Малый иконостас, или три святыни Покровского собора. Часть 2 — Блог Исторического музея

Малый иконостас, или три святыни Покровского собора. Часть 2

Часть 1.

Андрей Юродивый и Епифаний. Фрагмент иконы «Покров Пресвятой Богородицы». XVIII в.
Андрей Юродивый и Епифаний. Фрагмент иконы «Покров Пресвятой Богородицы». XVIII в.

Обратимся же теперь непосредственно к тому, что изображено на иконе. Литературной основой представленного здесь сюжета является фрагмент из жития константинопольского юродивого Андрея Блаженного, написанного в конце IX – начале X в.:

«Когда бывало всенощное бдение в святой церкви во Влахернах, блаженный Андрей шел туда, совершая свои обычные дела. Епифаний с одним из своих слуг тоже бывал с ним. И стояли иной раз до полуночи, а иногда до рассвета. В четвертом часу ночи блаженный Андрей увидел наяву святую Богородицу, вошедшую через Императорские врата – очень высокую, в сопровождении грозных слуг, среди которых были честной Предтеча и Сын Грома, поддерживавшие ее с обеих сторон. И множество других святых в белых ризах шли перед нею и за ней с духовными песнями. И когда она приблизилась к амвону, святой подошел к Епифанию и спросил: “Видишь Владычицу и Царицу мира?”  Тот ответил: “Вижу, отец мой”. И на их глазах она преклонила колени и долго молилась, орошая слезами богоподобное свое лицо. Окончив молитву, она подошла к алтарю и молилась за стоящих там людей. И помолившись, она сняла с себя сияющий, словно молния, мафорий, который покрывал ее пречистую голову и плечи, и, взяв в свои пречистые руки, – был он велик и страшен – распростерла над стоящими там людьми. Долгое время видели его святые распростертым над людьми и излучающим, словно электр, славу Божью. И пока святая Богородица находилась там, они видели и покров, а когда она удалилась, они его больше не видели, ибо она взяла его, очевидно, с собой, а благодать оставила тем, кто был там».

В дальнейшем этот рассказ был дополнен драматическими подробностями о том, что это явление произошло в разгар осады города неприятелем, что контрастно подчеркнуло выразительность процитированных строк, исполненных очищающего благоговения от непосредственного созерцания Божественного чуда.

Примечательной и достаточно редкой иконографической особенностью, выделяющей рассматриваемую икону, является то, что Богоматерь держит в руках не только покров, но и свиток с текстом, приоткрывающим таинство ее безмолвной молитвы. Текст на нем гласит: «Царю небесный прими всякаго человека кающегося и молящегося…». Еще один свиток держит в руках внимающий Богоматери Христос. На нем написано продолжение: «И прослави прославляющаго тебя именем моим…». Скорее всего, здесь использован несколько измененный текст молитвы, приведенной в сказании «О видении святых Андрея и Епифания…»,  составленном на Руси в конце XII в. специально для включения недавно учрежденного праздника Покрова в ПрОлог – сборник житий и поучительных слов на каждый день года: «Царю небесный, прими всякого человека, славящаго тебя и призывающаго имя твое на всяком месте, идеже бывает паметь имени моего, святи место се и прослави прославляющаго тебя именем моим, приемля их всякую молитву и ответ».

Пресвятая Богородица и Христос. Фрагмент иконы «Покров Пресвятой Богородицы». XVIII в.
Пресвятая Богородица и Христос. Фрагмент иконы «Покров Пресвятой Богородицы». XVIII в.

За счет введения этих дополнительных атрибутов, характерных скорее для иконографии «Моления о народе Богоматери Боголюбской», нежели для праздника Покрова, в образе Девы Марии выделяется еще одна грань: не только покровительство и заступничество, но и молитва за человеческий род перед лицом Всевышнего.

Роман Сладкопевец. Фрагмент иконы «Покров Пресвятой Богородицы». XVIII в.
Роман Сладкопевец. Фрагмент иконы «Покров Пресвятой Богородицы». XVIII в.

Необходимо отметить еще один встречающийся здесь свиток с текстом. Его держит в руках стоящий в центре нижней части иконы «Роман дьяк». Так иконописец обозначил Романа Сладкопевца – византийского гимнографа VI в., чье изображение со временем стало традиционным для иконографии Покрова (после Андрея Блаженного и Епифания). Роман Сладкопевец прославился как автор особых песнопений – кондаков, – вошедших в золотой фонд византийской церковной литературы и до сегодняшнего дня частично используемых в православном богослужении. В частности, на основе сочиненного им кондака на Рождество Христово был создан праздничный кондак, исполняемый 14 (1 по ст.ст.) октября в день Покрова Пресвятой Богородицы (в этот же день церковь вспоминает и самого святого Романа):

«Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

Начальные строки этого праздничного кондака можно прочесть на свитке в руках «дьяка Романа. Таким образом, с одной стороны, раскрывается суть запечатленного на иконе события, а с другой, все предстоящие перед иконой приглашаются разделить общую светлую радость заступничества Девы Марии.

Напомним, что победный штурм Казани войсками царя Ивана IV начался в праздник Покрова в 1552 г. Не будет большим преувеличением предположить, что это обстоятельство было воспринято как божественное знамение, со всей наглядностью и убедительностью свидетельствующее о небесном покровительстве Московскому царству и его молодому правителю. Это, в свою очередь, предопределило будущее посвящение построенного в честь Казанской победы обетного храма Покрова Пресвятой Богородицы у Алевизова рва.