Новый год – это самый любимый праздник детей и взрослых. Сегодня мы не представляем нашу жизнь без долгожданных зимних каникул, праздничных сказочных представлений, Деда Мороза и главного украшения, желанной гостьи в каждом доме – ёлки.
Ёлка как атрибут зимнего праздника появилась в России в середине 1830-х годов. В дореволюционное время она была символом одного из главных христианских праздников – Рождества Христова. Во второй половине XIX века происходит становление Ёлки как семейного детского праздника, где центральной место отводится зеленой красавице. Праздник обретает знакомые нам черты. Появляются ёлочные базары, на витринах магазинов – игрушки для украшения. Распространяются обычаи дарить детям подарки и обмениваться рождественскими открытками. Наряженные ёлки устанавливаются в публичных местах.
В первые годы после революции никаких запретов на проведение Ёлок не было, но Гражданская война и тяжелое экономическое положение сделали Ёлки для большинства населения редким, домашним праздником.
В 1920-е годы в СССР все изменилось. В стране проходила большая антирелигиозная компания. Ёлка, как атрибут религиозного пережитка – праздника Рождества Христова, была признана классово чуждым элементом. Но несмотря на всю пропаганду новых властей, обычай устанавливать ёлку продолжал жить. Известный русский ученый-историк, востоковед И.М. Дьяконов вспоминал о событиях 1920–1930 годов: «…в конце декабря и начале января на улицах, где жила интеллигенция, повсюду окна плотно занавешивали шторами и одеялами; там тайно справляли елку». Казалось, что на фоне антирелигиозной борьбы с ёлкой и новогодними торжествами покончено навсегда. Но в 30-е годы XX века произошли события, которые вернули в жизнь советских людей этот веселый праздник.
В ноябре 1935 года на Первом Всесоюзном совещании рабочих и работниц – стахановцев И.В. Сталин произнес знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится…». Его высказывание стало толчком к возврату традиционных человеческих ценностей, в число которых входит умение веселиться и радоваться жизни. 28 декабря 1935 г. в газете «Правда» появилась заметка второго секретаря ЦК ВКП(б) Украины П.П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Постышев писал: «В дореволюционное время буржуазия всегда устраивала на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему мы лишаем этого прекрасного удовольствия ребятишек Советской страны?». С этой публикации началось возрождение традиции новогодних праздников. В этом же году были проведены первые коллективные мероприятия для детей в садах, школах, дворцах пионеров – Ёлки. Возрожденной традиции необходимо было придать новое содержание. Ёлка объявляется «праздником радостного и счастливого детства» в стране победившего пролетариата.
Начинается выпуск специальных методических пособий с рекомендациями по проведению детских новогодних представлений. В отделе книжного фонда Исторического музея хранится одно из первых таких изданий – сборник статей и материалов «Ёлка» (Москва, 1937). Книга альбомного формата с черно-белыми фотографиями и рисунками поступила в дар из библиотеки семьи Вишневских, известных врачей в трех поколениях. Самым известным представителем династии является Александр Васильевич Вишневский, военный хирург, создатель знаменитой мази, носящей его имя.
Сборник материалов «Ёлка» выпустил Комитет по игрушке при Народном комиссариате по просвещению РСФСР в издательстве Учпедгиз. Уже в первых строках отмечено, что новогодняя Ёлка быстро вошла в быт и «окружена большим вниманием партии, правительства и лично товарища Сталина». Вопросы организации повсеместных музыкальных и театрализованных праздников обсуждаются на совещании практических работников в Наркомпросе. В публикуемом циркуляре заместителя наркома просвещения РСФСР А.С. Лихачева определяются сроки проведения Ёлок – в период зимних каникул с 30 декабря по 12 января. Подчеркивается, что их устройству следует уделить особое внимание и организовать «шире и красочнее по сравнению с прошлым годом».
Пособие посвящено вопросам организации праздников в детских садах, школах, колхозах; в помещении и на улице; музыкальному оформлению; использованию в программе представления кукольного театра; изготовлению елочных игрушек, гирлянд, электрических огоньков и карнавальных масок.
Статья Е.А. Флериной «Ёлка в детском саду» даёт ответы на многие вопросы, возникающие в ходе организации праздников. Интересен перечень затрагиваемых тем: нужно ли ёлку делать сюрпризом для детей? можно ли детям самим украшать ёлку? объединять ли разные возраста детей на ёлке? давать ли ряженых и каких, можно ли дать Деда Мороза? можно ли на ёлку вешать сладости и фрукты? нужны ли подарки на ёлке?.. Свои ответы автор иллюстрирует примерами из опыта ранее проведённых мероприятий, особое внимание уделяет детской дошкольной психологии и эмоциональному восприятию детьми украшенной лесной красавицы.
