Танцующая пара — Блог Исторического музея

Танцующая пара

Про этот тульский народный промысел знают лишь специалисты — искусствоведы, археологи да коллекционеры. Остальные что-то слышали, но подробностей не расскажут. Восполняем пробел.

Скульптура «Танцующая пара». Вторая половина XIX в.
Скульптура «Танцующая пара». Вторая половина XIX в.

Возраст грациозной парочки — больше 150 лет. Офицер с золотыми эполетами и барышня в платье-клош сделаны из глины в Туле, в слободе Большие Гончары, во второй половине XIX века. Сейчас квартируют в собрании Исторического музея.

Тульская игрушка — наш экземпляр представляет именно этот угасший в начале и возрожденный в конце ХХ века стараниями местных художников промысел — явление даже в музеях редкое. Информацию о нем исследователи получают в результате раскопок. Так летом 2013 года в тульском Заречье на месте будущего котлована под многоэтажку археологами были найдены остатки гончарной мастерской начала XVIII века с 15 горнами. Многие, как оказалось, были забиты изразцами, керамикой и игрушкой- цельнолепной, в нарядах по моде начала XVIII века. Находили глиняную игрушку и при раскопках в тульском кремле, 500 лет которому исполнилось в 2020-м. Почти все найденные экземпляры изготовлены из беложгущейся глины. В сыром виде такая глина-«синюха» носит синеватый оттенок, встречается во многих местах Тульского края: в тех же Больших Гончарах Тулы, в Одоеве, откуда родом игрушка филимоновская. На таких же глинах стоит и тульский кремль. «Синюха» — материал пластичный, позволяющий из куска вытягивать даже сложные формы. Это свойство глины и использовали тульские умельцы, работавшие игрушку.

В Туле бытует легенда, что мастера тульской игрушки — выходцы из знаменитого Филимонова, осевшие в зареченской гончарной слободе. Именно Заречье во второй половине XIX века стало родиной изысканно высоких барынь под зонтиками, напоминающих модные в то время фарфоровые статуэтки. Туляки иронично называли их «князьки», выражая, видимо, отношение к господам, ставшим прообразами игрушек. Сюжеты взяты исключительно из городского житья-бытья: барыни, няни, кормилицы, монахи, военные. Больше всего дам.

Стройные и высокие, с тонкой талией, маленькой головкой и лицами, полными кукольной важности, игрушки представляют городские типы. Образы подчеркиваются стороной декоративной — через костюмы и аксессуары. Барышни, например, одеты в платья, характерные для городской моды 80-х годов XIX века. Вот и наша — в платье с юбкой колокольчиком с широкими лепными оборками. По лифу оно украшено бантами, расписано совсем не народным нежным розово-сиреневым орнаментом, удивительно подходящим пластичной фигурке. Барышня при золотых серьгах и браслете, в ожерелье, с зонтиком. Ее спутник с тонкими ножками, томно глядящий на даму, подчеркнуто утянут мундиром с золотыми пуговицами и эполетами.

Сравнивая и анализируя фигурки, исследователи пришли к выводу, что тульская игрушка не была статичной, а со временем изменялась. Изначально цельнолепленная, со временем лепилась по элементам.

У тульских игрушек было два типа лиц. Самые распространенные — импровизированные, рисованые, с носом-бугорком. Лица как у нашей парочки лепились с соблюдением анатомии, они характерны для самых высоких игрушек (фигурки были трех основных размеров — 18, 24 и 28 см). Как считают специалисты, оба типа кукольных голов вместе с торсом делали в специальных формах, затем, соединяя их с юбкой-колоколом, мастера заделывали и вытягивали места скрепления. Отдельно лепили руки и зонтик, его ручка-проволочка «прошивала» верхнюю часть игрушки-барышни и утопала в ее руке.

Конечно, подобные игрушки-скульптурки создавались, скорее всего, для интерьеров — в подражание фарфоровым. Их ставили в горки, на комоды и — по тульской традиции — между рамами окон. В последнем случае получалась выставочная витрина: подходи и любуйся.

Автор — Валерия Грызлова, специалист по связям с общественностью филиала Исторического музея в Туле