В 1913 году петербургское издательство «Р. Голике и А. Вильборг» сделало двойной подарок читателям и коллекционерам русской книги, выпустив в свет гениальную комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» с великолепными иллюстрациями Д.Н. Кардовского.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795, по другим данным, 1794 или 1790–1829), поэт, драматург, дипломат – исключительно одаренный и высокообразованный человек. Выпускник Московского университета, он прекрасно владел иностранными языками, увлекался философией, сочинял музыку, великолепно играл на фортепиано. Жизнь Грибоедова трагически оборвалась в возрасте 34 лет: находясь на дипломатической службе в Персии, он был убит во время разгрома российского посольства.
А.С. Грибоедов вошел в историю русской литературы как автор первой реалистической комедии «Горе от ума», знакомой нам всем еще по школьной программе. Грибоедов завершил свою работу над пьесой в далеком 1824 году, «само действие происходит… спустя десять лет после войны 1812 года, то есть в 1822». Но эта «тонкая, умная, изящная и страстная комедия», высмеивающая глупость и невежество, обличающая духовный примитивизм московского аристократического общества того времени, и по сей день не теряет своей остроты и пользуется успехом у читателей. Прав оказался И.А. Гончаров, писавший в 1872 году в критической статье «Мильон терзаний»: «Горе от ума»… со времени своего появления… все живет своею нетленную жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности».
«Горе от ума» – одно из самых цитируемых произведений русской литературы. Стихотворные строки из нее давно стали крылатыми выражениями и вошли в нашу повседневную разговорную речь. Мы зачастую даже не замечаем, что цитируем грибоедовских героев: «Ба! Знакомые всё лица»; «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»; «Герой не моего романа»; «Счастливые часов не наблюдают»; «С чувством, с толком, с расстановкой»; «Числом поболее, ценою подешевле» и т.д.
«Горе от ума», как всякая сатирическая комедия нравов, скандальное и обличительное произведение, имело непростую историю публикаций. Несколько отрывков из комедии («смягченные» цензурой) впервые были напечатаны в театральном альманахе Ф.В. Булгарина «Русская Талия» на 1825 год. Публикация вызвала множество откликов, бурную литературную полемику и в одночасье сделала Грибоедова знаменитым, «поставив его наряду с первыми нашими поэтами», – вспоминал А.С. Пушкин. Пьеса очень быстро обросла легендами о прототипах ее персонажей и попытки разгадать их, по словам писателя К.А. Полевого, «много способствовали успеху». Но разрешение на постановку уж очень дерзкой и злободневной пьесы получить не удалось, и запрещенное произведение расходилось по стране сотнями рукописных списков. Полная версия «Горя от ума» так и не была напечатана при жизни автора. Лишь в 1833 году комедия (со значительными цензурными изъятиями) была издана в московской типографии Августа Семена, а без купюр вышла в свет только в 1862 году.
«Горе от ума» – это не только известное всей читающей России литературное произведение, но и сценическое, оно остается самым репертуарным спектаклем русского театра. Жизнь «Горя от ума» на театральной сцене началась уже после трагической гибели драматурга и продолжается до сегодняшнего дня. Первая полная профессиональная постановка пьесы (с цензурными правками) состоялась в январе 1831 года. За прошедшие почти два столетия комедия была поставлена более восьмидесяти раз, как на сценах столичных, так и провинциальных театров. В спектаклях крупнейших режиссеров России блистали русские и советские актеры: М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, А.И. Южин, В.И. Качалов, И.В. Ильинский, М.И. Царев, Н.К. Симонов, Б.А. Бабочкин, В.В. Меркурьев, С.Ю. Юрский, К.Ю. Лавров, В.М. Соломин, А.А. Миронов, А.Д. Папанов; актрисы: А.К. Тарасова, А.А. Яблочкина, В.Н. Пашенная, В.Ф. Комиссаржевская, О.Л. Книппер-Чехова, Т.В. Доронина и многие другие.
Иллюстрирование «Горя от ума», несомненно, трудная задача. За создание рисунков к комедии брались многие художники. Так, например, два московских издания 1863 г. и 1864 г. были оформлены Иогансоном, петербургское издание товарищества «Общественная польза» 1866 г. вышло в свет с 32 рисунками П.А. Соколова, издание М. Конради 1897 г. проиллюстрировано К.В. Изенбергом. Эти работы прошли практически незамеченными и не внесли сколь-либо значительного вклада в историю русской графики. Лишь иллюстрации М.С. Башилова к изданиям Н.Л. Тиблена 1862 и 1865 годов выбиваются из этого ряда и высоко оценены известным библиофилом А.А. Сидоровым: «Иллюстрированное Башиловым «Горе от ума» превосходно по живописи, по наглядности и реалистической убедительности». Как известно, образ Фамусова долгое время воспроизводился по башиловскому рисунку.
В 1907 году работу над иллюстрациями к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» начал замечательный русский художник, один из лучших книжных графиков – Д.Н. Кардовский (1866–1943). Дмитрий Николаевич Кардовский окончил императорскую Академию Художеств, учился у П.П. Чистякова и И.Е. Репина, несколько лет практиковался в частной художественной школе Антона Ашбе в Мюнхене, имел почетное звание академика; занимался преподавательской деятельностью. К тому времени, когда художник обратился к грибоедовской теме, он создал серию рисунков к произведениям А.С. Пушкина, ИА. Крылова, А.П. Чехова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
На иллюстрирование «Горя от ума» у Д.Н. Кардовского ушло пять лет, в итоге им было создано 27 рисунков к тексту и фронтиспис – портрет А.С. Грибоедова в гусарском мундире. Однотонные черные и цветные иллюстрации, выполненные тушью и акварелью, детально и точно передают дворянский быт давно ушедшей эпохи «фамусовской» Москвы: гостиная, обставленная мебелью, стены, украшенные картинами; канделябры и подсвечники, зеркала и часы в интерьере, чайный сервиз на столике и другие предметы обихода. При этом Кардовский с особенной тщательностью прорисовывает, в частности, узор ткани на спинке дивана, резные подлокотники кресла и т.д. Поэтому его иллюстрации могут дать исчерпывающий материал для создания декораций в театральных постановках.
