Вклад Е.Н. Клетновой в культурно-историческую память о событиях 1812 года на Смоленской земле — Блог Исторического музея

Вклад Е.Н. Клетновой в культурно-историческую память о событиях 1812 года на Смоленской земле

В феврале 1911 г. в Инвентарной книге вещественных пожертвований Особого комитета по устройству в Москве Музея 1812 года была сделана запись: «От Е. Н. Клетновой. “Отзвуки Отечественной войны в преданьях и сказаньях Вяземского уезда”, и 35 фотографий к брошюре». Книга Екатерины Николаевны поступила на хранение в библиотеку музея, а фотографии вошли в музейный раздел «Фотографии, литографии и фототипии».

Это был не первый дар смоленского археолога и этнографа в создаваемый в Москве Музей 1812 года. В марте 1909 г. Клетнова передала в дар музею гипсовый бюст великого князя Александра Павловича, две фотографии и описание памятного столба в имении Вистицких Елисеенки Дорогобужского уезда. Через полгода, в октябре 1909 г., Клетнова подарила еще четыре фотографии в музей — виды французских могил 1812 года в Вяземском уезде и вид дома в г. Смоленске, где останавливался император Наполеон. Даритель внесла большой вклад в историю изучения войны 1812 г. в Смоленской губернии: председатель Вяземского комитета по увековечению памяти Отечественной войны, член Кружка ревнителей памяти Отечественной войны 1812 г., действительный член Смоленской ученой архивной комиссии, автор книг по археологическим изысканиям мест, связанных с 1812 годом.

Портрет Е.Н. Клетновой. ОПИ ГИМ
Портрет Е.Н. Клетновой. ОПИ ГИМ

Благодаря надписям, сделанным Екатериной Николаевной собственноручно на оборотах почти всех фотографий, и пометам хранителя Музея 1812 года генерала В. А. Петрова на полях подложек, нам удалось собрать комплекс из 38 фотографий, подаренных Клетновой в 1909–1911 гг. Все они хранятся теперь в отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея, но, к сожалению, не составляют единую коллекцию. В 1930-е годы фотографии были распределены по жанру: пейзаж, архитектура, портрет, город. Благодаря подложкам из картона темно-зеленого цвета, примерно одинаковым размерам фотоснимков коллекция Клетновой на короткое время воссоединилась.

Это видовые фотографии памятных мест 1812 года в Вязьме, Вяземском уезде и в городе Смоленске. Часть из них была опубликована самим автором Е. Н. Клетновой в книге «Отзвуки Отечественной войны в преданьях и сказаньях Вяземского уезда». Несмотря на характер любительской съемки и качество печати того времени, эти фотографии являются ценнейшим документальным и изобразительным источником по истории смоленской земли.

Екатерина Николаевна как историк и археолог понимала значение сохранения культурной памяти. Она записывала устные рассказы очевидцев, собирала памятники материальной культуры на месте археологических раскопок и делала их фотофиксацию.

Летом 1909 г. Е. Н. Клетнова обследовала селения Вяземского уезда, так или иначе связанные с местами прохождения через них Великой армии, фиксируя самое интересное на аппарат «Кодак». «Собрать по возможности все такие сказания всюду, где только удалось их наслышать, было целью моих летних скитаний», — писала она в «Отзвуках». И далее сетовала, что из-за плохой погоды — частых дождей и ветра — не получилось сделать удачных фотографических снимков: «Тона кругом серы и тусклы: нет солнышка, нет яркой светотени».

В селе Иванове Спас-Неразлучинской волости Вяземского уезда Смоленской губернии деревенский пастух Калиныч рассказал Клетновой легенду об одной из так называемых «французских могил» — небольшом холмике на дне долины реки Сырогощи. Предание гласит, что у этой реки находилась могила двух заблудившихся французов во время бегства Наполеона, которых, несмотря на мольбы, убил один из крестьян. «Но после того ему ни в чем не везло, двор его разорился и племя все повымерло». А из рассказа местной жительницы, записанной Клетновой, следовало, что французов было не два, а один: «на меже дер[евень] Артемовой и Ивановой Спас-Нер[азлучинской] волости был застрелен взятый в плен крестьянами француз. Он просил: “Не бейте меня, русь, я буду у вас жить и вам сапоги шить”. Но ему связали руки, вывели на межу и пристрелили».

