В начале 1910 года, на одном из заседаний Особого комитета по устройству в Москве Музея 1812 года было решено разослать по разным губерниям Российской империи письма такого содержания: «Согласно постановления Комитета, для Музея желательно иметь возможно полные сведения о местах остановок и ночлегов Наполеона при его наступлении и отступлении из Москвы в 1812 году, а также фотографические виды этих мест».
Почти все губернаторы откликнулись на просьбу председателя Особого комитета Владимира Гавриловича Глазова. В октябре 1910 г. ответное письмо пришло от ковенского губернатора Петра Владимировича Веревкина, а в декабре того же года – от сувалкского губернатора Петра Петровича Стремоухова. К письмам были приложены фотографии и описания памятных мест, через которые проходила Великая армия. Благодаря надписям, сделанным неизвестным лицом на оборотах фотографий, и пометам хранителя Музея 1812 года, генерала Виктора Александровича Петрова, нам удалось найти комплекс из восьми фотографий, хранившихся в папке, обшитой темно-зеленой тканью с тиснеными золотыми буквами на обложке: «Чертежи и фотографии “дома Наполеона” в губернском городе Ковно. Составитель инженер П. Гофман».
Папка все эти годы хранилась в фонде печатной графики «Отечественная война 1812 года» отдела изобразительных материалов ГИМ. Это видовые фотографии частных домов и населенных пунктов Сувалкской и Ковенской губерний, связанных с именем императора французов Наполеона I и событиями 1812 года. Несмотря на характер любительской съемки и качество печати того времени, эти фотографии являются ценнейшим документальным и изобразительным источником по истории польских и литовских земель. Из восьми фотографий, лежавших в папке, две были подарены ковенским губернатором П.В. Веревкиным, а шесть снимков ̶ сувалкским губернатором П.П. Стремоуховым. По непонятным причинам эти фотографии объединили и записали в инвентарную книгу как один дар ковенского губернатора. Таким образом, в истории поступления этих фотографий и имя дарителя (губернатора Стремоухова), и само название губернии (Сувалкской) были утрачены.
Известно, что после форсирования Немана в июне 1812 года Наполеон провел в Ковно (совр. Каунас, Kaunas) три дня, где жил в доме купца Гехеля. Мы видим фасад «Дома Наполеона на Бульварной улице, д. 57/39», частично закрытый забором.
Очевидно, в тот момент дом был на реконструкции, потому что на панорамной фотографии С.М. Прокудина-Горского, сделанной двумя годами позднее, забора уже нет. Историческое кирпичное здание XVI в. в старой части города Каунаса на улице Muitines, д. 8 дошло до наших дней. Было восстановлено западное крыло, построена красивая лестница в нетипичном для Литвы стиле фахверк (fachwerk). Сейчас там располагается факультет гуманитарных наук Вильнюсского университета.
Так называемая «Наполеоновская гора», или холм Наполеона, изображенный на следующей фотографии, на самом деле является городищем Йиесиа (Пайесис), расположенным в современном Каунасе на левом берегу реки Неман, между мостом Панемуне и железнодорожным мостом. Высота городища составляет 63,3 метра. Бытует мнение, что именно с этого места Наполеон I наблюдал за своей армией, пересекающей Неман во в июне 1812 года. На долгое время это памятное место было забыто, но в 2019 г. городские власти увековечили память о событиях 1812 года, установив стенды и обновленную лестницу, ведущую на смотровую площадку.
Было любопытно не только проследить судьбу «домов Наполеона» и других памятных мест наполеоновской эпохи, но и соотнести правдивые истории, рассказанные очевидцами событий, с легендами, передававшимися из поколения в поколение.
По сообщению Стремоухова, в 1812 году при вторжении французской армии в пределы России, император Наполеон квартировал с 9 по 22 июня в смежном с городом Волковышками Сувалкской губернии имении Волковышки, в доме бывшего старосты.
Помимо общих видов домов Наполеона, в папке с фотографиями было два снимка с изображениями предметов мебели: внутренней входной дверью в «комнату Наполеона» в доме в г. Ковно и круглым столиком на трех ножках. Мы достоверно не знаем, за каким именно столом работал Наполеон, находясь в усадебном доме помещика Чаховского в Руткишках Ольвитской гмины Волковышского уезда, но, по преданию, именно за этим столом французский император подписал манифест о вторжении в Россию. Сохранилось документальное описание этого предмета мебели: «столик этот вышиною 2 фута 6 дюймов, верхняя доска кленового дерева, круглая, 2 фута 11 дюймов в диаметре, ноги березовые, прежде он был покрыт зеленым сукном, следы коего сохранились, а теперь покрашен черною краскою».
