Машина времени в Покровском соборе. Часть 2 — Блог Исторического музея

Машина времени в Покровском соборе. Часть 2

Часть 1

Интерьер церкви святителя Григория Армянского
Интерьер церкви святителя Григория Армянского

Сегодня интерьеры Покровского собора выглядят по-разному. Стены четырех церквей побелены. В XVI–XVII веках – времени появления и расцвета столпообразно-шатровой архитектуры, к которой относится храм, чаще всего стены не расписывали, а просто белили. В XVII веке восемь церквей собора также побелили. Побелка делает эти высокие башни-церкви очень светлыми, зрительно будто «раздвигает» стены их небольших по площади интерьеров, создает радостные ощущения.

Настенные росписи северного участка внутренней галереи Покровского собора
Настенные росписи северного участка внутренней галереи Покровского собора

Так наша «машина времени» перенесла нас в XVII столетие, во второй половине которого в русских храмах появляются яркие росписи растительного характера, состоящие из многочисленных, часто необыкновенных, фантастических цветов. Образцами для фантазии художников, как считают искусствоведы, являются цветы на бархатных тканях, привозимых в то время из-за границы, прежде всего, из восточных стран. Появляются такие росписи и в Покровском соборе.

Западный фасад храма
Западный фасад храма

В то время в соборе произошли некоторые архитектурные изменения.  Ранее открытую обходную галерею-гульбище, опоясывающую собор с внешней стороны, перекрыли сводами. Также крыльцами с шатрами закрыли белокаменные лестницы, ведущие на второй ярус храма. Стены и своды гульбища, внутренней галереи и крылец расписали растительным орнаментом. Эти росписи представляют собой бесконечный витиеватый черный стебель, проросший крупными великолепными цветами. Как утверждают реставраторы, цветы не повторяются!

Свод юго-восточной площадки храма
Свод юго-восточной площадки храма

Наиболее крупный фрагмент подлинной росписи XVII века можно увидеть на своде площадки гульбища с восточной стороны собора. Проросший стебель олицетворяет виноградную лозу – символ Христа и вечной жизни. Также эту роспись часто трактуют как райский сад Небесного града Иерусалима. Напомним, что одно из древних названий собора – Иерусалимский.

Свод южного крыльца Покровского собора
Свод южного крыльца Покровского собора

Сады играли в жизни русских людей огромную роль, не только практическую, но и символическую, и эстетическую. Сады обязательно были в монастырях, в усадьбах ремесленников, бояр и князей. Существовали в Москве царские сады. В XVII веке появляются сады в Кремле. Этот век считается расцветом садоводства в России. Еще в 1495 году по приказу великого князя Ивана III напротив Кремля был разбит Государев сад, уникальный для своего времени. Он просуществовал до конца XVII столетия. На всех старинных планах столицы он виден за рекой Москвой. Этим садом с большим количеством различных насаждений можно было любоваться, стоя на площадке южного крыльца собора, под сенью другого, живописного сада на своде. И, наверняка, отсюда хорошо был виден Государев дворец с оранжереями, стоявший на восточной стороне сада, на другом берегу реки, ближе к Москворецкому мосту, почти напротив собора.

Растительный орнамент на стенах Покровского собора выполнен в технике фрески «а секко» – росписи по сухой штукатурке темперными красками. Он восстановлен на северном и южном участках внутренней галереи, на столбах и сводах крылец и на внешних стенах гульбища.