Наша жизнь с течением времени меняется и назначение многих бытовых предметов, когда-то таких привычных, забывается. Как их использовали и какую функцию они выполняли в своё время? Разгадать загадки старинных предметов поможет художественная литература.
В Главном здании комплекса Исторического музея в одной из витрин зала № 29, посвящённого повседневной жизни русского дворянства в первой трети XIX в., можно увидеть вот такой необычный предмет.
Чаще всего посетители принимают этот предмет за щипцы для кусочков сахара. На самом деле это «паж» для платья, т.е. специальный зажим, при помощи которого закреплялся подол или шлейф дамского платья. Может показаться, что такой зажим был в обиходе лишь у представителей аристократии. Однако это не совсем так. Обратимся к цитатам из литературных произведений.
«– Я вам этого не сказала, а я сказала только, что здесь нет ее, – произнесла девушка, спокойно вздергивая на пажи свою верхнюю юбку» (Лесков Н. С. «Островитяне», 1866).
«Дaринькa надела синее шерстяное, „воскресное», подхватила подол несносным „пaжем“, незажимающим, увидала, как задрано, белую юбку видно, опустила и в изнеможении упала в кресло» (Шмелёв И. С. «Пути небесные», 1948).
«… вдоль стены в ряд на стульях сидели… разнокалиберные просительницы…; из угла в угол по зале… бегали взад и вперед курносая барышня-просительница в венгерских сапожках и сером платьице, подобранном на пажи, с молодым гусаром в венгерке с золотыми шнурками» (Лесков Н. С. «Смех и горе», 1871).
Героини всех этих произведений не принадлежали к аристократии, однако «паж» в их гардеробе присутствовал как необходимый предмет, защищающий от повреждения или загрязнения подол юбки.
Зажим был особенно востребован в 70–80-е гг. XIX в., когда модное платье шилось с небольшим шлейфом (треном), а женщины стали вести более активный образ жизни. Строгие правила поведения осуждали даму или девицу, чей подол волочился по пыльной мостовой, считая это признаком безнравственности.
Хотя «пажи» изготавливались разных конструкций, принцип их действия был общий: подол юбки зажимали, через кольца пропускали шнурок, который крепился к поясу. Регулируя длину шнурка, можно было приподнять верхнюю юбку на ту высоту, которая допускалась правилами приличия. Так, состоятельные дамы стали украшать подол нижней юбки дорогой отделкой или шить её из цветных тканей (что, впрочем, не каждая дама в XIX в. могла себе позволить).
Сегодня увидеть «паж» можно только в витрине музея или на модных картинках из старинных журналов.
Шнурок от «пажа» крепили к поясу при помощи пряжки или ещё одного аксессуара – шатлена. Само название этого предмета происходит от французского chatelaine, что означает «владелец замка». В Средние века хозяин замка или его управляющий носил на поясе связку ключей от многочисленных помещений и сундуков. Впоследствии на цепочки стали привешивать не только ключи, но и необходимые мелочи (карманов тогда в одежде не было, да и носить мелочи в них не очень удобно). Так появился шатлен – приспособление для крепления к поясу нужных предметов. Состоял шатлен из цепочек и пряжки, которая скрывала крючок для крепления.
Чем богаче были владельцы шатлена, тем роскошней он выглядел. Сделанные из драгоценных материалов шатлены становились не только полезным аксессуаром, но и элементом украшения костюма.
Аналогичную с шатленом функцию выполняла и готовальня. Сейчас это слово ассоциируется исключительно с набором принадлежностей для черчения. Но в XVII – пер. пол. XIX вв. готовальником или готовальней называли «какой-либо карманный прибор, уложенный в баул или сумку» [1]. В таком значении это слово встречается как в описях, так и мемуарах.
«Готовальня немецкая полукругла, поволочена сафьяном червчатым с золотом. В ней зеркало, пять бритв, двои ножницы» [3, с. 109].
«Матушка заваривала сама чай. Ложечек чайных для всех не было; во всем доме и было только две чайные ложки: одну матушка носила при себе в своей готовальне, а другую подавали для батюшки» [2, с. 25].
Таким образом, готовальня могла представлять собой как небольшой футляр с необходимыми вещами, так и отдельно собранные нужные предметы, подвешенные к небольшому кольцу, за которое она крепилась к поясу.
Использованная литература:
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. https://www.slovardalja.net/word.php?wordid=59482\
2. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные её внуком Д. Благово. М., 1989.
3. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 4. М., 1977.