Драгоценная азбука убора русской иконы — Блог Исторического музея

Драгоценная азбука убора русской иконы

Убор русской иконы — явление сложное. Традиция украшать иконы окладами появилась практически одновременно с принятием христианства. Большое влияние на генезис драгоценного убора икон оказали тексты Ветхого Завета, в которых говорилось об убранстве Скинии, ее завесах, покровах и золотых украшениях, выполненных по повелению Самого Господа (Исх. 25: 10-30).

Отцами Церкви, разработавшими догмат иконопочитания, была осмыслена и символика убора иконы. По словам святителя Симеона Солунского, украшения иконы являются «образом величия, славы и красоты Бога». Особое внимание богословы уделили веществам, из которых творились как сами образы, так и их украшения. Золото, серебро, жемчуг, самоцветы стали символами невещественного света и божественной красоты.

Часть очелья и венца
Часть очелья и венца

О широко распространенном на Руси обычае особо украшать священные образы свидетельствуют как летописи, так и более поздние письменные источники:

«У всякого в доме имеется бесчисленное множество икон, украшенных золотом, серебром и драгоценными каменьями… и это бывает не у одних бояр, но и у крестьян в селах, ибо любовь и вера их к иконам весьма велики» (Павел Алеппский, XVII в.).

На выставке
На выставке

Золотые оклады и шитые ризы, венцы и цаты, пелены и убрусы, различные привесы представлены на выставке «Драгоценный убор русской иконы XV — начала XX века» в Кабинете председателя. Экспозиция поможет воссоздать картину бытования икон в храмах и частных домах, а мы сегодня обратимся к различным элементам, составляющим драгоценный оклад.

Венец от иконы Богоматери. XVIII в.
Венец от иконы Богоматери. XVIII в.

Венец — накладной нимб, украшение вокруг головы. Венцы могут быть гладкими, прорезными, в технике ажурной или фоновой скани, с эмалями, драгоценными камнями или стразами в глухих кастах или лапках, а также с крупными зубцами — «городчатый венец». Городчатые венцы икон воспроизводили венцы русских княгинь.

Вотивные подвески на выставке
Вотивные подвески на выставке

 

Вотивная подвеска. XIX в.

Вотивные подвески — это особые приношения к иконе, зачастую в виде части тела. Вотивную подвеску оставляли святому образу вместе с молитвой об исцелении или в благодарность за выздоровление.

Запона — бляха, обычно золотая или серебряная, с драгоценными камнями, которую использовали для украшения церковных облачений, пелен и шитых риз на иконах.
Запона. Конец XVII — начало XVIII вв.

Запона — бляха, обычно золотая или серебряная, с драгоценными камнями, которую использовали для украшения церковных облачений, пелен и шитых риз на иконах.

Дробница
Дробница
Дробница
Дробница

Дробница — небольшая серебряная или золотая пластинка круглой, прямоугольной или фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконе. Дробницы украшают оклады икон, церковных книг, пелен, облачений и содержат изображения, выполненные резьбой, чеканкой, чернью и другими техниками.

Венец от иконы Богоматери. 1802 г.
Венец от иконы Богоматери. 1802 г.

Коруна — зубчатое или прорезное украшение, иногда завершающее венец.

Кресты — как правило, кресты-тельники или кресты-мощевики, были одним из наиболее распространенных прикладов. У храмовой иконы Богоматери «Одигитрия» из Суздальского Покровского монастыря в описи 1597 года помимо цат, венцов, образков, панагий, серег указано около 40 крестов, исполненных в золоте и серебре, перламутре и камне, с мощами, с самоцветами и жемчугом, в технике скани, литья.

Крест-мощевик «Распятие». Конец XVII в. — крест; XVIII в. — оглавье
Крест-мощевик «Распятие». Конец XVII в. — крест; XVIII в. — оглавье

Оклад иконы в древности назывался «кование». Драгоценное изображение полностью (с прорезями для ликов и рук) или частично (рама на полях) закрывает изображение иконы. Название «оклад иконы» не встречается ранее XVI века. Исполнялся оклад соответственно господствующему стилю в разных декоративных техниках с применением драгоценных камней, жемчуга и других материалов.

Очелье (начельник, налобник) — повязка на голову, также назывались части старинных головных уборов, закрывавшие лоб. Как правило, этим термином обозначают часть ризы Богоматери, закрывающую Ее лоб и волосы Девы Марии. Нередко очелье плетется с использованием жемчужных зерен и драгоценных камней.

Пелена подвесная. Вторая половина XVI — начало XVII в.
Пелена подвесная. Вторая половина XVI — начало XVII в.

Пелена подвесная — ткань, свисающая от нижнего края иконы до пола, украшенная лицевым или орнаментальным шитьем.

Риза — накладное украшение на икону как из металла, чаще всего драгоценного, так и из ткани, украшенной шитьем, низанием жемчугом и самоцветами. Эта часть иконного оклада прикрывала изображения одежд.

Рясны — пряди из жемчужных или бисерных зерен с золотыми или серебряными пронизками. Рясны подвешивались к венцам икон подобно тому, как они подвешивались к женским головным уборам.

Серьги — с древности весьма распространенное украшение Богородичных икон.

Убрус на икону. Вторая половина XIX в.
Убрус на икону. Вторая половина XIX в.

Убрус — 1) плат, полотно, полотнище, головной покров 2) Святой Убрус Нерукотворный Образ Спасителя. Убрус украшал иконы Богородицы по верхнему краю, напоминая об одной из главных чудотворных реликвий — мафории (головном покрове) Богоматери, хранящемся во Влахернском храме Константинополя.

Цата — украшение иконы в виде полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Подвешивалась к венцу на специальные петли в виде ожерелья. Первоначально, как следует из письменных источников, это слово относилось больше к подвескам, прикреплявшимся к гривнам и монистам.

Цата. Конец XIX — начало XX в.
Цата. Конец XIX — начало XX в.

Обратите внимание на великолепный оклад иконы Богоматери «Казанской», украшенный золотом, сапфирами, шпинелью, альмандинами, жемчугом, рубинами и изумрудами. Здесь мы видим и венец с зубчатой коруной, и цату, и искусное жемчужное очелье, и серьги с ряснами. На раме оклада размещено семь дробниц в форме килевидных арочек, с черневыми изображениями Спасителя, Богородичных праздников и избранных святых.

Икона Богоматери «Казанская» в окладе. Первая половина XVII в.
Икона Богоматери «Казанская» в окладе. Первая половина XVII в.

Выставка «Драгоценный убор русской иконы XV — начала XX века» открыта в Историческом музее до 27 марта

Благодарим кураторов выставки и хранителя Елизавету Полянскую за помощь в подготовке материала