Маршалы и генералы Великой армии (редкая серия гравированных портретов) — Блог Исторического музея

Маршалы и генералы Великой армии (редкая серия гравированных портретов)

Долгое время в Государственном историческом музее в разрозненном виде хранилась серия гравированных портретов государственных и военных французских деятелей. Гравюры были приобретены у некоей Ирины Алексеевны Улановской в 1942 году за 75 рублей. Они были исполнены в одной технике (акватинта), приблизительно в одно время (1819–1823), одними и теми же мастерами французской школы и в единой композиции (в рост, на фоне сражений, пейзажа или архитектурных сооружений, с предметами военной атрибутики в руках).

Все 36 гравированных портретов поступили в ГИМ в составе одной коллекции, в неполной сохранности – с утратой полей, на которых располагались надписи и обширные экспликации с описанием подвигов портретируемых. На имя портретируемого указывали лишь частично сохранившиеся бумажные наклейки. Полные гравированные листы были напечатаны во Франции, в цвете и в черно-белом варианте, имели одинаковый размер доски, под изображением располагались пояснения. Такие листы достаточно редки в российских музейных собраниях. Пока удалось найти только десять полных гравированных листов: три портрета  – в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова, портрет маршала Груши недавно приобретен ГМИИ имени А.С. Пушкина, три портрета хранятся в Музее-панораме «Бородинская битва» и три – в Историческом музее.

Портрет бригадного генерала Е.Богарне Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу Л.Ф. Обри, до 1823
Портрет бригадного генерала Е.Богарне Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу Л.Ф. Обри, до 1823

Для атрибуции графических листов пришлось обратиться за помощью к французским коллегам. Одним из них оказался продавец парижского антикварного магазина эстампов Жан-Люк-Томá. Благодаря сайту магазина, на котором выложены все изображения, мы смогли провести сравнительный анализ французских листов с гравюрами из нашего собрания.

Портретная галерея французских военачальников была создана творческим союзом трех художников: рисовальщика Пьера Мартине (1781–?), живописца и миниатюриста Луи Франсуа Обри (1767–1851) и гравера Луи Франсуа Шарона (1783 – не ранее 1831). Все они в одно время жили в Париже, учились у знаменитых мастеров французской живописи: Свебаха, Изабе, Давида. Но есть в коллекции и единичные листы, гравированные Эдуаром Окаром, Шарлем Дюзолшуа и Ланделем.

Обращение к французским справочникам, в частности, к ежегодникам по французской библиографии, помогло установить датировку наших портретов по точной дате поступления гравюр в продажу. Так, в течение двух лет (1819–1820) анонсировалась продажа гравированных портретов Брюна, Сульта, Марсо, Даву, Клебера, Фуа и др. В январе 1822 г. французский ежегодник сообщил о поступлении в продажу восьми гравированных портретов, в том числе Бертье, Бернадота и почетного маршала Келлермана. Следует обратить внимание на позу маршала Келлермана – он изображен сидящим. Из 36 портретируемых сидя или полусидя изображены только четверо: Келлерман, Монтолон, Сульт и Себастиани. Остальные портреты ростовые. В 1823 г. в продажу поступили портреты маршалов Монсея и Периньона.

Портрет маршала Ж. Сульта Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу Л.Ф. Обри, 1820
Портрет маршала Ж. Сульта
Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу Л.Ф. Обри, 1820

В нашей серии представлено шесть портретов генералов, ставших маршалами в период с 1807 по1809 гг. (Виктор, Удино и Макдональд) и с 1811 по 1813 гг. (Сен-Сир, Юзеф Понятовский и Сюше).

Портрет маршала Л.-Г. Сюше Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу Л.Ф. Обри, 1820
Портрет маршала Л.-Г. Сюше
Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу Л.Ф. Обри, 1820

После смерти Наполеона маршальские жезлы получили Лористон и Себастиани, их портреты также были включены в серию, гравированную Л.Ф. Шароном.

Дивизионных генералов в коллекции ̶ двенадцать. Среди них есть изображения тех, кто не дожил до Первой империи, как, например, Франсуа Марсо, или Клебер и Дезе, погибшие в один день 14 июня 1800 г.

Любопытно, что пока не найден ни один аналог портрета Максимильяна Фуа, находящегося в собрании ГИМ; его нет ни в парижском магазине эстампов, ни в Национальной библиотеке Франции.

