Дамские штучки. Часть III. Портбукет, флакон, перчатки

Часть I

Часть II

В XIX в. небольшой букет цветов становится обязательным элементом нарядного туалета девушки или молодой женщины. Перед отправкой на бал «дамы и девицы причёсываются изящно и прикалывают к волосам цветы. В руках держат букет» [1, с. 202]. Как правильно выбрать букет? Как его оформить? Отвечая запросам читательниц, модные журналы представляют различные варианты и формы использования букета.

Модная причёска (вид сбоку и спереди) и букет. Лист из журнала «Московский наблюдатель». 1834 г. (?)
Модная причёска (вид сбоку и спереди) и букет. Лист из журнала «Московский наблюдатель». 1834 г. (?)

Подбору цветов в букете уделяли особое внимание. Каждому из цветков придавалось символическое значение. Без знаний этой символики можно было попасть в неловкое положение. Так, юным девушкам полагались маргаритки, белые розы и лилии, фиалки, резеда, символизировавшие невинность, скромность, чистоту. А вот букет из лесных ландышей намекал на тайную любовь, из жёлтых роз — на кокетство [2, с. 72–82].

Два модных дамских костюма (вид спереди и вид со спины, сидя). Лист из журнала « Le Petit Courrier des Dames » (№ III 5). 1836 г.
Два модных дамских костюма (вид спереди и вид со спины, сидя). Лист из журнала « Le Petit Courrier des Dames » (№ III 5). 1836 г.

Во время танцев букет передавался кому-либо из сопровождающих (по правилам приличия приезжать на бал без сопровождения ни дама, ни тем более молодая девушка не могли). Чтобы было удобно держать букет, было придумано особое приспособление — портбуке, или портбукет. Делали портбукеты, как правило, из драгоценных или полудрагоценных материалов, часто снабжая небольшими крючками, чтобы можно было прикрепить их к лифу или поясу платья.

Портбукет. Западная Европа. XIX в. Серебро, агат, зеркало, картон, штамп, резьба.
Портбукет. Западная Европа. XIX в. Серебро, агат, зеркало, картон, штамп, резьба.

В Отделе драгоценных металлов Исторического музея хранится ажурный портбукет, выполненный из золота и декорированный эмалью. На ободке надпись: «ДВУХСОТЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ЛЕЙБЪ ГВАРДИИ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ПОЛКА». Нижнее кольцо украшено государственным гербом. На изогнутых полосах — имена офицеров, которые преподнесли эту изящную вещицу вместе с букетом великой княгине Елизавете Фёдоровне как супруге полкового командира, великого князя Сергея Александровича.

Портбукет. Посл. четверть XIX в. Фирма Овчинникова, Фабрика Семенова Василия Семеновича. Золото, эмаль, резьба. Высота 7,5 см, диаметр 13,3 см.
Портбукет. Посл. четверть XIX в. Фирма Овчинникова, Фабрика Семенова Василия Семеновича. Золото, эмаль, резьба. Высота 7,5 см, диаметр 13,3 см.

Портбукет выполнял ещё одну важную функцию — защищал от загрязнения перчатки.

Перчатка женская бальная. Нач. XX в.
Перчатка женская бальная. Нач. XX в.

XIX столетие по праву можно назвать веком перчаток. Они были обязательным элементом как в мужском, так и в женском костюме:

«Выходить на улицу без перчаток очень неприлично и надевать их следует дома, так как надевать перчатки на улице не менее неприлично, как и завязывать на улице ленты шляпы» [1, с. 50].

Отсутствие перчаток показывало либо крайнюю бедность их владелицы, либо пренебрежение общепринятыми правилам приличия.

«Ей, важной барыне, ездившей не иначе как в карете… было стыдно, когда в её роскошную гостиную входила женщина в смятой старомодной шляпке, без перчаток; она готова была провалиться сквозь землю, когда эта женщина называла её „сестрицей“» [3].

«… Но я за то люблю вас, Маша, что вы не светская барышня, не смеётесь без нужды, не носите перчаток на ваших руках, которые и целовать оттого так весело, что они загорели и силу в них чувствуешь…» [8, с. 51]

Цвет перчаток зависел от обстоятельств (например, бальные были исключительно лайковыми и белыми, чёрные перчатки надевали только в знак траура) и модных тенденций.

Модный дамский костюм с голубыми перчатками в тон к отделке. Лист из журнала « Le Petit Courrier des Dames ». 1836 г.
Модный дамский костюм с голубыми перчатками в тон к отделке. Лист из журнала « Le Petit Courrier des Dames ». 1836 г.

