В 1780-е годы в Покровском соборе проходил большой ремонт по повелению императрицы Екатерины II, в ходе которого нижний ярус – подклет – с внешней стороны расписали «под дикий камень». Роспись эта напоминала набросанные друг на друга булыжники. А в церквах, на стенах и сводах галерей и крылец появились сюжетно-орнаментальные росписи. Все они были выполнены масляными красками, которые как раз в XVIII веке вошли в широкое применение в России. Их стали использовать в том числе для настенных росписей.
Древняя фреска «под кирпич» восстановлена только на части стен центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. На других участках представлен отреставрированный фрагмент сюжетно-орнаментальной росписи XVIII столетия и сохранен фрагмент подобной росписи XIX –начала XX века. На них изображены святые в обрамлении пышных цветочных гирлянд. Таким образом, посетители музея могут познакомиться с тем, как выглядела эта церковь в ту или иную эпоху, как менялись художественные пристрастия.
Сюжеты росписи каждой церкви соответствовали ее посвящению. В эпоху широкого применения масляных красок не исчезли из орнамента мотив виноградной лозы, изображения растений и цветов, появившиеся в XVII столетии. Позднее проросшая виноградная лоза стала программной в монументальной росписи собора, но художники уже изображали реальную виноградную лозу с листьями и даже гроздьями.
Помимо центральной церкви сюжетно-орнаментальную живопись XVIII–XIX веков можно увидеть на восточном участке внутренней галереи и в трех церквах.
Принцип реставрации живописи Покровского собора заключается в том, чтобы показать ее разнообразие, дать возможность представить, как выглядели церкви и галереи собора на всем протяжении истории храма. Осматривая интерьеры храма, посетители «переносятся» в разные эпохи – от XVI до начала XX столетия – и, таким образом, будто бы на самом деле совершают путешествие на машине времени. Прав оказался наш юный посетитель.