Французские каминные часы XVIII – XIX веков. Часть I. — Блог Исторического музея

Французские каминные часы XVIII – XIX веков. Часть I.

Исторический музей обладает богатой коллекцией французских каминных часов XVIII – XIX веков. Именно во Франции каминные часы получают пышное декоративное убранство, воплотив достижения художников, скульпторов, бронзовщиков и став поистине визитной карточкой этой страны. Предлагаем вам познакомиться с собранием этих великолепных изделий и узнать о наиболее характерных сюжетах, использовавшихся в декоре часов.

В отличие от англичан, больше внимания уделявших часовым механизмам, французы, тоже немало преуспевшие в механике, отдавали предпочтение художественным изыскам часовых корпусов и достигли в этом невероятных высот. Бронзовую скульптуру в убранстве часов выполняли в технике литья или частями, закрывая швы декором. Готовую отливку прочеканивали и золотили, соблюдая правила художественной светотени и добиваясь матового приглушенного или полированного блеска поверхности. Французские бронзовщики нередко были одновременно и литейщиками, и чеканщиками, и позолотчиками. Мастера, славившиеся искусством нанесения художественных патин, рецепты которых держались в секрете, создавали бронзы всевозможных оттенков – темно-коричневых, оливковых, почти черных.

Наиболее частая тема декора каминных часов – античность. Начавшиеся в 1773 году археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях возродили стойкий интерес к античности у французских скульпторов и дизайнеров. В ряду французских каминных часов самые узнаваемые – часы с мифологическими и историческими фигурами из золоченой и патинированной бронзы. В их числе часы с композициями, наполненными аллегорическими сюжетами на темы Мира и Согласия, Изобилия и Процветания. Также красной нитью в оформлении французских часов проходит тема Времени и Любви. Чаще всего встречается в декоре этих изделий Амур – бог любви, владыка эфира, участник туалета Венеры или Психеи, победитель Хроноса.

Часы каминные «Любовь властвует над Временем». Бронзолитейное производство «Братья Сюсс», Фирма часовых механизмов «С. Марти и К». Франция. Конец XIX — начало XX вв. По модели 1780-1800 гг. Бронза, эмаль, стекло, литье, чеканка, золочение, патинирование.
Часы каминные «Любовь властвует над Временем». Бронзолитейное производство «Братья Сюсс», Фирма часовых механизмов «С. Марти и К». Франция. Конец XIX — начало XX вв. По модели 1780-1800 гг. Бронза, эмаль, стекло, литье, чеканка, золочение, патинирование.

Были распространены каминные часы с Амуром-носильщиком. Амур мог нести на себе небесную сферу, или волшебный фонарь, или корзину с виноградом. В собрании Исторического музея хранятся часы с Амуром, на крыльях которого расположен круглый корпус часового механизма. Таким образом, бог любви здесь представлен властителем Времени. Тема борьбы Хроноса и Амура, Времени и Любви, приобрела яркое звучание ещё в искусстве Ренессанса и барокко. Вновь популярны Хронос и Амур становятся в период Директории и ампира и часто встречаются в оформлении каминных часов.

Часы каминные «Амур, уносящий Время». П.-Ф. Томир. Франция, г. Париж. 1816 г. Бронза, эмаль, литье, чеканка, золочение.
Часы каминные «Амур, уносящий Время». П.-Ф. Томир. Франция, г. Париж. 1816 г. Бронза, эмаль, литье, чеканка, золочение.

Фигурирует бог любви и в тонко выполненных часах «Колесница Амура». Часы с изображением колесницы — не редкость в декоративно-прикладном искусстве Франции начала XIX века. Обычно часы называют по имени персонажа, находящегося в колеснице: «Колесница Аполлона», «Колесница Телемака» или, как в данном случае, «Колесница Амура». Каждая такая композиция символизирует триумф того или иного персонажа. Часы из собрания Исторического музея демонстрируют, как легко управляется маленький Амур с лошадьми, фигуры которых проработаны так же детально, как сам главный герой и как его богатая колесница. Постамент из патинированной бронзы декорирован накладками в виде орла и двух мечей в лавровых венках. Колесницы, орлы, дротики, колчаны со стрелами – излюбленные детали декоративного убранства ампирных часов. По качеству исполнения эти роскошные часы можно отнести к произведениям известных бронзовщиков Парижа.

