Долгое время в Государственном историческом музее в разрозненном виде хранилась серия гравированных портретов государственных и военных французских деятелей. Гравюры были приобретены у некоей Ирины Алексеевны Улановской в 1942 году за 75 рублей. Они были исполнены в одной технике (акватинта), приблизительно в одно время (1819–1823), одними и теми же мастерами французской школы и в единой композиции (в рост, на фоне сражений, пейзажа или архитектурных сооружений, с предметами военной атрибутики в руках).
Все 36 гравированных портретов поступили в ГИМ в составе одной коллекции, в неполной сохранности – с утратой полей, на которых располагались надписи и обширные экспликации с описанием подвигов портретируемых. На имя портретируемого указывали лишь частично сохранившиеся бумажные наклейки. Полные гравированные листы были напечатаны во Франции, в цвете и в черно-белом варианте, имели одинаковый размер доски, под изображением располагались пояснения. Такие листы достаточно редки в российских музейных собраниях. Пока удалось найти только десять полных гравированных листов: три портрета – в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова, портрет маршала Груши недавно приобретен ГМИИ имени А.С. Пушкина, три портрета хранятся в Музее-панораме «Бородинская битва» и три – в Историческом музее.
Для атрибуции графических листов пришлось обратиться за помощью к французским коллегам. Одним из них оказался продавец парижского антикварного магазина эстампов Жан-Люк-Томá. Благодаря сайту магазина, на котором выложены все изображения, мы смогли провести сравнительный анализ французских листов с гравюрами из нашего собрания.
Портретная галерея французских военачальников была создана творческим союзом трех художников: рисовальщика Пьера Мартине (1781–?), живописца и миниатюриста Луи Франсуа Обри (1767–1851) и гравера Луи Франсуа Шарона (1783 – не ранее 1831). Все они в одно время жили в Париже, учились у знаменитых мастеров французской живописи: Свебаха, Изабе, Давида. Но есть в коллекции и единичные листы, гравированные Эдуаром Окаром, Шарлем Дюзолшуа и Ланделем.
Обращение к французским справочникам, в частности, к ежегодникам по французской библиографии, помогло установить датировку наших портретов по точной дате поступления гравюр в продажу. Так, в течение двух лет (1819–1820) анонсировалась продажа гравированных портретов Брюна, Сульта, Марсо, Даву, Клебера, Фуа и др. В январе 1822 г. французский ежегодник сообщил о поступлении в продажу восьми гравированных портретов, в том числе Бертье, Бернадота и почетного маршала Келлермана. Следует обратить внимание на позу маршала Келлермана – он изображен сидящим. Из 36 портретируемых сидя или полусидя изображены только четверо: Келлерман, Монтолон, Сульт и Себастиани. Остальные портреты ростовые. В 1823 г. в продажу поступили портреты маршалов Монсея и Периньона.
В нашей серии представлено шесть портретов генералов, ставших маршалами в период с 1807 по1809 гг. (Виктор, Удино и Макдональд) и с 1811 по 1813 гг. (Сен-Сир, Юзеф Понятовский и Сюше).
После смерти Наполеона маршальские жезлы получили Лористон и Себастиани, их портреты также были включены в серию, гравированную Л.Ф. Шароном.
Дивизионных генералов в коллекции ̶ двенадцать. Среди них есть изображения тех, кто не дожил до Первой империи, как, например, Франсуа Марсо, или Клебер и Дезе, погибшие в один день 14 июня 1800 г.
Любопытно, что пока не найден ни один аналог портрета Максимильяна Фуа, находящегося в собрании ГИМ; его нет ни в парижском магазине эстампов, ни в Национальной библиотеке Франции.