Хуже отсутствия перчаток были только перчатки грязные:

«Выходя на улицу, всегда нужно иметь на руках перчатки безукоризненной чистоты. Лучше быть совсем без перчаток, нежели надеть грязные или плохого достоинства перчатки» [1, с. 47].

К перчаткам «плохого достоинства» относилось всё, что сделано не из тонкой лайковой кожи. Хотя для женщин делались исключения — летом к дневному или прогулочному наряду допускались перчатки из лёгких материалов, как то: шёлк, кружево.

На балу перчатки были строго обязательны: «Хороший тон требует, чтобы на балу всегда быть в перчатках. Кавалеры и особенно дамы всё берут в руки, не снимая перчаток» [1, с. 207].

Поэтому так часто мы встречаем упоминание перчаток в литературных произведениях. Они становятся частью характеристики того или иного персонажа, через их описание подчёркиваются его вкус, социальный статус, отношение к обществу.

Стоит упомянуть ещё один предмет, сопровождавший женщину и на прогулке, и на балу. Это флакон с духами, одеколоном или нюхательными солями.

К духам в высшем свете относились с настороженностью:

«Духи употребляются лишь в ограниченном количестве… Лица, употребляющие слишком крепкие духи, дают повод подозревать их в нечистоплотности» [2, с. 71].

Слишком явные и сильные ароматы ассоциировались также с дамами полусвета или неблагопристойного поведения. Особенно не рекомендовалось пользоваться духами молодым девушкам.

«— Какие у вас славные духи, — сказал Александров…

— О нет. Никто из нас не душится, у нас нет даже душистых мыл.

— Не позволяют?

— Совсем не потому. Просто у нас не принято. Считается очень дурным тоном. Наша maman как-то сказала: „Чем крепче барышня надушена, тем хуже она пахнет“» [4, c. 293].

Одеколон или нюхательная соль (сильно пахнущая ароматическая смесь на основе карбоната аммония или нашатырного спирта) нужны были, чтобы справиться с дурнотой, головной болью или обмороком. Эти неприятности могли поджидать затянутую в корсет женщину и в душном переполненном бальном зале, и в гостях, и на прогулке в парке. Поэтому флакон со спасительными ароматами становится одним из обязательных предметов дамской сумочки.

«Феня все время молчала, а тут не выдержала и зарыдала. Карачунский сам подал ей стакан холодной воды и даже принес флакон с какими-то крепкими духами» [5].

«— Ах!.. — вскрикнула генеральша и покатилась в изнеможении на диван.

— Голубчик мой, Агафья Тимофеевна, ангел мой! — кричала Анфиса Петровна. — Возьмите мой флакон! Воды, скорее воды!» [6]

В отличие от флаконов, украшавших туалетные столики, флаконы, которые брали с собой на бал, прогулку и т. д. были небольшими, скромными, с плотно пригнанными пробками или завинчивающимися крышечками.

Флакон парфюмерный миниатюрный (высота 4,5 см). Нач. XIX в.
Флакон парфюмерный миниатюрный (высота 4,5 см). Нач. XIX в.

Все предметы, описанные выше, носили особый, личный характер и передача их мужчине могла сказаться на репутации женщины.

«Возвратясь с кавалером на свое место, девица должна его поблагодарить, но советуем ей остерегаться отдавать ему на сохранение свой веер, платок, букет, флакон, потому что это может служить ему доказательством, что она приглашает его при ней остаться…» [7]

Кавалеру же считалось «неприлично просить под каким бы то ни было предлогом веер или цветы у дамы», с которой он танцевал [1, с. 207]. Поэтому так счастливы были влюблённые, которым удавалось уйти с бала, получив от объекта своих воздыханий одну из этих вещиц.

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то существо, не знающее зла и способное на одно добро… У меня в руке было пёрышко от её веера и целая её перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету…» [9, с. 8, 10]

 

Использованная литература:

  1. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. М., 2007.
  2. Жизнь в свете, дома и при Дворе. СПб., 1890.
  3. Анненская А.Н. Трудная борьба. 1889. https://librebook.me/trudnaia_borba/vol1/3
  4. Куприн А.И. Юнкера. Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 6. М., 1958.
  5. Мамин-Сибиряк Д.Н. Золото. 1892. https://nemaloknig.com/read-273680/?page=72
  6. Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели. 1859. https://ilibrary.ru/text/60/p.5/index.html
  7. Светозарская К. Благовоспитанность, светский этикет и вежливость в сношениях вообще. СПб., 1880. http://rummuseum.info/node/5767
  8. Тургенев И.С. Затишье. Собр. соч. в 12-ти тт. Т. 6. М., 1955.
  9. Толстой Л.Н. После бала. Собр. соч. в 14-ти тт. Т. 14. М., 1953.