Над водой, под водой и по воде — Блог Исторического музея

Над водой, под водой и по воде

Во все времена приморские города часто подвергались нападениям. Не был исключением и Ревель (Таллин). Шли века, появлялось всё более смертоносное оружие, одновременно совершенствовались и городские оборонительные сооружения. Развитие артиллерии привело к появлению крепостей с мощными орудийными башнями, такими как Кик-ин-де-кёк. Их стены стали гораздо толще, в результате пропорции некоторых башен так изменились, что они стали напоминать «шайбы», как Толстая Маргарита. Со временем на смену подобным укреплениям пришли другие сооружения. В первые десятилетия XX в. вокруг Ревеля возвели большую крепость (Морская крепость императора Петра Великого). В ней было огромное бетонное здание, крыша которого представляет собой три соединенных друг с другом купола. Это одна из самых старых в мире безопорных бетонных конструкций. Вплоть до 1940 г. строение служило ангаром для гидросамолетов. Постепенно оно сильно обветшало и лишь в 2012 г. после сложнейшей реставрации превратилось в Морской музей «Лётная гавань» с очень интересной экспозицией.

Здесь представлен остов средневекового корабля, построенного примерно в середине XVI в. и найденного на рейде у замка Зонебург (он же Маазилинн). Особого внимания заслуживают долблёные лодки-осинки, сделанные по традиционным местным технологиям.

Долблёная лодка-осинка
Долблёная лодка-осинка

При их изготовлении использовались специальные распорки, благодаря которым не «сворачивались» при сушке древние долбленые лодки (одна из них хранится в Государственном историческом музее).

Но наиболее заметный и яркий экспонат «Лётной гавани» – подводная лодка «Лембит». В 1937 г. эта субмарина начала службу в Эстонском флоте. В 1940 г. она вошла в состав ВМФ СССР, а в 1980-х гг. ее передали музею.

Дальние плавания нередко вызывают у нас романтические ассоциации. Но когда видишь очень короткие и узкие койки матросов, подвешенные под потолок, маленькие отсеки, где при практически полном отсутствии каких-либо удобств, без солнца и свежего воздуха подолгу жили и работали три десятка людей, понимаешь, как трудны условия службы в столь небольшом замкнутом пространстве.

Спальные места внутри подводной лодки «Лембит»
Спальные места внутри подводной лодки «Лембит»

В музее также можно «полетать» на имитаторе старого самолета, пройти по следам знаменитых экспедиций и «пострелять» из корабельных орудий, кроме того, здесь есть необычные экспонаты под открытым небом. Рядом с ангаром находится причал, с которого открывается вид на Батарейную крепость, служившую когда-то тюрьмой.

Вид на «Лётную гавань и Батарейную крепость»
Вид на «Лётную гавань и Батарейную крепость»

У причала стоит величавый ледокол «Суур Тылл», спущенный на воду еще в 1914 г.

Ледокол «Суур Тылл»
Ледокол «Суур Тылл»

Посетители могут подняться на борт судна и прогуляться по палубе, осмотреть капитанский мостик, заглянуть в каюты матросов и офицеров, зайти в кают-компанию, спуститься в машинное отделение или попробовать себя в роли кочегара, подержав в руках увесистую лопату с углём. «Суур Тылл» успел послужить в нескольких флотах: Российском императорском, советском, финском и эстонском. Судьба этого корабля изменчива, как и история самого Таллина.

Автор: Кирилл Гусев