». Какими задачами «программировался» фильм «Суворов»? На этот вопрос мы ещё дадим ответ. А пока обратимся к замечаниям Сталина по сценарию.
9 июля 1940 г. Сталин пишет Председателю Комитета по делам кинематографии при СНК следующее: «Сценарий «Суворов» страдает недостатками. Он тощ и не богат содержанием. Пора перестать изображать Суворова как добренького папашу, то и дело выкрикивающего «ку-ка-ре-ку» и приговаривающего: «русский», «русский». Не в этом секрет побед Суворова.
В сценарии не раскрыты особенности военной политики и тактики Суворова: 1) правильный учёт недостатков противника и умение использовать их до дна; 2) хорошо продуманное и смелое наступление, соединённое с обходным манёвром для удара по тылу противника; 3) умение подобрать опытных и смелых командиров и нацелить их на объект удара; 4) умение смело выдвигать отличившихся на большие посты вразрез с требованиями «правил о рангах», не считаясь с официальным стажем и происхождением выдвигаемых; 5) умение поддерживать в армии суровую, поистине железную дисциплину.
Читая сценарий, можно подумать, что Суворов сквозь пальцы смотрел на дисциплину в армии (не высоко ценил дисциплину) и что он брал верх не благодаря этим особенностям его военной политики и тактики, а главным образом — добротой в отношении солдат и смелой хитростью в отношении противника, переходящей в какой-то авантюризм. Это, конечно, недоразумение, если не сказать больше…»
Почему И. В. Сталин обращает внимание в своей критике сценария на легковесный характер как изображения Суворова-полководца, так и источников его побед? Ответ мы можем найти в его же выступлении 17 апреля 1940 г. на совещании начальствующего состава по обобщению тяжёлого для Красной Армии опыта боевых действий против Финляндии (30 ноября 1939 г. – 13 марта 1940 г):
«Вопрос, что же особенно помешало нашим войскам приспособиться к условиям войны в Финляндии? Мне кажется, что им особенно помешала созданная предыдущая кампания психологии в войсках и командном составе — шапками закидаем. Нам страшно повредила польская кампания [сентября 1939 г. — Прим. авт.], она избаловала нас. Писались целые статьи и говорились речи, что наша Красная Армия непобедимая». Красную Армию Сталин называл «молодой армией, необстрелянной» («Мелкие эпизоды в Манчжурии, у оз. Хасан или в Монголии — это чепуха, это не война, это отдельные эпизоды на пятачке, строго ограниченном», — отмечал он). Вождь критиковал, проявлявшийся в выдвижении командования в РККА «культ традиции и Гражданской войны», а последнюю он характеризовал как войну «не настоящую» (в современном смысле). Командному составу Красной Армии, когда ряд героев Гражданской войны был дискредитирован и уничтожен во время репрессий 1937–1938 гг., надлежало учиться военному искусству у полководцев дореволюционного прошлого. В связи с этим образ последних должен был быть «актуализирован» для решения современных военно-воспитательных задач.
Подтверждением того, что образ Суворова, в то время «не уходил» из мыслей Сталина, являются и слова вождя 9 сентября 1940 г. на совещании в ЦК ВКП(б), касательно ситуации, сложившейся в советской литературе:
«Нужно помогать [молодым писателям — Прим. авт.], надо ломать эту цеховщину. Надо покончить с этими цеховыми традициями, иначе никогда нельзя будет выдвигать людей.
Вот возьмите лучшего полководца нашей страны — Суворова. Он был монархист, феодал, дворянин, граф, но практика ему подсказала, что нужно некоторые устои ломать, и он выдвигал людей, отличившихся в боях. И только в результате этого Суворов создал вокруг себя группу, которая ломала эти устои. Его недолюбливали, потому что он нарушал традиции цеховщины. Говорили — вот этот, не очень способный полководец, но позвольте, ведь у него такая фамилия, такие связи при дворе, он такой милый, как же его не любить? А. Суворов двигал малоизвестных людей, ломал устои цеховщины. Его за то не любили, однако он создал вокруг себя группу способных людей, хороших полководцев. То же самое, если взять Ленина… Литература, партия, армия — всё это организм, у которого некоторые клетки надо обновлять, не дожидаясь того, когда отомрут старые».
В этой речи Сталин указывает на вредность для самого развития любой сферы (от литературной до армейской и партийной) такой черты, как её замкнутость, делающая сообщества подобными средневековым корпорациям ремесленников — цехам, в которых только узкому кругу посвящённых становились доступны секреты мастерства.
В смысле смелого выдвижения на высокие должности новых людей, без «связей» в самой среде, «вождь» показывает то, что в деле подбора кадров необходимо быть преемственным лучшим чертам «прогрессивных» деятелей из дореволюционного прошлого. Именно на основании по сути проявления «революционности» в кадровой политике Сталин даже позволяет себе соотнести «феодала» Суворова и самого «вождя мирового пролетариата», основателя СССР — Ленина!
