На втором этаже Музея Отечественной войны 1812 года посетители могут увидеть четыре бюста из восьми, подаренных более ста лет назад президентом Французской республики Раймоном Пуанкаре (Raymond Nicolas Landry Poincaré, 1860–1934). Это портреты французских маршалов Даву, Бессьера, Лефевра и генерала Лористона. Еще четыре скульптуры (бюсты маршалов Серюрье и Фуа, генералов Сен-Сира и Лагарпа) находятся в запасниках Исторического музея. Целиком эта коллекция бюстов никогда не выставлялась, тем интереснее проследить историю ее формирования и бытования.
Осенью 1909 г. граф Павел Сергеевич Шереметев сообщил членам Особого комитета по устройству в Москве Музея 1812 года о том, что в музее Лувра находится собрание скульптурных портретов французских генералов, с которых можно заказать слепки по цене 25 франков за штуку. Граф добавил, что можно получить всю коллекцию и даром, если связаться с русским послом в Париже А. И. Нелидовым.
На 18-м заседании Особого комитета, состоявшемся 23 января 1911 г. в Потешном дворце Кремля, было постановлено: заказать копии с бюстов и портретов французских генералов из Лувра «при посредстве корреспондента комитета для Франции барона де Бая». Посредничество барона заключалось в составлении списка бюстов, хранившихся в Лувре, и переговорах о возможности снятия копий.
Из 23 бюстов члены комитета отобрали 10, но по неизвестным нам причинам изготовлено было только 8 скульптур. Портреты маршала Нея и барона Ларрея в Москву присланы не были.
Более двух лет шли переговоры с французским музеем, около года изготовлялись слепки, и, наконец, в октябре 1913 г. председатель Особого комитета В. Г. Глазов донес до министра внутренних дел информацию о даре президента Французской Республики. Господин Пуанкаре подарил Музею 1812 года коллекцию копий с бюстов французских генералов 1812 года.
Правда, журналисты тут же поспешили сообщить об этом в центральные газеты, и количество подаренных бюстов увеличилось ровно в 5 раз, с 8 до 40 (!) предметов, не говоря уже об ошибке в названии материала, из которого они были сделаны (мрамор вместо гипса).
Весной следующего, 1914 г., дар президента Французской Республики господина Пуанкаре был записан в книгу вещественных пожертвований Музея 1812 года как 8 гипсовых бюстов в натуральную величину французских маршалов и деятелей:
Сен-Сира
Бессьера
Лагарпа
Лористона
Даву
Фуа
Серюрье
Лефевра
К сожалению, эта коллекция бюстов никогда не выставлялась в целостном виде. До 1926 г. часть имущества Музея 1812 года хранилась упакованной в ящики в помещениях нынешнего Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 22 ноября 1926 г. десять ящиков, в том числе ящик с французскими бюстами, были вывезены в хранилище Военно-исторического музея, располагавшегося в бывшем Юсуповском особняке в Трехсвятительском переулке. А через четыре месяца, в феврале 1927 г., все имущество ВИМ было вывезено в Исторический музей уже на постоянное место хранения.
Все бюсты сделаны в мастерской по изготовлению гипсовых слепков (муляжей) при Лувре, существовавшей с 1794 по 1928 гг. Сначала всем руководили итальянские мастера, затем их сменили французы Франсуа-Анри Жаке (François-Henri Jacquet, 1778 — после 1848) и Антуан-Луи Бари (Antoine-Louis Barye, 1795–1875). До 1854 г. коммерческие доходы от изготовления копий шли в основном руководителям мастерской, затем доход от продаж стал поступать музею. С этого же момента клеймо на слепках стало обязательным, что официально гарантировало качество произведения. Первоначальные тексты клейма — «Дом Императора — Императорские музеи» (Maison de Empereur — Musées Impériaux) и «Национальные музеи — Муляж» (Musées Nationaux — Moulage) сменились в начале XX в. «Musée du Louvre».
Чтобы удовлетворить особые заказы, как, например, для короля Луи-Филиппа, заказавшего скульпторам создание целой серии портретов французских деятелей для Версальской исторической галереи, муляжи подвергались некоторым изменениям и открывали широкое поле деятельности. Например, Жаке особо не заботился о сходстве с оригиналом, вырезая части муляжей и соединяя отдельные части. Так, мраморный портрет маршала Бессьера, выполненный изначально на четырехгранном постаменте (en hermès), Жаке переделал во французской традиции (на круглом основании).
Как известно, производство гипсовых отливов с бюстов знаменитых людей эпохи было особенно широко распространено в странах Западной Европы в конце XVIII — начале XIX века, со скульптур снимались формы, и отливы приобретались для различных коллекций.
Ценность луврской коллекции гипсовых отливов состоит в том, что сохранившиеся слепки являются первыми отливами с форм, снятых непосредственно с мраморных или бронзовых оригиналов. Такая практика существовала только в XVIII — начале XIX века. В дальнейшем формовка подлинных произведений, для которых требовалось специальное разрешение руководства музея или владельцев, была запрещена. Считалось, что состав, которым пользовались как разделительным слоем при снятии гипсовой формы, нарушал патину и оставлял пятна на мраморной поверхности.
Как известно, гипсовые отливы составили основу европейских музеев слепков, и российские музеи и учебные заведения заказывали слепки для комплектования коллекций копий лучших произведений скульптуры.
Коллекции постоянно пополнялись, часть вещей утрачивалась, слепки и формы приходили в негодность и уничтожались. Для датировки слепков имеет большое значение наличие на отливах клейм с названиями фирм-изготовителей. Клейма позволяют достаточно точно установить место, время исполнения и, следовательно, возраст того или иного гипсового «антика». Они свидетельствуют также о том, что конкретные слепки были изготовлены и присланы из других стран, а не отлиты повторно в России с уже имевшихся форм. В коллекции ГИМ все гипсовые бюсты маршалов и генералов Великой армии имеют металлические жетоны с указанием места производства «Musée du Louvre» и порядковым номером. Все они были выполнены в Париже в 1912 — первой половине 1913 г. На некоторых отливах просматриваются процарапанные в гипсе надписи. К примеру, на основании бюста Лагарпа сохранилась надпись: «Le genal Laharpe», а на обороте — «Tué à Codogno mai 1796» (погибший в Кодонье в мае 1796 г.). На обороте бюста маршала Даву процарапано: «Davoust» и «804».
Большую помощь в атрибуции памятников из собрания ГИМ оказали каталоги произведений скульптуры Национального Версальского музея. В разделе каталога дается краткое описание самих памятников, с которых были отформованы слепки, указывается музейное собрание, где находятся оригиналы, либо дата утраты слепков в процессе бытования коллекции.
Так, мы узнали, что наши копии были отлиты со старых гипсовых форм, изготовленных известным французским формовальным мастером Франсуа-Анри Жаке в 1834–1837 годах. Этот мастер работал в мастерской слепков при Лувре до 1848 г. Он снимал гипсовые слепки с мраморных и бронзовых оригиналов таких скульпторов, как Франсуа Массон (François Masson, 1745— 1807), Франсуа Бозио (François-Joseph Bosio, 1768–1845), Теофиль Бра (Théophile-François-Marcel Bra, 1797–1863), Пьер-Жан Давид (Pierre-Jean David, 1788–1856), Феликс Лекомт (Félix Lecomte, 1737— 1817) и др. К сожалению, сами оригиналы были утрачены при пожаре замка Тюильри в 1871 г., где они были выставлены в Зале маршалов.