Чайник из сервиза с карикатурами на Великую армию — Блог Исторического музея

Чайник из сервиза с карикатурами на Великую армию

В экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года представлен уникальный фарфоровый сервиз с карикатурами на Великую армию Наполеона Бонапарта. В сервиз входят кофейник, молочник, полоскательница, чайник и несколько чашек с блюдцами. Каждый предмет из сервиза по-своему уникален – все изделия украшены искусной росписью по мотивам работ знаменитых художников, таких как Венецианов А. Г., Теребенев И. И., Оленин А. Н. Примечательно, что сервиз был изготовлен в 1814-1815 гг.  на фабрике Гарднера – лучшем заводе Российской Империи. Основан завод был в 1766 г. Гарднером Францем Яковлевичем – шотландским купцом, который передал дело своим сыновьям. Фарфоровая фабрика располагалась в Дмитровском уезде Московской губернии в небольшом селе Вербилки.

Среди предметов сервиза особо выделяется чайник с крышкой. Тулово чайника в форме усечённого конуса с расширением в верхней части. Изящная рукоять чайника S-образной формы напоминает длинную шею лебедя. Широкий носик чайника выполнен в форме головы птицы. Крышка чайника круглая, плоская в основании, с конусовидным хватком. Краской золотого цвета выделены  клюв и  голова птицы на носике чайника,  хваток на крышке, детали ручки. Тонкой золотой лентой обрамлены тулово и горлышко изделия. Белый цвет изделия подчёркивает красоту фарфораНеслучайно в Европе изделия из фарфора  получили название «белое золото».

Отдельного внимания заслуживает надглазурная роспись на тулове чайника. Перед нами открываются тематические карикатуры «Бегство Наполеона» и «Чрезвычайная французская почта в Париж» по гравюрам живописца Алексея Гавриловича Венецианова. Жанр карикатуры в эпоху Отечественной войны 1812 года был распространён в искусстве: он показывал слабые стороны противника и высмеивал их,  подчёркивал силу и отвагу русского народа.

Карикатура «Чрезвычайная французская почта в Париж»
Карикатура «Чрезвычайная французская почта в Париж»

Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) – классик изобразительного искусства XIX в. Он одним из первых мастеров в России в своих работах обратил внимание на обыденную жизнь крестьян, на красоту человека и прелесть быта. Венецианов, будучи поистине талантливым мастером,  работал также и в жанре карикатуры. Известно, что в 1807 г. им был создан «Журнал карикатур» – целая серия цветных эстампов с гравюр, красочных картинок с яркими образами и подписями. Однако спустя два года журнал был запрещён из-за цензуры и острой реакции министерств внутренних дел и просвещения. Копии экземпляров были изъяты из продажи или уничтожены, Венецианову пришлось стереть даже изображения с гравировальных досок.  Хотя для мастера это стало настоящим ударом, он не оставил своего дела: Венецианов совмещал работу в Лесном департаменте Ведомства государственных имуществ со своей художественной деятельностью. Незадолго до начала Отечественной войны Алексей Гаврилович был удостоен Советом Академии звания академика живописи.

Война стала тяжёлым испытанием и для художника. Во время войны Венецианов находился в Петербурге, он долгое время не знал, жив ли его отец Гаврила Юрьевич. Вскоре художник получает ужасную весть: его отчий дом в Москве сгорел дотла.  Венецианов  в такое горькое время не опускает руки: чтобы помочь Отечеству, он снова начал работу над изданием карикатур. В это время им были созданы семь оригинальных по сюжетам работ, в которых он мастерски высмеивал врага и политику французского правительства.

Карикатура представляет собой жанр, требующий от  художника настоящего профессионализма. Недостаточно создать красочную картину, которая бы привлекала зрителя. Художник должен был обладать не только чувством юмора, но уметь воплотить в жизнь наиболее точный образ изображаемых героев, разгадать их, «попасть в яблочко».

На первый взгляд карикатура может показаться развлечением, озорством. Впрочем, это не означает, что данный жанр был понятен каждому человеку. Большое искусство состоит и в понимании карикатуры. Чтобы смысл изображаемого становился ясным, требуются знания политики, основных черт политических деятелей, истории государства и современного положения дел. Зачастую в одной карикатуре присутствовали надписи на нескольких языках: поэтому и их следовало знать. Иногда сатирические картинки были качественными копиями иностранных мастеров. К примеру, в некоторых работах Венецианова есть надписи не только на русском, но  на французском, английском и немецких языках. Карикатуры были высокотехничными по качеству исполнения произведениями и стоили дорого. Более того, они являлись авторскими оригинальными творениями.

Особую роль карикатура приобрела в разгар войны с Наполеоном. Карикатура служила сильнейшим идеологическим инструментом: в начале ожесточённой войны необходимо было мобилизовать силы страны. В походных типографиях печатались газеты, материалы, листовки, призывавшие людей к борьбе с противником и защите своего Отечества. Распространялись и среди населения копии карикатур фарфор – лубочные гравюры и картинки, основные сюжеты которых были понятны простым обывателям благодаря точным и выразительным образам.

Карикатура «Чрезвычайная французская почта в Париж» – одна из оригинальных работ художника А. Г. Венецианова. Перед нами открывается красочное сатирическое изображение поверженного противника: верхом на осле – император Наполеон со своими генералами, один из которых держит французское знамя. Осёл, означающий экипаж Бонапарта, взлетает на одноглавых французских орлах – символах Империи Наполеона. Впереди «экипажа» два гвардейца, «парящие на крыльях», трубят о величии французского императора. Хорошо видна надпись на чайнике, которая читается «Идёт великий», высмеивающая бегство Наполеона. Далее перед нами открываются уже совсем другие смысловые сюжеты: мы видим как два польских солдата держатся за хвост осла. На оригинальной карикатуре солдаты говорят: «Помилуйте, возьмите нас с собою!». В этом сатирическом образе предстаёт оставленная Наполеоном измождённая Великая армия в конце Отечественной войны.

Художник А. Г. Венецианов  приходился современником событий 1812 года, а значит его работы можно расценивать как реакцию на события и отражение духа времени. После тяжёлой войны с французами в декоративно-прикладном искусстве большую популярность приобрела памятная посуда: тарелки и блюдца с изображениями героев войны и рядовых воинов, бокалы и чаши с различными сценами сражений. Во многих изделиях можно встретит образы ратных подвигов и прославления победителей.

Жанр карикатуры на памятной фарфоровой посуде особенно интересен. Удивительно, сколько интересного сочетает в себе чайник чайно-кофейного сервиза из собрания Исторического музея! В этом памятнике отражена и история разгрома французской армии, и образ самовлюбленного Наполеона, и общественные настроения людей эпохи XIX столетия, сатира и юмор, задумка талантливого художника – современника событий. Чайник из сервиза в экспозиции музея является образцом совершенного фарфорового изделия, созданного на лучшем заводе Российской империи. Приглашаем всех желающих полюбоваться чайником из сервиза с карикатурами на французскую армию в Музей Отечественной войны 1812 года, который входит в комплекс Исторического музея.

 

Использованная литература:

  1. Великие художники. Венецианов А.Г. Т. №46. М., 2010.
  2. Верещагин В.А. Отечественная война. Русская карикатура. СПб., 1912.
  3. Кожевникова Т. Венецианов А.Г. М., 2001.