Несомненный исторический интерес представляет описание новогодней Ёлки в Доме Союзов. Представления проходили по сеансам: с 12 до 16 часов – для младших школьников, и с 18 до 22 часов – для детей в возрасте от 12 до 14 лет. Пространство Дома Союзов было разделено на несколько зон, где каждый ребенок мог найти занятие по своим интересам. В одном зале Центральный универмаг устроил выставку игрушек и игр, в другом расположилась большая клетка с птицами и аквариумы. Был зал, оформленный иллюстрациями к сказкам «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр» К.И. Чуковского, «Вот какой рассеянный», «Почта» С.Я. Маршака и других авторов. Два других были посвящены произведениям А.С. Пушкина. В литературных залах актёры в костюмах и дети читали стихи, басни, рассказы. Не забыли организаторы праздника и про подвижные игры. Особой популярностью пользовалась «спиральная вышка», по которой дети весело и шумно спускались на ковриках вниз. Вышка была облеплена ватой, сверкала блестками и напоминала традиционную зимнюю забаву – катание с ледяной горки. Основное действие проходило в Колонном зале, где стояла большая нарядная ёлка. На растянутых под потолком шнурах располагались яркие стратостаты, самолеты, парашюты. Дети водили хоровод и пели: «Широка страна моя родная», «Зимний праздник», «Весёлый ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта». Хороводы сменялись концертными номерами. В конце праздника ребята получили подарки – бумажные пакеты со сладостями и привязанными к ним игрушками. Давая общую положительную оценку праздника, отмечается «отсутствие достаточного количества развлечений, аттракционов и коллективных настольных игр».
Автор Е. Гриберг в статье, посвящённой музыке, говорит, что праздник необходимо заполнить песнями, танцами, народными плясками, играми, «маскарадными затеями». Музыкальные произведения классифицированы по темам: песни, исполняемые при ведении хоровода вокруг ёлки; революционные, пионерские, октябрятские; военные, краснофлотские, лётные; о природе и спорте; народные песни. При организации праздника автор рекомендует использовать не только популярные сочинения советских авторов, такие как «Марш веселых ребят» и «Песня о Родине» И.О. Дунаевского, «Песня лётчиков» Б.А. Александрова, «Возьмём винтовки новые» В.А. Белого, но и произведения из классического репертуара Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, Л. Бетховена, И. Брамса.
В перечне предлагаемых песен нет одной из самых известных – «В лесу родилась ёлочка» (слова Р.А. Кудашевой, музыка Л.К. Бекмана). Несколько поколений детей водили хоровод под эту песню. Она так прочно вошла в нашу жизнь, что давно никто не задумывается об истории её создания, а многие считают народной. На самом деле у любимой новогодней песни есть авторы. Впервые стихи про ёлочку были напечатаны в 1903 году в московском детском журнале «Малютка». Подписаны они были инициалами «А.Э.». Через два года агроном, биолог, музыкант-любитель Леонид Карлович Бекман сочинил для своей дочери Веры музыку на стихотворение из журнала. Мотив подошёл не для всего текста, а только для его части. Таким образом появились хорошо всем знакомые слова. Верочка обладала хорошим слухом и быстро выучила песню. Бекман не знал нотной грамоты, и песню записала его жена Елена Александровна Бекман-Щербина, известная пианистка, впоследствии профессор Московской консерватории. Песенка про ёлочку стала невероятно популярной. Вскоре Бекманы издали сборник «Верочкины песенки», где была и «В лесу родилась ёлочка». Долгие годы автор стихов оставался неизвестным. И только в 1941 году песня была опубликована с указанием автора – Раисы Абрамовны Кудашевой, детской писательницы и поэтессы.
Провозгласив возрождение традиции украшения ёлки, организаторы столкнулись с проблемой отсутствия новогодних игрушек. К середине 1930-х годов производство их практически было прекращено. Мелкие кустарные мастерские не могли удовлетворить возрастающий спрос. Старые игрушки царской России не удовлетворяли новым требованиям. В сборнике «Ёлка» большое внимание уделяется новогодним атрибутам. В статьях книги рассказывается об украшениях – стеклянных, из ваты, бумаги, картонажа, воска, папье-маше; отмечается возросший ассортимент игрушек из фанеры. Поднимается вопрос о необходимости создания на производстве тематических наборов: «электростанция, аэропорт, сказочные персонажи и т.п.». Предлагается для украшения использовать обычные игрушки небольшого размера, конфеты, орехи. В книге помещены рисунки ёлочных украшений, праздничных гирлянд, карнавальных масок и дается подробное описание технологии их изготовления своими руками. Разнообразен перечень материалов для творчества: бумага различных сортов, старые газеты, вата, проволока, яичная скорлупа, шишки, спичечные и папиросные коробочки и многое другое. Раздел «Новые самоделки» рассказывает об игрушках на актуальную советскую тематику: метро и железнодорожный транспорт, гидростанции и нефтяные вышки. Начинает формироваться новый тип игрушки, пропагандирующий социалистические идеалы, – кремлёвские звёзды, флажки, дирижабли, танки, парашютисты и др.
Отдельная статья посвящена установке и освещению ёлки. В книге рекомендуется, в зависимости от размера ёлки, изготавливать разные подставки, представлены их рисунки. Даются нехитрые советы по устранению таких дефектов ёлки, как, например, редкие или низко опущенные ветки. Для освещения новогодней красавицы представлено несколько схем изготовления электрических гирлянд. Особое внимание уделяется противопожарным мерам: во время проведения Ёлок не допускать большого скопления детей в зале, все запасные двери держать открытыми, в помещении иметь исправный огнетушитель. Категорически запрещалось освещать ёлку свечами. В конце книги напечатаны Циркуляр Наркомпроса о противопожарных мероприятиях при устройстве Ёлки и Инструкция по применению огнезащитной пропитки для разного рода тканей.
Пройдя сложный путь, Новый год после Октябрьской революции пережил свое второе рождение, обогатившись в наше время новыми обычаями и традициями. Ёлка прочно вошла в нашу жизнь. Хочется верить, что у нас никогда не исчезнет возможность и желание встретиться у зеленой красавицы и в праздничной обстановке пожелать друг другу счастливого Нового года.