Часы каминные «Колесница Амура». Галль К., мастер (?) Франция, г. Париж. 1805 - 1810 гг. Бронза, эмаль, золочение, литье, чеканка.
Часы каминные «Колесница Амура». Галль К., мастер (?) Франция, г. Париж. 1805 — 1810 гг. Бронза, эмаль, золочение, литье, чеканка.

При разговоре об античной теме (истории и мифологии) в декоре французских часов стоит обратить внимание еще на несколько примеров из коллекции Исторического музея. С начала XIX века, со времен Первой империи, вплоть до Третьей республики (1870 – 1940 гг.) излюбленным образцом в оформлении часов оставался Александр Македонский. Представленные в нашем материале каминные часы «Бдение Александра Македонского» были созданы около 1820 года, на них великий правитель изображен сидящим в кресле с развернутым свитком в левой руке и с шаром в откинутой за спинку кресла правой руке. В основе этого образа лежит известная история, которую описал Квинт Курций Руф в трактате «История Александра Великого Македонского»: как только Александр засыпал и рука его расслаблялась, шар падал в бронзовый сосуд; этот звук будил засыпавшего. Фигура полководца в представленных часах отличается тонкой моделировкой и искусным патинированием. Постамент часов декорирован двумя лавровыми венками и рельефом со сценой посещения Македонским и его другом Гефестионом семьи персидского царя Давида III Кодомана – ее захватили в плен после битвы при Иссе во время Персидского похода (331 – 330 гг. до н.э.). Созданная по мотивам картины Шарля Лебрена «Великодушие Александра Македонского», эта сцена призвана продемонстрировать милосердие императора-победителя.

Часы каминные «Бдение Александра Македонского». Франция. Около 1820 г. Бронза, сталь, литье, чеканка, патинирование, золочение.
Часы каминные «Бдение Александра Македонского». Франция. Около 1820 г. Бронза, сталь, литье, чеканка, патинирование, золочение.

В стиле ампир выполнены каминные часы «Клятва Горациев». Три античных воина простерли руку навстречу своему отцу в клятвенном жесте. Отец протягивает им поднятые вверх короткие мечи (в данных часах утрачены), скрепляя клятву сыновей своим благословением. Композиция практически полностью повторяет картину французского художника Жака-Луи Давида «Клятва Горациев». Сюжет самого живописного оригинала был навеян трагедией Пьера Корнеля «Гораций»: пьеса повествовала о событиях VII в. до н.э., когда Рим воевал с латинским городом Альба-Лонга. История братьев Горациев изложена римским писателем Титом Ливием. Полотно Давида стало манифестом классицизма и получило огромную популярность, поэтому неудивительно, что вскоре после демонстрации картины публике, она получила повторение в скульптурном оформлении каминных часов.

Часы каминные «Клятва Горациев». Галль К., мастер (?). Франция, г. Париж. Около 1805 г. Бронза, мрамор, эмаль, литье, чеканка, золочение.
Часы каминные «Клятва Горациев». Галль К., мастер (?). Франция, г. Париж. Около 1805 г. Бронза, мрамор, эмаль, литье, чеканка, золочение.

Часы каминные «Клятва Горациев». Галль К., мастер (?). Франция, г. Париж. Около 1805 г. Бронза, мрамор, эмаль, литье, чеканка, золочение.

В следующей части нашего материала мы рассмотрим, какие еще темы были популярны в оформлении французских каминных часов XVIII — XIX веков, полюбуемся примерами из собрания Исторического музея, а также познакомимся с ведущими мастерами и фирмами, создававшими эти изделия.

Использованная литература:

Мельникова О. «Французские часы XVIII — XIX веков из собрания Исторического музея» М., 2012