Продолжаем разговор о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства – каминных часах, которые создавали мастера Франции в XVIII и XIX столетиях. В первой части материала мы рассматривали тему античной истории и мифологии в оформлении часов. Какие же еще сюжеты интересовали французских мастеров?
Помимо античности, источником вдохновения при оформлении каминных часов была тема учения. С 1760-х годов появляются часы с композициями, прославляющими чтение, различные науки, а также искусство: скульптуру, живопись, музыку. Эта тема раскрывалась в скульптурном оформлении каминных часов через изображения путти-гениев или юношей и девушек в античных одеждах. Культурным фоном появления таких моделей часов послужило стремление высших и средних слоев французского общества к образованию, на что, в свою очередь, оказали влияние идеалы эпохи Просвещения. В начале XIX века растет интерес к географии, астрономии, археологии. Распространяется любовь к чтению, появляются женские домашние библиотеки, книги из которых формировали вкусы детей, так как они читали то же, что и их матери. Поэтому нередко в декоре часов той эпохи встречается изображение именно женщин, глубоко погруженных в чтение.
Ко второй половине XVIII столетия относятся каминные часы с путти, сидящим на книгах. Он облокачивается на часовой механизм, который увенчан фигуркой петуха, стоящего на мужской голове; рядом – молоток и долото. Вероятно, мужская голова (бюст) и лежащие тут же инструменты могут рассматриваться как атрибуты скульптора, а путти – как гений ваяния. Петух – бдительный страж, встречающий рассвет солнца, он часто изображается рядом с путти, символизирующими собой гениев тех или иных искусств и наук. Нередко рядом с таким маленьким гением помещались книги или глобус как символы учения.
Одной из самых распространенных моделей были часы с фигурами читающей девушки и рисующего юноши. Хранящиеся в собрании Исторического музея часы были выполнены по модели Франсуа Ремона. Именно эта модель пользовалась особой популярностью в первой половине XIX века и неоднократно воспроизводилась в нескольких версиях, с разницей в декоре корпуса (сюжетная картина на стеле) и в оформлении циферблата. Рассматриваемые часы относятся к ранней авторской версии с изображением в рельефе на стеле двух амуров, держащих почтового голубя. Постамент украшен львиным маскароном, а венчает часы фигурка орла с венком.
В постоянной экспозиции Исторического музея представлены интересные часы «Урок астрономии». Они были созданы около 1810 года и представляют зрителю двух девушек, занятых изучением астрономии. На это указывает множество деталей в оформлении, например, расположенные на столе карта звездного неба и астрономический прибор – армиллярная сфера. Этот инструмент достаточно древний, он вышел из употребления в XVI веке, но в декоративно-прикладном искусстве XVIII – XIX веков армиллярная сфера часто изображалась в качестве символа астрономии. Интерес к этой науке был очень высок в рассматриваемую эпоху – зрительная труба, астролябия и другие приборы часто встречались в кабинетах аристократов; в начале XIX столетия появилась популярная литература о небесных светилах. Декор постамента часов продолжает символически раскрывать тему астрономии: путти держат на лентах связку приборов (зрительная труба, циркуль, транспортир, рейсшина), а по бокам расположены накладки с изображением глобуса на станине, обвитой лавром, и телескопа, оплетенного мерной цепью – инструментом геодезистов.
Стоит обратить внимание и на самих дам, постигающих популярную науку. Аристократки изображены в неакадемических, жизненных позах: фигура девушки с книгой несколько развернута к зрителю, что является нарушением классической симметрии. Другая дама, подперев голову, указывает на карту звездного неба, словно бы обращая внимание своей подруги на важные детали. Естественные позы девушек, а также лежащие на полу книги и свиток придают композиции колорит домашней обстановки. Сам по себе образ ученых дам создан под влиянием новых идеалов, рожденных революцией 1789 года во Франции.
Для конца XVIII – начала XIX вв. было характерно увлечение античностью. К середине XIX столетия в русле французского романтического ориентализма пробуждается интерес к восточным образам, что сказывается и в оформлении часов. В собрании Исторического музея хранятся каминные часы с мамлюком – всадником в широких шароварах, чалме, с кривой саблей и парой пистолетов за поясом. Мамлюки были египетскими воинами-рабами из тюрок, грузин, черкесов и других кавказских народов. Во время своего египетского похода (1798 – 1801 гг.) Наполеон набрал в свое многонациональное войско мамлюков, впечатливших его своей отвагой и напором. Любопытно, что в представленном в декоре часов образе можно узнать двух исторических личностей: Ибрагима Бея, вождя мамлюков во время египетского похода, и Рустама, телохранителя Наполеона.
В период историзма получают распространение каминные часы со стилизованными изображениями легендарных воинов, народных героев, воспетых в рыцарских романах и олицетворявших честь, силу и отвагу. Особенно сильное воздействие на художественные вкусы современников оказали исторические романы Вальтера Скотта. Хорошим примером этой модной тенденции являются каминные часы «Поединок крестоносца с сарацином» из коллекции Исторического музея. Верхом на вздыбленном коне представлен рыцарь в короне и камзоле с лилиями (символ династии Бурбонов). Возможно, это образ французского короля Людовика IX Святого (1214 – 1270), руководителя седьмого и восьмого крестовых походов в Египет и Тунис. Авторам этих часов удалось создать сложную, наполненную динамикой композицию: всадник вот-вот нанесет удар мечом (утрачен) поверженному конному воину в восточных доспехах. В образе побежденного противника может быть изображен один из предводителей мусульман эмир Факреддин или мамлюк Бейбаре I.
Напоследок стоит упомянуть некоторых мастеров, работавших над этими прекрасными произведениями декоративно-прикладного искусства. Нередко бронзовщики или предприятия специализировались на определенных темах в декоре каминных часов. Например, одним из создателей моделей часов с гениями учения был бронзовщик Пьер-Антуан Фулле.
Модели каминных часов создавали и другие французские декораторы, скульпторы, бронзовщики: Жан-Луи Приёр, Франсуа Ремон, Люсьен-Франсуа Фешер, Жан-Андре Рейш. Известным бронзовщиком был Клод Галль, именно на его предприятии были изготовлены одни из самых знаменитых часов той эпохи «Клятва Горациев», которые Вы можете помнить по первой части нашего материала. Также в первой части публиковались часы «Амур, уносящий Время», их создал другой прославленный мастер – Пьер-Филипп Томир. Непревзойденное качество томировской бронзы дало основание называть ее «высокой». Все эти искусные мастера в сотрудничестве с ведущими часовщиками Франции создали изысканные каминные часы, которые вызывают интерес и восхищение по сей день.
Использованная литература:
Мельникова О. «Французские часы XVIII — XIX веков из собрания Исторического музея» М., 2012