Большое внимание художник уделяет изображению внешнего облика героев комедии: детали женского платья и мужского костюма, разнообразие причесок и аксессуаров – все отмечает кисть художника; для каждого участника сцены Кардовский находит характерные эмоции на лицах, выразительную позу или жест. Таким образом, перед нами возникает великолепная галерея портретов – чиновников, их жен и дочерей, слуг. Разные поколения читателей помнят персонажей комедии по иллюстрациям Д.Н. Кардовского, создавшего острые и меткие типажи. Именно он нарисовал суетливого и ленивого барина Фамусова, стремительного и чуть угловатого Чацкого, умную и волевую Софью, покорного с вечно потупленным взором Молчалина. При этом необходимо отметить, что Кардовский, все-таки, отдает предпочтение изображению не конкретных героев произведения, а массовых сцен с их участием. «Пожалуй, трудно найти художника…, который достигал бы в массовых сценах такого разнообразия и удачи в изображении толпы, её подвижности, силы, иногда – даже могущества, как Д.Н. Кардовский», – писал искусствовед Н.Г. Машковцев.
Рисунки в издании очень точно по сюжету размещены рядом с текстом комедии, дополняют его с помощью ярких убедительных графических образов, не нарушая при этом общую гармонию развернутой книги. Большой цикл книжных иллюстраций Д.Н. Кардовского к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» считается одной из лучших работ художника.
В коллекции Исторического музея хранится два экземпляра издания 1913 года комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» с иллюстрациями Д.Н. Кардовского. Книга, вышедшая в год 80-летия первой публикации пьесы, напечатана «Товариществом Р. Голике и А. Вильборг». Роман Романович Голике и Артур Иванович Вильборг, используя самые передовые технологии и современное оборудование, привлекая к оформительской работе известных художников-графиков, создали лучшее полиграфическое предприятие дореволюционной России. «Товарищество», удостоенное почетного звания «Поставщиков Двора Его Императорского Величества», выпускало подарочные и юбилейные альбомы, изящные малотиражные библиофильские издания и репродукции картин, афиши и праздничные программы – на самом высоком художественном уровне. Книгоиздательская продукция фирмы неоднократно удостаивалась высших наград на отечественных и зарубежных выставках.
Книга формата Folio в синем цельнотканевом переплете эпохи с золотым узорным тиснением. На корешке тиснением золотом: фамилия автора, название книги, растительный орнамент. Тройной золоченый обрез, форзацы из тонированной бумаги с цветочным узором, шелковое ляссе красного цвета, декоративный каптал и издательский картонный футляр завершают оформление книги.
На титульном листе помещен логотип издательства в виде монограммы владельцев – переплетение букв Г и В.
Тринадцать акварелей, включая портрет А.С. Грибоедова на фронтисписе, воспроизведены в технике автотипии, пятнадцать тоновых рисунков – фототипией. Все иллюстрации расположены на отдельных листах, отпечатаны на особой бумаге ручной работы, наклеены в центре паспарту, оставляя свободными большие поля, и проложены папье-плюр. Текст напечатан на плотной высококачественной бумаге верже. Каждое действие комедии открывается двумя шмуцтитулами: с черно-белой и цветной иллюстрациями, а завершается орнаментированной виньеткой.
Редакция текста и примечания к изданию принадлежат известному литературоведу и библиографу Н.К. Пиксанову, который изучив многочисленные рукописные списки «Горя от ума», реконструировал окончательный текст пьесы, вошедший в академическое «Полное собрание сочинений» А.С. Грибоедова (СПб., 1913). «Горе от ума» в этой редакции издается и сегодня. В приложении помещена статья об истории создания комедии, в которой сравниваются три наиболее известных варианта: «Жандровская рукопись» 1824 г., «Булгаринский список» 1828 г. и «Музейный автограф» 1823–1824 гг., который, по мнению автора, «ярко своеобразен и во многом весьма разнится от окончательной редакции пьесы». На девяти листах приведены факсимиле некоторых страниц этих рукописей.
На отдельном листе напечатано «Fac-simile афиши первого представления всей комедии «Горе от ума» в С.-Петербурге 26 января 1831 года» в Александринском театре в бенефис актера Я.Г. Брянского. В спектакле были заняты: известный русский комик В.И. Рязанцев в роли Фамусова; блистательный актер-трагик, гений театральных подмостков В.А. Каратыгин – Чацкий; «единодержавная царица трагической сцены», по мнению современников, актриса Е.С. Семенова – Софья; популярный актер, автор музыки и водевильных куплетов Н.О. Дюр – Молчалин; комедийная актриса М.А. Азаревичева – Лиза и др.
Книга, вышедшая в свет в 1913 году, выделяется среди других изданий этого периода. Роскошный том, давно ставший классикой жанра, замечателен во всех отношениях: гениальный текст бессмертной комедии А.С. Грибоедова, незабываемые рисунки Д.Н. Кардовского, научные комментарии Н.К. Пиксанова, безупречная работа издателей, типографов и переплетчиков, вот те составляющие, которые позволили создать шедевр полиграфической промышленности начала прошлого века. Книга в качестве экспоната была представлена в русском отделе на Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге в 1914 году. Подарочное библиофильское издание с иллюстрациями Д.Н. Кардовского вот уже более ста лет остается самым известным изданием незаурядного произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».