Таких могил со следами вандализма на территории Вяземского уезда Е. Н. Клетнова нашла несколько, в том числе две в пустоши Сыровежино.

Клетнова Е.Н. Разрытая французская могила в пустоши Сыровежино Вяземского уезда. 1909 Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. Разрытая французская могила в пустоши Сыровежино
Вяземского уезда. 1909
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

Читаем в записках Клетновой: «У деревни Ямново на купленной от госп[од] Басовых пустоши Сыровежино 2 холма фр[анцузских] могил. Как-то, лет 15 тому назад, при распашке нашли 2 ружья».

Со времени окончания Отечественной войны 1812 года прошло более 200 лет, но до сих пор не утихают слухи о брошенных Великой армией при отступлении награбленных в России сокровищах, спрятанных в водах Семлевского озера, реки Березины и пр. Современные кладоискатели не теряют надежду найти золотую карету Наполеона и крест с колокольни Ивана Великого, снаряжают новые экспедиции, но пока их поиски безрезультатны. Искали клады и в XIX в. В начале XX века Екатерина Николаевна сфотографировала результаты поиска клада в Семлевском озере. В непосредственной близости от крестьянских домов на открытом участке земли, посреди поля, объектив её фотоаппарата зафиксировал заброшенную яму.

«В 27 верстах от г. Вязьмы по старому Смоленскому тракту, — писала Клетнова, — лежит древнее, в настоящее время довольно большое, село Семлёво. Каменная церковь его, красиво утопающая в зелени, обнесена каменной же массивной оградой с круглыми башенками, на манер бойниц. Она построена владельцами села Семлева, гг. Бирюковыми, в 1797 году в самом парке поместья». Из четырех фотографий с видами Покровской церкви села Семлево, снятых Клетновой в 1910 г., Исторический музей располагает двумя фотографиями, ранее не публиковавшимися. Это, согласно авторской надписи на обороте снимка, — «внутренность церкви, где стояли лошади Наполеона 22 октября 1812 г.» и «алтарь верхнего — купольного — предела Семлевской цер[кви] Вяземского у[езда]».

Клетнова Е.Н. Село Семлево Вяземского уезда. Интерьер церкви, где стояли лошади Наполеона 22 октября 1812 года.1910 Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. Село Семлево Вяземского уезда. Интерьер церкви, где стояли
лошади Наполеона 22 октября 1812 года.1910
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. Алтарь верхнего придела Семлевской церкви Вяземского уезда. 1910 Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. Алтарь верхнего придела Семлевской церкви Вяземского
уезда. 1910
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

По преданию, именно «в верхнем пределе, устроенном из хор, обрамляющих церковные стены в виде неширокой галереи со свободным прозором посреди, устроился сам Наполеон». Другие фотографии с изображением общего вида Покровской церкви были опубликованы в г. Смоленске в 2004–2005 гг., правда, авторство Клетновой не всегда было определено.

Напомним, что ценность фотографической коллекции Е. Н. Клетновой из фондов ГИМ еще и в том, что автор подписывала все свои снимки, благодаря чему сегодня можно исправить допущенные ранее при публикации ошибочные датировки. Так, общий вид села Семлева, опубликованный в «Смоленском этнографическом альбоме», был датирован 1913-м годом, в то время как аналогичное фото хранится в Историческом музее с надписью автора: «Село Семлево Вяз[емского] у[езда]. Общий вид по больш[аку] к г. Вязьме. Фот[ография] Е. Н. Клетновой. 1910 г.».

Клетнова Е.Н. Село Семлево Вяземского уезда. Общий вид по большаку к г. Вязьме. 1910 Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. Село Семлево Вяземского уезда. Общий вид по большаку к г.
Вязьме. 1910
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

На одной из фотографии внимание Екатерины Николаевны привлекла группа деревенских мальчишек, сидящих на земле, на небольшой возвышенности, на околице деревни.

