Обратимся же теперь непосредственно к тому, что изображено на иконе. Литературной основой представленного здесь сюжета является фрагмент из жития константинопольского юродивого Андрея Блаженного, написанного в конце IX – начале X в.:
«Когда бывало всенощное бдение в святой церкви во Влахернах, блаженный Андрей шел туда, совершая свои обычные дела. Епифаний с одним из своих слуг тоже бывал с ним. И стояли иной раз до полуночи, а иногда до рассвета. В четвертом часу ночи блаженный Андрей увидел наяву святую Богородицу, вошедшую через Императорские врата – очень высокую, в сопровождении грозных слуг, среди которых были честной Предтеча и Сын Грома, поддерживавшие ее с обеих сторон. И множество других святых в белых ризах шли перед нею и за ней с духовными песнями. И когда она приблизилась к амвону, святой подошел к Епифанию и спросил: “Видишь Владычицу и Царицу мира?” Тот ответил: “Вижу, отец мой”. И на их глазах она преклонила колени и долго молилась, орошая слезами богоподобное свое лицо. Окончив молитву, она подошла к алтарю и молилась за стоящих там людей. И помолившись, она сняла с себя сияющий, словно молния, мафорий, который покрывал ее пречистую голову и плечи, и, взяв в свои пречистые руки, – был он велик и страшен – распростерла над стоящими там людьми. Долгое время видели его святые распростертым над людьми и излучающим, словно электр, славу Божью. И пока святая Богородица находилась там, они видели и покров, а когда она удалилась, они его больше не видели, ибо она взяла его, очевидно, с собой, а благодать оставила тем, кто был там».
В дальнейшем этот рассказ был дополнен драматическими подробностями о том, что это явление произошло в разгар осады города неприятелем, что контрастно подчеркнуло выразительность процитированных строк, исполненных очищающего благоговения от непосредственного созерцания Божественного чуда.
Примечательной и достаточно редкой иконографической особенностью, выделяющей рассматриваемую икону, является то, что Богоматерь держит в руках не только покров, но и свиток с текстом, приоткрывающим таинство ее безмолвной молитвы. Текст на нем гласит: «Царю небесный прими всякаго человека кающегося и молящегося…». Еще один свиток держит в руках внимающий Богоматери Христос. На нем написано продолжение: «И прослави прославляющаго тебя именем моим…». Скорее всего, здесь использован несколько измененный текст молитвы, приведенной в сказании «О видении святых Андрея и Епифания…», составленном на Руси в конце XII в. специально для включения недавно учрежденного праздника Покрова в ПрОлог – сборник житий и поучительных слов на каждый день года: «Царю небесный, прими всякого человека, славящаго тебя и призывающаго имя твое на всяком месте, идеже бывает паметь имени моего, святи место се и прослави прославляющаго тебя именем моим, приемля их всякую молитву и ответ».
За счет введения этих дополнительных атрибутов, характерных скорее для иконографии «Моления о народе Богоматери Боголюбской», нежели для праздника Покрова, в образе Девы Марии выделяется еще одна грань: не только покровительство и заступничество, но и молитва за человеческий род перед лицом Всевышнего.
Необходимо отметить еще один встречающийся здесь свиток с текстом. Его держит в руках стоящий в центре нижней части иконы «Роман дьяк». Так иконописец обозначил Романа Сладкопевца – византийского гимнографа VI в., чье изображение со временем стало традиционным для иконографии Покрова (после Андрея Блаженного и Епифания). Роман Сладкопевец прославился как автор особых песнопений – кондаков, – вошедших в золотой фонд византийской церковной литературы и до сегодняшнего дня частично используемых в православном богослужении. В частности, на основе сочиненного им кондака на Рождество Христово был создан праздничный кондак, исполняемый 14 (1 по ст.ст.) октября в день Покрова Пресвятой Богородицы (в этот же день церковь вспоминает и самого святого Романа):
«Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».
Начальные строки этого праздничного кондака можно прочесть на свитке в руках «дьяка Романа. Таким образом, с одной стороны, раскрывается суть запечатленного на иконе события, а с другой, все предстоящие перед иконой приглашаются разделить общую светлую радость заступничества Девы Марии.
Напомним, что победный штурм Казани войсками царя Ивана IV начался в праздник Покрова в 1552 г. Не будет большим преувеличением предположить, что это обстоятельство было воспринято как божественное знамение, со всей наглядностью и убедительностью свидетельствующее о небесном покровительстве Московскому царству и его молодому правителю. Это, в свою очередь, предопределило будущее посвящение построенного в честь Казанской победы обетного храма Покрова Пресвятой Богородицы у Алевизова рва.