Портрет дивизионного генерала М.-С. Фуа Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу П. Мартине, 1822
Портрет дивизионного генерала М.-С. Фуа
Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу П. Мартине, 1822

В коллекции ГИМ хранятся три портрета генералов ̶ участников Русского похода – Антуана Друо, Клода Вандама и Евгения Богарне. Интерес представляет портрет пасынка Наполеона I, изображенного при отступлении из России. Французские источники сообщают, что и этот, и другие портреты генералов были заказаны художникам для серии «Великие капитаны» (Grand captains), исполненной в 1820–1824 гг. С конца декабря 1822 по июнь 1823 г. в Париже издается еще одна серия гравюр Л.Ф. Шарона под общим названием «Славные победы» (Actions gloriesuses et faites d`Armes du…). В коллекции ГИМ есть несколько экземпляров этой серии, посвященных подвигам Даву, Раппа, Богарне, Виктора. На каждом листе изображены, как правило, по четыре сражения, в которых модели приняли самое активное участие, а в центре композиции помещены их портреты в виде бюста.

Лист из серии «Славные дела и подвиги маршала Виктора» Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу П. Мартине, 1823
Лист из серии «Славные дела и подвиги маршала Виктора» Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу П. Мартине, 1823

Как известно, в Русском походе не участвовали генералы Лазар Никола Карно и Анри Гасьен Бертран, но их портреты также хранятся в коллекции ГИМ. Известен художник, написавший оригинальный портрет Бертрана для гравюры. Это мастер французской школы Шарль Дюзолшуа де Бергамон. В нашей серии военачальников это единственная его работа. Генерал изображен в момент подготовки к переходу французских войск через Дунай, перед Аспернским сражением (1809).

Из бригадных генералов, не участвовавших в Русском походе, художники изобразили также Камброна и Монтолона.

Неожиданно в нашей серии маршалов и генералов оказалось два портрета государственных деятелей: национального героя Венесуэлы, руководителя войны за независимость испанских колоний в Америке Симона Боливара и маркиза Лафайета, французского политического деятеля, участника войны за независимость США, командующего Национальной гвардией во время Французской революции  1789 года.

Портрет маркиза Лафайета Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу П.Мартине, 1822
Портрет маркиза Лафайета
Гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу П.Мартине, 1822

Любопытно, что аналогичные портреты были найдены в библиотеке Американского философского общества, правда, с ошибочной атрибуцией художника. По мнению американских коллег, портрет Симона Боливара был гравирован по оригиналу Луи Мартине. Однако художник в 1826 году (время объявления в печати о продаже гравюры) был еще подростком.

Авторы гравюр работали в тесном тандеме. Если художников было двое (Обри и Мартине), то самая сложная работа выпадала на долю гравера Шарона: он гравировал 32 из 36 имеющихся у нас в наличии листов.

Все портреты гравированы акватинтой, художники должны были владеть трудоемкой техникой гравирования на металле. Акватинта – это разновидность офорта. Металлические доски с нанесенным на них рисунком и посыпанные кусочками смолы помещают в печь, нагревают, потом травят кислотой, в конце процесса наносится краска, и гравюра печатается на офортном станке. Получается эффект тонового рисунка, похожего на акварель.

Не всегда можно с легкостью определить, что послужило основой для гравирования того или иного портрета: рисунок, живописное произведение или гравюра. В этом смысле показателен портрет маршала Ожеро, которому «повезло» больше, чем другим.

Портрет маршала Ш. П. Ф. Ожеро Гравюра Л.Ф. Шарона по рисунку П. Мартине с живописного оригинала Ш. Тевенена 1798 года, 1823
Портрет маршала Ш. П. Ф. Ожеро
Гравюра Л.Ф. Шарона по рисунку П. Мартине с живописного оригинала Ш. Тевенена 1798 года, 1823

Его гравировали много раз, известные и неизвестные художники, но все они за основу брали живописный оригинал Шарля Тевенена 1798 года, хранящегося  в Версальском замке.

Благодаря Жан-Люку Томá стало ясно, каких портретов не хватает в нашей коллекции (имеется в виду вся серия, гравированная Шароном в 1819–1822 гг.) В Историческом музее отсутствуют портреты маршалов Груши, Мортье, Бессьера, Мэзона и генерала Барбанегра.

Тем не менее, стоит отметить, что из 42-х (известных на сегодняшний день) портретов, гравированных Шароном по рисункам Обри и Мартине, 39 хранятся в ГИМ (включая три гравюры из собраний И.Х. Колодеева и П.Я. Дашкова).

В экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года сегодня можно увидеть только три портрета из этой серии (Макдональда, Даву, Гувьон Сен-Сира). Остальные 33 портрета хранятся в запасниках музея и потому остаются неизвестными широкому кругу исследователей.

Обращение к теме иконографии французских военачальников оказалось очень продуктивным. Оно позволило выявить очень интересную серию гравюр, объединенных общим замыслом, узким кругом художников и граверов, временем написания портретов. Отдельные гравюры уже были опубликованы в каталогах, но как целая серия они могли бы составить отдельное издание с учётом найденных в российских музейных собраниях листов.