В Покровском соборе хранится несколько сотен икон, которые датируются XVI – началом XX в. Три из них – Покрова Пресвятой Богоматери, Василия Блаженного с клеймами жития и Святой Троицы – были окружены особым почитанием и входили в так называемый малый иконостас церкви Василия Блаженного. Он располагался на паперти церкви, по левую руку от входа в нее.
Хронологические рамки существования иконостаса можно очертить только весьма приблизительно. Самая поздняя его часть – рама с житийными клеймами на иконе Василия Блаженного датируется 1870-ми годами, а самое раннее упоминание об иконостасе относится к 1847 г. В 1920-е годы он был упразднен и разобран, но, к счастью, входившие в его состав иконы удалось сохранить. Ныне все они по отдельности представлены в экспозиции музея «Покровский собор».
Центральное положение в малом иконостасе занимала икона Покрова Пресвятой Богородицы. Священник Иоанн Кузнецов, описывая в своей книге «Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве» иконостас центральной церкви, отдает должное его декоративному убранству, но достаточно безапелляционно замечает, что в нем «икон замечательных нет», а «чудотворная икона Покрова Божией Матери большую часть года стоит в нижней Васильевской церкви…». Саму же эту икону он характеризует как никакую другую в соборе весьма обстоятельно и красноречиво: «особо чтимая чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы, писанная на кипарисной доске (размер иконы 1 ¾ x 1 ¼ арш.) [1 аршин = 71,12 см] и обложенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом; перед нею служится много молебнов, по субботам поется молебен с акафистом, с нею соборный причт выходит на встречу идущим из Спасских ворот крестным ходам».
Далее, перечисляя реликвии, хранящиеся в ризнице Покровского собора отец Иоанн упоминает «серебряную лампаду – вклад царя Михаила Федоровича, его супруги и детей, – которая висела прежде в Покровском храме перед главною иконою Покрова Пресвятой Богородицы». В еще одном описании собора и его достопримечательностей, сделанном соборным старостой Лукой Евдокимовичем Белянкиным в 1867 году, упоминается, что эту лампаду, переделанную впоследствии в подсвечник, можно было видеть «перед образом Покрова в нижней церкви»; сам же образ прямо назван местным (в местном ряду иконостаса располагаются главная господская и богородичная иконы, а также икона, соответствующая посвящению храма).
Исходя из всего этого, создается впечатление, что эта, достаточно поздняя, очевидно, дорогая и ценная икона (привозной кипарис стоил недешево) имела для собора совершенно особое значение и почиталась как одна из главных чудотворных святынь. Возможно, она действительно какое-то время входила в состав иконостаса центральной церкви Покровского собора в качестве храмовой иконы. А, возможно, объяснение заключается в явленных ею чудесах, о которых до наших дней, к сожалению, не сохранилось свидетельств.