Памяти художника Масиса Геворковича Григоряна (1929-2022) — Блог Исторического музея

Памяти художника Масиса Геворковича Григоряна (1929-2022)

Недавно из Армении пришла грустная весть. 18 февраля скончался народный художник Армении, профессор Ереванской Академии художеств, член Союза Художников СССР — Масис Геворкович Григорян. В 2020 году из Международной конфедерации Союза художников в Исторический музей поступили две живописные работы мастера: «Член правительства» (1985 г.) и «Заветы вождя (Строитель)» (1987 г.)

Родился будущий художник 3 сентября 1929 года в городе Ленинакане Армянской ССР (ныне Гюмри Армении). Там же в 1945 году окончил художественную школу имени С. Меркурова. В 1955-1960 годах учился в Ереванском художественно-театральном институте (в настоящее время Ереванская Академия художеств). Среди его педагогов — выдающиеся армянские художники Эдуард Амаякович Исабекян, Оганес Мкртичевич Зардарян, Арпеник Аркадьевна Налбандян, Бабкен Адамович Колозян. Под руководством последнего была выполнена дипломная работа «Проводы».

С 1962 года Масис Григорян постоянный участник республиканских и всесоюзных выставок. В 1962 году он вступил в Союз Художников СССР, в 1968 — в Союз журналистов СССР. С 1966 года М.Григорян был членом совета Художественного фонда Армянской ССР и на протяжении почти двадцати лет его председателем (1968-1987).

В 1979 году Масис Геворкович Григорян прошел стажировку в Ленинградской Академии художеств у известного живописца и педагога, народного художника СССР Евсея Евсеевича Моисеенко, воспитавшего несколько поколений художников. И сам Масис Григорян более полувека посвятил родному Художественно-театральному институту: с 1963 года преподаватель, в 1986-1991 гг — декан факультета изобразительных искусств, с 1990 года профессор, в последние годы — консультант кафедры живописи и композиции Ереванской Академии художеств.

Работал художник в разных жанрах — пейзажа, натюрморта, портрета; создавал тематические многоплановые композиции. Известны его графические карикатуры, регулярно печатавшиеся в республиканском сатирическом журнале «Возни» («Еж»).

Год назад Масис Геворкович успел поделиться с нами сведениями об истории создания работ, поступивших в Исторический музей. Его рассказ сообщила искусствовед из Еревана Лилит Саргсян.

М.Г. Григорян «Член правительства» 1985 г. Холст, масло

Тематическая композиция «Член правительства» была написана в 1985 году по заказу Художественного фонда СССР и посвящена женщине — общественному деятелю. Однако художник показал советскую женщину в трех нераздельных образах — матери, работницы и делегатки. На фоне центральной части полотна изображены бобины знаменитого текстильного завода города Ленинакана — родины художника. В народе этот завод называли «чулочным», и он являлся одним из символов советского рабочего Ленинакана.

М.Г. Григорян «Заветы вождя. (Строитель)» 1987 г. Холст, масло

Многоплановая композиция «Заветы вождя (Строитель)», посвященная теме мира, была исполнена Масисом Григоряном также по заказу Художественного фонда СССР в 1987 году — в год 70-летия Революции. В образе строителя угадываются портретные черты самого художника. Вот, что пишет Л.Саргсян со слов автора полотна: «Художник решил тему в многоплановом разрезе, поделив картину на насколько композиционно-содержательных частей. На первом плане сидит советский строитель (образ написан с себя, однако портретные черты обобщены), рядом с ним — радио — символ вещания и общественной пропаганды, которое он, видимо, в данный момент слушает, присев во время работы. В левом нижнем углу — черная завеса ядерного взрыва как символа войны, в общем композиционном контексте отсылающая к образу ада. (Автор имел в виду трагедию Хиросимы и Нагасаки, обобщив тему). Контрастно противопоставленный „темному“ углу картины центр композиции решен в символическом ключе как развевающееся пламя и ленты с надписями „Декрет о земле“ и „Декрет о мире“. Вдали виднеется вечный огонь и монумент жертвам геноцида армян 1915 года в Османской империи — тему национальной трагедии автор вносит в обобщенную тему общечеловеческой трагедии. Таким образом, посредством временного и композиционного монтажа художник решает тему мира в совокупности прошлого и настоящего».

В настоящее время работы Масиса Григоряна хранятся в различных музейных собраниях России, Армении, бывших республик СССР, а также в частных собраниях России и за рубежом.

Мы выражаем искренние соболезнования родным Масиса Геворковича Григоряна и благодарим Лилит Саргсян за присланные материалы.