Исторический музей обладает богатой коллекцией французских каминных часов XVIII – XIX веков. Именно во Франции каминные часы получают пышное декоративное убранство, воплотив достижения художников, скульпторов, бронзовщиков и став поистине визитной карточкой этой страны. Предлагаем вам познакомиться с собранием этих великолепных изделий и узнать о наиболее характерных сюжетах, использовавшихся в декоре часов.
В отличие от англичан, больше внимания уделявших часовым механизмам, французы, тоже немало преуспевшие в механике, отдавали предпочтение художественным изыскам часовых корпусов и достигли в этом невероятных высот. Бронзовую скульптуру в убранстве часов выполняли в технике литья или частями, закрывая швы декором. Готовую отливку прочеканивали и золотили, соблюдая правила художественной светотени и добиваясь матового приглушенного или полированного блеска поверхности. Французские бронзовщики нередко были одновременно и литейщиками, и чеканщиками, и позолотчиками. Мастера, славившиеся искусством нанесения художественных патин, рецепты которых держались в секрете, создавали бронзы всевозможных оттенков – темно-коричневых, оливковых, почти черных.
Наиболее частая тема декора каминных часов – античность. Начавшиеся в 1773 году археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях возродили стойкий интерес к античности у французских скульпторов и дизайнеров. В ряду французских каминных часов самые узнаваемые – часы с мифологическими и историческими фигурами из золоченой и патинированной бронзы. В их числе часы с композициями, наполненными аллегорическими сюжетами на темы Мира и Согласия, Изобилия и Процветания. Также красной нитью в оформлении французских часов проходит тема Времени и Любви. Чаще всего встречается в декоре этих изделий Амур – бог любви, владыка эфира, участник туалета Венеры или Психеи, победитель Хроноса.
Были распространены каминные часы с Амуром-носильщиком. Амур мог нести на себе небесную сферу, или волшебный фонарь, или корзину с виноградом. В собрании Исторического музея хранятся часы с Амуром, на крыльях которого расположен круглый корпус часового механизма. Таким образом, бог любви здесь представлен властителем Времени. Тема борьбы Хроноса и Амура, Времени и Любви, приобрела яркое звучание ещё в искусстве Ренессанса и барокко. Вновь популярны Хронос и Амур становятся в период Директории и ампира и часто встречаются в оформлении каминных часов.
Фигурирует бог любви и в тонко выполненных часах «Колесница Амура». Часы с изображением колесницы — не редкость в декоративно-прикладном искусстве Франции начала XIX века. Обычно часы называют по имени персонажа, находящегося в колеснице: «Колесница Аполлона», «Колесница Телемака» или, как в данном случае, «Колесница Амура». Каждая такая композиция символизирует триумф того или иного персонажа. Часы из собрания Исторического музея демонстрируют, как легко управляется маленький Амур с лошадьми, фигуры которых проработаны так же детально, как сам главный герой и как его богатая колесница. Постамент из патинированной бронзы декорирован накладками в виде орла и двух мечей в лавровых венках. Колесницы, орлы, дротики, колчаны со стрелами – излюбленные детали декоративного убранства ампирных часов. По качеству исполнения эти роскошные часы можно отнести к произведениям известных бронзовщиков Парижа.
При разговоре об античной теме (истории и мифологии) в декоре французских часов стоит обратить внимание еще на несколько примеров из коллекции Исторического музея. С начала XIX века, со времен Первой империи, вплоть до Третьей республики (1870 – 1940 гг.) излюбленным образцом в оформлении часов оставался Александр Македонский. Представленные в нашем материале каминные часы «Бдение Александра Македонского» были созданы около 1820 года, на них великий правитель изображен сидящим в кресле с развернутым свитком в левой руке и с шаром в откинутой за спинку кресла правой руке. В основе этого образа лежит известная история, которую описал Квинт Курций Руф в трактате «История Александра Великого Македонского»: как только Александр засыпал и рука его расслаблялась, шар падал в бронзовый сосуд; этот звук будил засыпавшего. Фигура полководца в представленных часах отличается тонкой моделировкой и искусным патинированием. Постамент часов декорирован двумя лавровыми венками и рельефом со сценой посещения Македонским и его другом Гефестионом семьи персидского царя Давида III Кодомана – ее захватили в плен после битвы при Иссе во время Персидского похода (331 – 330 гг. до н.э.). Созданная по мотивам картины Шарля Лебрена «Великодушие Александра Македонского», эта сцена призвана продемонстрировать милосердие императора-победителя.
В стиле ампир выполнены каминные часы «Клятва Горациев». Три античных воина простерли руку навстречу своему отцу в клятвенном жесте. Отец протягивает им поднятые вверх короткие мечи (в данных часах утрачены), скрепляя клятву сыновей своим благословением. Композиция практически полностью повторяет картину французского художника Жака-Луи Давида «Клятва Горациев». Сюжет самого живописного оригинала был навеян трагедией Пьера Корнеля «Гораций»: пьеса повествовала о событиях VII в. до н.э., когда Рим воевал с латинским городом Альба-Лонга. История братьев Горациев изложена римским писателем Титом Ливием. Полотно Давида стало манифестом классицизма и получило огромную популярность, поэтому неудивительно, что вскоре после демонстрации картины публике, она получила повторение в скульптурном оформлении каминных часов.
В следующей части нашего материала мы рассмотрим, какие еще темы были популярны в оформлении французских каминных часов XVIII — XIX веков, полюбуемся примерами из собрания Исторического музея, а также познакомимся с ведущими мастерами и фирмами, создававшими эти изделия.
Использованная литература:
Мельникова О. «Французские часы XVIII — XIX веков из собрания Исторического музея» М., 2012