В коллекции ГИМ хранятся три портрета генералов ̶ участников Русского похода – Антуана Друо, Клода Вандама и Евгения Богарне. Интерес представляет портрет пасынка Наполеона I, изображенного при отступлении из России. Французские источники сообщают, что и этот, и другие портреты генералов были заказаны художникам для серии «Великие капитаны» (Grand captains), исполненной в 1820–1824 гг. С конца декабря 1822 по июнь 1823 г. в Париже издается еще одна серия гравюр Л.Ф. Шарона под общим названием «Славные победы» (Actions gloriesuses et faites d`Armes du…). В коллекции ГИМ есть несколько экземпляров этой серии, посвященных подвигам Даву, Раппа, Богарне, Виктора. На каждом листе изображены, как правило, по четыре сражения, в которых модели приняли самое активное участие, а в центре композиции помещены их портреты в виде бюста.
Как известно, в Русском походе не участвовали генералы Лазар Никола Карно и Анри Гасьен Бертран, но их портреты также хранятся в коллекции ГИМ. Известен художник, написавший оригинальный портрет Бертрана для гравюры. Это мастер французской школы Шарль Дюзолшуа де Бергамон. В нашей серии военачальников это единственная его работа. Генерал изображен в момент подготовки к переходу французских войск через Дунай, перед Аспернским сражением (1809).
Из бригадных генералов, не участвовавших в Русском походе, художники изобразили также Камброна и Монтолона.
Неожиданно в нашей серии маршалов и генералов оказалось два портрета государственных деятелей: национального героя Венесуэлы, руководителя войны за независимость испанских колоний в Америке Симона Боливара и маркиза Лафайета, французского политического деятеля, участника войны за независимость США, командующего Национальной гвардией во время Французской революции 1789 года.
Любопытно, что аналогичные портреты были найдены в библиотеке Американского философского общества, правда, с ошибочной атрибуцией художника. По мнению американских коллег, портрет Симона Боливара был гравирован по оригиналу Луи Мартине. Однако художник в 1826 году (время объявления в печати о продаже гравюры) был еще подростком.
Авторы гравюр работали в тесном тандеме. Если художников было двое (Обри и Мартине), то самая сложная работа выпадала на долю гравера Шарона: он гравировал 32 из 36 имеющихся у нас в наличии листов.
Все портреты гравированы акватинтой, художники должны были владеть трудоемкой техникой гравирования на металле. Акватинта – это разновидность офорта. Металлические доски с нанесенным на них рисунком и посыпанные кусочками смолы помещают в печь, нагревают, потом травят кислотой, в конце процесса наносится краска, и гравюра печатается на офортном станке. Получается эффект тонового рисунка, похожего на акварель.
Не всегда можно с легкостью определить, что послужило основой для гравирования того или иного портрета: рисунок, живописное произведение или гравюра. В этом смысле показателен портрет маршала Ожеро, которому «повезло» больше, чем другим.
Его гравировали много раз, известные и неизвестные художники, но все они за основу брали живописный оригинал Шарля Тевенена 1798 года, хранящегося в Версальском замке.
Благодаря Жан-Люку Томá стало ясно, каких портретов не хватает в нашей коллекции (имеется в виду вся серия, гравированная Шароном в 1819–1822 гг.) В Историческом музее отсутствуют портреты маршалов Груши, Мортье, Бессьера, Мэзона и генерала Барбанегра.
Тем не менее, стоит отметить, что из 42-х (известных на сегодняшний день) портретов, гравированных Шароном по рисункам Обри и Мартине, 39 хранятся в ГИМ (включая три гравюры из собраний И.Х. Колодеева и П.Я. Дашкова).
В экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года сегодня можно увидеть только три портрета из этой серии (Макдональда, Даву, Гувьон Сен-Сира). Остальные 33 портрета хранятся в запасниках музея и потому остаются неизвестными широкому кругу исследователей.
Обращение к теме иконографии французских военачальников оказалось очень продуктивным. Оно позволило выявить очень интересную серию гравюр, объединенных общим замыслом, узким кругом художников и граверов, временем написания портретов. Отдельные гравюры уже были опубликованы в каталогах, но как целая серия они могли бы составить отдельное издание с учётом найденных в российских музейных собраниях листов.