С исторической точки зрения интересны две фотографии с изображением дворца в Поезиорах Волковышского уезда Сувалкской губернии, где, по словам очевидцев, квартировал маршал Ней, а император навещал его. Речь идет об имении Поезиоры (Семенелишки, Овсенишки, Оссия и Кисенишки) гмины Ольвита Волковышского уезда, известного с XV в. как владение Глинских. В XVIII в. Поезиорами владел военный и государственный деятель, граф Симонас Забела (Simonas Zabiela, 1750 ̶ 1824). При нем в 1799 г. был выстроен дворец по проекту архитектора Мартина Кнакфуса (Martin Knackfuss, 1742 ̶ 1821). В описываемое время (1910 г.) владельцем имения был дворянин Владимир Сигизмундович Гавронский.
Мы видим парадный фасад дома, выполненный в стиле классицизма литовским архитектором М. Кнакфусом в конце XVIII в., и фасад, выходящий на парковую зону. Если сравнить фотографии дома 100-летней давности с современными видами, можно заметить, что его архитектура почти не претерпела изменений, в то время как парковый ландшафт поменялся ̶ ранее он был более живописным. Розы и пальмы украшали парадный и парковый фасады дома. Увитым зеленью был балкон дома, обращенного в сторону озера, здесь же раскинулся луг с большим количеством банановых и, возможно, финиковых пальм.
С обеих сторон центрального портика были высажены декоративные кусты, а на лугу перед домом никакого фонтана не было. В настоящее время на обширной территории имения Поезиоры располагается городской музей (Paežerių dvaras), в состав которого, кроме дворца, входят башни и различные хозяйственные постройки, а также прекрасный парк на 12 гектарах земли с каштановыми и тополиными аллеями.
По сведениям губернатора Стремоухова, «через город Сейны возвращались остатки разбитой под Москвою французской союзной армии во главе с Наполеоном I, который пробыл в городе несколько часов (8 декабря нового стиля), где обедал и производил смотр местному ополчению, а затем при отъезде из Сейн едва не попал в руки русских поселян (староообрядцев) Августовского уезда, намеревавшихся захватить его и передать русскому правительству, для чего они собрались в значительном количестве по пути предполагавшегося следования Наполеона вблизи находящейся в 2 верстах от Сейн деревни Посеянка, но подпрефект г. Сейны Людвик Ивашкевич, узнав о таком их намерении, обманул их и другою проселочною дорогою, через густые леса, доставил Наполеона в г. Августов, где при прощании Наполеон благодарил Ивашкевича за оказанную услугу, обещая не забывать его.
И, действительно, в 1814 году, будучи уже на острове Эльба, Наполеон дипломатическим путем прислал Ивашкевичу при особой бумаге с выражением благодарности за означенную услугу драгоценный перстень, украшенный бриллиантами, с инициалом своего имени, увенчанным императорскою короною из мелких бриллиантов великолепной работы».
Сегодня в деревне Посеянка (Posejanka) Сейнского повета Подляского воеводства уже ничто не напоминает о том, что там жили целые семьи староверческой общины. В «Памятной книжке Сувалкской губернии на 1887 год» есть сведения о том, что в Посеянке было 24 двора с населением мужского пола 85 человек и женского – 71. На фотографии 1910 г. видна околица деревни Посеянка с деревянной изгородью, построенной из трех горизонтальных лаг.
Такие заборы обозначали границы территорий деревень или сел.
Город Сейны, что в 3,7 километрах от деревни Посеянка, тоже помнит Наполеона I. В последней четверти XIX в. в центре города находился каменный гостиный двор с 21 лавкой. В одном из домов этого гостиного двора по дороге в Варшаву в декабре 1812 г. ненадолго останавливался французский император. «Домик этот, служивший местом отдохновения для разочарованного полководца и поныне сохранился в своем первоначальном виде, и в воспоминание события носит по сие время название “домика Наполеона“», – сообщалось в «Памятной книжке Сувалкской губернии на 1888 год. Этот дом был запечатлен сувалкским фотографом М. Бжожовским и опубликован в 1885 г. в качестве иллюстрации к очерку «Из прошлого города Сейны» с надписью: «Дом, в котором останавливался Наполеон I в 1812 г. в Сейнах». На снимке была запечатлена группа мужчин, стоящих на вымощенной булыжниками площади на фоне небольшого одноэтажного деревянного дома с мезонином. В том же ракурсе «Дом Наполеона» снят спустя четверть века неизвестным фотографом, чей снимок хранится в Историческом музее.
Дом в городе Сейны (он же дом господина Мицулевича, известный в 1812 г. как «Café Hous»), в котором пробыл Наполеон при бегстве из России с остатком армии, сохранился до настоящего времени в своем первоначальном виде и, в воспоминание событий, носит название «Дом Наполеона».