Применительно к Красной Армии тогда это означало сталинскую установку на то, что должна была быть прекращена та практика выдвижения командных кадров, которая ярко была показана в словах вождя из уже процитированной выше речи перед начсоставом РККА: «Как у нас расценивают комсостав: а ты участвовал в гражданской войне? Нет, не участвовал. Пошёл вон. А тот участвовал? Участвовал. Давай его сюда, у него большой опыт и прочее». Сталин, по сути, требовал следующее: на место многих низвергнутых и уничтоженных военных деятелей из когорты Гражданской войны должны быть выдвинуты новые профессиональные кадры.
Все пять конкретных указаний Сталина в процитированном выше письме к Большакову были учтены сценаристами фильма «Суворов». В переработанном сценарии есть сочетание смелого наступления, соединённого «с обходным маневром для удара по тылу противника». Суворов неоднократно заявляет, что он не знает слова «отступление». По 3-му и 4-му пунктам сталинского письма — многократное выдвижение в фильме Суворовым на более высокие посты неродовитых офицеров с присвоением им на поле брани, более высоких чинов и «чтобы не долго ждать» награждением личным экземпляром славного военного ордена Георгия. И дисциплину Суворов в сценарии фильма теперь держал поистине по-сталински: «Прищурясь, всматривается в толпу офицеров и внезапно коршуном бросается вперед, извлекая на середину свою очередную жертву — дородного корпусного интенданта.
— А ты где же, павлин пучеглазый, с кашами да с фуражом пропадал?.. Солдатство после боя приустало, а тебя нет! Вот что — запомни впредь и твердо: замедлишь — на первой осине повешу…».
Несмотря на учёт ряда справедливых указаний вождя, В. И. Пудовкин не стал всецело им следовать и всё же сохранил в фильме живой, человеческий образ полководца Суворова.
Тяжело шли непосредственные съёмки фильма. Эпизоды перехода через Альпы снимались в горах Кавказа. Около месяца съёмочный коллектив под руководством В. И. Пудовкина провёл на высоте 2200 м у Девдоракского ущелья, а затем в Дарьяльском ущелье. В массовых сценах участвовало более 2 тыс. солдат и офицеров Красной Армии. В труднопроходимых горах, по отвесным тропинкам передвигались «суворовские полки» и весь персонал экспедиции с киноаппаратурой, запасами пиротехнических материалов. На канатах тащили за собою пушки…
Принимая готовую кинокартину посредством уже вошедшего в традицию просмотра в «ближнем кругу», вместе с руководителями советской кинематографии Сталин уже не возвращался к своему первоначальному негативному отзыву о сценарии.
После долгих мытарств, наконец, фильм был готов к выходу на экраны страны.
Использованные источники и литература
Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).
Фонд 3. Политбюро ЦК КПСС. Опись 53а. Сталинские премии. Дела 3, 4.
Баранов Ю.Ф. Голубой разлив: дневники, письма, стихотворения. Ярославль, 1988.
Вечерняя Москва. 1941. Январь–февраль.
Рекламный буклет фильма «Суворов». Л., 1941 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://meshok.net/item/52047782
Буклет к кинофильму «Суворов» М., 1949. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://meshok.net/item/186729113
Кремлёвский кинотеатр, 1928–1953. Документы. / Сост. К.М. Андерсон, Л.В. Максименков и др. М., 2005.
Кульков Е.Н. Зимняя война 1939–1940. Книга вторая. И. В. Сталин и финская кампания. (Стенограмма совещания при ЦК ВКП (б)). М., 1999. Правда. 1941. 24, 25 января.
Симонов К.М. Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине. М., 1990.
Статистическая таблица ЦСУ СССР «Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950–1955 гг.». // Советская жизнь. 1945–1953 гг. М., 2003.
Стенограмма выступления И. В. Сталина на совещании в ЦК ВКП(б) «В связи с вопросом о фильме «Закон жизни» Авдеенко А. О.». 9 сентября 1940 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://istmat.info/node/58815
Шкловский В.Б. 20 режиссёрских биографий. М., 1978.
Бранденбергер Д.Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931–1956). СПб., 2009.
Закиров О.А. Исторические фильмы СССР 1936–1946 гг.: патриотическое освещение дореволюционного прошлого средствами игрового кино: диссертация… кандидата исторических наук: 07.00.02. М., 2011.
Латышев А.Г. «Суворов»: на взгляд полководца. // Искусство кино. 1990. № 5. С. 4–7.
Левин С.С. Великая Отечественная война. Исследования. Документы. М., 2015.
Летопись российского кино 1930–1945. М., 2007.
Лопатин В.С. Суворов. М., 2019.
Марьямов Г.Б. Кремлёвский цензор. Сталин смотрит кино. М., 1992.
Махнырёв А.Л. «И Суворов, гордый нашею победой…»: Образ А. В. Суворова на плакатах времён Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.mediashm.ru/?p=3699
Махнырёв А.Л. 800-летие Москвы: великий праздник после Великой Победы. М., 2017.