Село Семлево Вяземского уезда: остаток плотины на старом большаке. 1910 Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Село Семлево Вяземского уезда: остаток плотины на старом большаке. 1910
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

Сюжет был бы непонятен, если бы не пояснительная надпись автора на обороте фотографии: «Остаток плотины на старом большаке». В статье Е. Н. Клетновой «Село Семлево в 1812 году» читаем: «Озеро это (Семлевское) теперь спущено и представляет собою покосный мокроватый луг, по которому вьется Семлевка. Остатки бывшей плотины прекрасно видны до сих пор, и по ней-то собственно, согласно уверениям семлевцев, проходила тогда большая дорога».

Клетнова Е.Н. Семлевское «Стоячее озеро» от большака. 1910 Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. Семлевское «Стоячее озеро» от большака. 1910
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

Помимо собственно археологических изысканий на полях сражений, Е. Н. Клетнова много сделала для увековечения памяти русских солдат, погибших на Вяземской земле во время французского нашествия. По ее инициативе на третьем заседании Вяземского комитета по увековечиванию памяти Отечественной войны, состоявшемся в апреле 1911 г., было принято считать Богородицкую церковь в г. Вязьме храмом-памятником войны 1812 года. А также было решено внутри церкви на колоннах поместить мраморные доски с именами воинов, павших в бою 22 октября 1812 г.

Клетнова Е.Н. Памятные доски полков Кексгольмского и Перновского в храме-памятнике города Вязьмы Богородицкого уезда Смоленской губернии. Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. Памятные доски полков Кексгольмского и Перновского в
храме-памятнике города Вязьмы Богородицкого уезда Смоленской губернии.
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

В Государственном историческом музее сохранилось четыре недатированных снимка, запечатлевших экспозицию вяземского Музея 1812 г. в часовне Богородицкой церкви. Судя по скудности экспонатуры и тесноте помещения, можно предположить, что фотографии были сделаны Клетновой в самом начале деятельности музея с целью привлечь внимание местного населения к комплектованию фондов.

Мы видим, что музей занимал только одну комнату, предметы были развешаны по стенам и разложены по шкафчикам. Слева на стене можно увидеть документы (возможно, копии приказов, послужных списков и пр.), в углу небольшой столик со стоящим на нем квасником и рядом молодую женщину, очевидно, служащую музея.

Рис.9.Клетнова Е.Н. Интерьер часовни-музея в г. Вязьме, устроенного Вяземским комитетом 1812 года. [1912] Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Рис.9.Клетнова Е.Н. Интерьер часовни-музея в г. Вязьме, устроенного Вяземским
комитетом 1812 года. [1912]
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
В правом углу на столике стоит проектный макет памятника в селе Семлеве, на стене висит мужской портрет, в шкафчике расставлена посуда, а по центру развешано оружие — сабли и пика. Архивные документы свидетельствуют, что в Вяземском музее был портрет Павла Матвеевича Карабанова и картины, подаренные священником И. Д. Чаусовым.

Единственный предмет, снятый Клетновой крупным планом, по-видимому, был одним из первых ценных экспонатов музея. Табличка под квасником и надпись на обороте фотографии передают легенду о том, что из этого фаянсового кувшина император французов пил квас со своими начальниками, квартировавшими в доме семьи Псищевых.

Клетнова Е.Н. Кувшин, из которого по преданию Наполеон пил квас в 1812 году в семье купцов Псищевых. 1912 Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. Кувшин, из которого по преданию Наполеон пил квас в 1812 году в семье купцов Псищевых. 1912 Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

Любопытно, что тесное сотрудничество с московским Музеем 1812 года, готовившим юбилейную выставку, посвященную 100-летию Отечественной войны 1812 г., вселяло Клетновой надежду осуществить проект аналогичной выставки в Вязьме с привлечением экспонатов не только регионального уровня, но и из Москвы, но устройство выставки в Вязьме было решено отложить до лета, а там уж вовсю шли приготовления к празднованию собственного юбилея, назначенного в г. Вязьме на 17 августа и 22 октября 1912 г. По свидетельству самой Е. Н. Клетновой, как выставка, так и издание иллюстрированного альбома с видами памятных мест 1812 года в Вяземского уезде не были осуществлены из-за отсутствия средств.

