Произведения живописи из коллекции помещика Минской губернии И.Х. Колодеева, к сожалению, не вошли в общий каталог его художественного собрания. Сведения о наличии живописи в Новоборисове были найдены в дореволюционных публикациях и в черновых записях художника Н.В. Зарецкого.
Известно, что в 1903 г. в собрании И.Х. Колодеева было восемь живописных портретов участников Березинской операции: шесть портретов русских генералов и два портрета французских дивизионных генералов. Их местонахождение в настоящее время уточняется. А вот атрибуция трех картин (двух жанровых и одной батальной), бытовавших в новоборисовском собрании, на данном этапе завершена.
Так, в отделе изобразительных материалов ГИМ находятся три полотна кисти русского живописца Павла Николаевича Грузинского (1837–1892). Это ранние эскизы художника к картинам, оригиналы которых хранятся частью в Государственном Русском музее, частью утрачены. Два эскиза экспонировались на недавней выставке «Александр II. Царь-освободитель. К 200-летию со дня рождения», проходившей в стенах Исторического музея. Третий эскиз из собрания ГИМ никогда не экспонировался, его атрибуция потребовала углубленного изучения творчества художника и поиска аналогов.
В 1935 г. картина была записана в Главную инвентарную книгу ГИМ как «Батальная сцена из французской войны». Читаем описание:
«На равнине, покрытой снегом, в центре несколько повозок с белыми покрытиями и три кареты, справа всадник в мундире с поднятой шпагой и две коровы, слева телега и 4 солдата в касках, один из них прицеливается вправо. По всем направлениям рассеяны конные и пешие фигуры. Свинцовое небо».
На датировку и авторство картины указывала подпись художника в правом нижнем углу: «Худ. «П. Грузинский, 1876».
В черновых записях Н.В. Зарецкого, описывавшего коллекцию Колодеева в 1911 г., есть «Переход через Березину» П.Н. Грузинского. Это несоответствие изображенного сюжета и названия картины вызывало сомнение. Было очевидно, что художник запечатлел эпизод боя, произошедшего поздней осенью или в начале зимы 1812 г., но, судя по отсутствию реки на изображении, к эпизоду переправы через Березину этот сюжет имел мало отношения.
В 1891 г. в художественном журнале «Нива» была воспроизведена картина П.Н. Грузинского «Взятие обоза маршала Даву лейб-гвардии Уланским Его Величества полком (под Красным 5 ноября 1812 г.)» в гравюре на дереве М. Рашевского. Там же было указано, что оригинал является собственностью Его Императорского Величества.
Где это живописное полотно Грузинского находится сегодня, пока не установлено, сведения об этом отсутствуют и в биобиблиографическом словаре.
Сравнительный анализ репродуцированной гравюры и живописного полотна из собрания ГИМ показал, что они идентичны, изображают эпизод боя под Красным 5 ноября 1812 г., отличаются незначительными дополнениями фигур на переднем плане. Таким образом, было установлено, что в коллекции И.Х. Колодеева находился ранее неизвестный эскиз 1876 г. к картине, написанной в 1889 г. и выставленной в залах петербургской Академии художеств.
Что за сюжет Отечественной войны 1812 года попал во внимание художника? Это один из дней Красненского сражения, в котором принял участие находящийся в авангарде М.А. Милорадовича лейб-гвардии Уланский полк под командованием генерал-майора Антона Степановича Чаликова. 5 ноября полк проскакал сквозь горящий Красный и на его окраине атаковал французский обоз. В плен было взято 200 человек, захвачены шесть орудий и весь обоз, в котором находилась канцелярия маршала Даву, его маршальский жезл и казна. А всего в ходе боев 3, 5 и 6 ноября полк взял 2 знамени, 6 орудий, 43 офицера и около 2000 нижних чинов. Казна Даву составила впоследствии особый «краснинский капитал», из которого каждый нижний чин, участвовавший в деле 5 ноября, по выбытии из полка награждался 50 рублями.
13 апреля 1813 г. император Александр I пожаловал полку георгиевские штандарты с надписью:
«За взятие под Красным неприятельского знамени, за отличия при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 г.».
К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года в центре Красного был открыт памятник лейб-гвардии Уланскому полку в виде гранитного обелиска, огражденного чугунной решеткой. Одна из надписей на нем была взята из донесения Милорадовича М.И. Кутузову о подвигах улан 6 ноября:
«Известный храбростью лейб-гвардии Уланский полк, отличавшийся во всех делах, превзошел себя в сей день».
В названии картины заложено одно несоответствие. Дело в том, что лейб-гвардии Уланский полк, оставаясь в гвардии, в 1817 г. выделил дивизион для формирования нового – лейб-гвардии Уланского Его Императорского Высочества Цесаревича полка. В 1831 г. последний станет именоваться лейб-гвардии Уланским Его Императорского Высочества Михаила Павловича, с 1849 г. – лейб-гвардии Уланским Его Императорского Высочества наследника цесаревича полком. В 1855 г. он станет лейб-гвардии Уланским Его Величества полком.
В 1894 г. лейб-гвардии Уланский полк станет лейб-гвардии Уланским Ея Величества государыни императрицы Александры Федоровны полком, сохраняя свое старшинство. Казалось бы, в бóльшей мере слава побед над Наполеоном – это слава лейб-гвардии Уланского полка. Тем не менее, и Уланский, и Уланский Его Величества полки включили эпизод с отбитием обоза Даву в свои полковые истории. На наш взгляд, появление картины Грузинского с привязкой сюжета 1812 г. к истории полка, сформированного в 1817 г., скорее всего, связано с 20-летием события, когда цесаревич Александр Николаевич, став императором Александром II, сохранил свое шефство.