Будущий Императорский стеклянный завод появился в Петербурге на реке Фонтанке в 1735 году, и до 1792 года — момента, когда предприятие окончательно перешло в казну и получило название Императорский стеклянный завод, не раз меняло имя, местонахождение и владельцев.
На протяжении двух веков Императорский завод был настоящим «законодателем мод» русского стеклоделия, объединившим мастеров, художников и технологов высочайшего класса. Начав с производства предметов из бесцветного стекла, ко второй половине XVIII века завод стал выпускать столовую и декоративную посуду из «цветной материи». Особая заслуга в освоении цветного стеклоделия принадлежит М. В. Ломоносову. Именно его ученики продолжили выпуск изделий из цветного стекла на Императорском стеклянном заводе.
Красный
«Золотым рубином» называют стекло, окрашенное наночастицами золота. Такие изделия приобретают различные оттенки розового, малинового, красного и пурпурного. Технология изготовления была известна еще с античных времен. Обычно для получения такого стекла используют золотохлористоводородную кислоту, полученную растворением золотой фольги в царской водке, или кассиев пурпур — коллоидное золото, находящееся на поверхности микрочастиц диоксида олова. Свойственную ему яркую окраску он приобретает при вторичной термообработке. Этот процесс технологи называют наведением окраски или «наводкой».
В России производство золотого рубина впервые организовал М. В. Ломоносов. Известно, что уже в 1751 году он умел изготавливать цветные стекла. Ломоносов замечает влияние отжига на цвет и прозрачность будущего стекла. В начале 1757 года он подает «Ведомость о состоянии Усть-Рудицкой фабрики», в которой упоминает под номером 9 стекло, окрашенное золотом. Хотя в описи, составленной после смерти Ломоносова, нет упоминания о золотом рубине, в конце XVIII века рубиновые стекла производили на Императорском стеклянном заводе и некоторых частных предприятиях. Получение золотого рубинового стекла — одна из самых трудных задач, решенных Ломоносовым в области стеклоделия.
Форма этого бокала — одна из самых характерных для рубежа XVIII-XIX столетий. Цвет стеклянной массы радостный, густой, словно светящийся изнутри теплым алым светом, также типичен для той эпохи, а вот «золотой рубин» последующих лет имеет ярко выраженный холодный розовый оттенок. Тонкая, детально проработанная золотая роспись, построенная на сочетании арабесковых орнаментальных узоров с вензелем, — традиционный вид декора для цветного стекла русского классицизма.
Малиновый кубок, декорированный полосой мелкой ромбической грани в верхней части («strawberry diamond»), выполнен в стиле модных во второй четверти XIX века готических реминисценций. Об этом свидетельствует его форма, напоминающая средневековые кубки «с кровлями», четкое и ритмичное зональное разграничение элементов виртуозной декоративной грани, яркий колористический контраст чистейшего алого и бесцветного стекла. Подобные кубки носили, чаще всего, подарочный, репрезентативный характер и относились к ассортименту дорогих изделий ИСЗ.
Желтый
Алебастровое стекло — полупрозрачное стекло, получившее своё название от сходства с алебастром. Такое стекло получают путем сплавления при невысокой температуре смеси стеклянной массы с кремнезёмом. Изготовлением подобных предметов в основном занимаются силезские, баварские и богемские стеклянные заводы. Алебастровое стекло также может носить бирюзовый оттенок.
Вазочка из топазового стекла относится к чрезвычайно редко встречающимся образцам изделий ИСЗ, декорированных в технике золочения по трафарету (что свидетельствует о развитии на заводе в 1910-х гг. новых технологий механического декора). Марка матовым золотом, штамп: вензель Николая II («Н II» под короной) и дата «1914».
Зеленый
История массового производства уранового стекла начинается с 1830-х годов, когда в Англии и Франции начали делать так называемое «канареечное» стекло красивого желтого оттенка. Скоро подобное стекло начали производить и в России на Императорском стеклянном и на Гусевском заводах. Благодаря добавлению в стеклянную массу соединений урана стекло имеет особые преломляющие свойства и красиво блестит, а также часто флуоресцирует зелёным светом под действием ультрафиолетового излучения. Оттенки уранового стекла варьируются от канареечно-желтого до почти изумрудного и даже коричнево-оранжевого.
Вазочка опалово-зеленого цвета с редким бирюзовым оттенком декорирована золотом и светло-салатовой, желтой и серебряной красками. На тулове помещены стилизованные растительные узоры в античном стиле. Примечательно тонкое колористическое решение предмета, построенное на взаимодействии зелено-бирюзового стекла, эмалевых красок теплых желто-зеленых тонов и контрастных добавок серебра и золота. Учитывая необычный опалесцирующий цвет и высокое качество стеклянной массы, можно с уверенностью предположить авторство мастеров Императорского стеклянного завода.
Бокалы зеленого стекла различных оттенков традиционно носили название «ремеров» (или «ремров») и предназначались для рейнских белых вин, не имевших собственного активного цвета. Предметы сервиза Константиновского дворца изготавливались на Императорском стеклянном заводе на протяжении 1850-1880-х гг.
Форма предмета восходит к ближневосточным образцам стеклянных изделий, в особенности, сирийским XII-XV вв. В декоре использован характерный прием сочетания золота с бусинами прозрачной эмали, инспирированный, по-видимому, византийскими рукописными орнаментами. К этому художественному приему, дающему яркий декоративный эффект, часто обращался один из основоположников «византийского» направления «русского стиля» И. А. Монигетти (1819-1878), знаменитый архитектор, известный и как автор проектов изделий Императорских фарфорового и стеклянного заводов.
Голубой
Технология изготовления «глушеных», т. е. матовых непрозрачных или полупрозрачных стекол, получаемых путем введения в шихту костяной муки, гипса, поваренной соли и других добавок, в России была освоена уже к концу XVIII века. В 1820-1830-х гг. предметы из такой стеклянной массы, особенно в окрашенном варианте, вновь обрели популярность. Самыми любимыми цветами в это время были молочный, опаловый и голубой с опалово-молочным оттенком. Традиционно изделия украшались росписью золотом и серебром.
Синий
Синее, или кобальтовое стекло, также известное как «смальта», получается путем включения в расплаве стекла соединения кобальта (оксида кобальта или карбонат кобальта). Кобальт — очень интенсивный окрашивающий агент, и для получения заметного цвета требуется совсем немного.
Фиолетовый
Аметистовое стекло известно давно и главным химическим элементом при его производстве является марганец, который можно добавлять в небольших количествах, придавая необходимую интенсивность – в малой концентрации марганец стабилизирует цвет, делая стекло чисто прозрачным и нейтрализуя зеленоватый оттенок натурального цвета. Диоксид марганца придает более насыщенный, почти черный цвет, но это очень медленный процесс, так как должно произойти превращение его в натрий перманганата-темно-фиолетового соединения.
Многие предметы из этой подборки можно увидеть на выставке «Произведения Императорского стеклянного завода XIX — начала XX века из собрания Исторического музея» до 10 ноября 2021 года