Клетнова Е.Н. Крестный ход в г. Вязьме 17 августа 1912 г.- день поминовения воинов, павших в 1812 г. Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. Крестный ход в г. Вязьме 17 августа 1912 г.- день
поминовения воинов, павших в 1812 г.
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

Пять фотографий из фондов ГИМ отражают события торжественных дней 1912 г. в Вязьме. Это панихида по воинам, павшим в Отечественную войну 1812 г., шествие крестного хода на Перновской площади и вид триумфальной арки, устроенной для встречи победителя — Перновского полка — 22 октября.
Как известно, 17 августа 1912 г. после окончания литургии в Богородицкой церкви г. Вязьмы на Торговой площади соединились два крестных хода, шедшие — один из Богородицкой церкви, другой — из Троицкого собора.

Здесь же была отслужена панихида об упокоении императора Александра I, русских солдат и простых людей, павших в годину 1812 года.

Клетнова Е.Н. Панихида в день поминовения павших под Вязьмой 17 августа 1812 г. 1912 Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. Панихида в день поминовения павших под Вязьмой 17
августа 1812 г. 1912
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

Любительские снимки, сделанные в толпе горожан, передают колорит провинциального города: нарядных крестьянских девочек, повернувшихся к объективу фотоаппарата, гимназиста, военного, арку, украшенную гирляндами из живых растений, цветов и флагов.

Клетнова Е.Н. В день поминовения павших под Вязьмой 17 августа 1812 г. Панихида. 1912 Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. В день поминовения павших под Вязьмой 17 августа 1812 г.
Панихида. 1912
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

По свидетельству Е. Н. Клетновой, в тот день в городе всё было организовано безупречно: литургия, крестный ход, соборная панихида на площади. Смоленские Епархиальные ведомости добавляют, что крестный ход открылся гимном военного оркестра 3-го тяжелого артиллерийского дивизиона. Что, кроме войск и пожарных, на площадь были созваны воспитанники мужской и женских гимназий, а Московская улица была усеяна зеленью и цветами.
Единственная фотография из фондов ГИМ, запечатлевшая день 22 октября 1912 г. в Вязьме, на первый взгляд, ничем не примечательна. Но для жителей города это был особый день — торжественное освящение памятника, сооруженного 3-м гренадерским Перновским короля Фридриха Вильгельма IV полком, особо отличившимся в 1812 г. И хотя на снимке ни самого памятника, ни момента открытия его мы не видим, зато хорошо просматривается, как город подготовился к празднику, принарядился: перновцев ждала арка, украшенная еловыми ветвями и электрическими лампочками, с надписью: «Милости просим».

Клетнова Е.Н. Триумфальная арка на Московской улице при встрече Перновцев 22 октября 1912 г. Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Клетнова Е.Н. Триумфальная арка на Московской улице при встрече
Перновцев 22 октября 1912 г.
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

Фото Клетновой недатировано, оно сделано либо рано утром — до начала крестного хода и торжественного молебна на площади, либо после освящения памятника, когда горожане и гости уже разошлись. Хорошо видна Московская улица с двухэтажными купеческими домами и рекламными вывесками, с перекинутой через улицу аркой и Богородицким храмом на заднем плане.

Подробное описание этого, памятного для вяземцев, дня 22 октября 1912 г. было сделано на страницах Смоленских Епархиальных ведомостей. Среди почетных гостей, присутствовавших на торжестве, газета упоминает, помимо прочих, начальников московской и смоленской губерний, смоленского городского голову, германского консула. Московский губернатор В. Ф. Джунковский вспоминал: «23 октября по приглашению общества офицеров 3-го гренадерского Перновского полка я был на торжестве открытия полкового памятника на Торговой площади в г. Вязьме по случаю 100-летия славного освобождения этого города от французов».
Неутомимой исследовательницей старины назвал Екатерину Николаевну Клетнову смоленский историк Василий Иванович Грачев. И коллекция фотографий Екатерины Николаевны из собрания ГИМ, подаренная более 110 лет московскому Музею 1812 года — лучшее свидетельство вклада в культурную и историческую память Смоленщины.