Как создается икона. Часть 2 — Блог Исторического музея

Как создается икона. Часть 2

Первая часть

Когда поверхность основы иконы готова, можно приступать к третьему этапу, нанесению рисунка. Наносил рисунок на доску опытный мастер – «знаменщик», который «знаменил» рисунок, то есть переводил его на левкас.  Мастер-знаменщик сначала делал легкий набросок углем или кистью с черной краской. Рисунок должен быть четким, линии идти свободно, легко намечая контуры иконы, архитектуру, ландшафт, черты ликов, пряди волос, складки одежд. В целях сохранения рисунка, который потом весь закрывается краской, иногда наносилась «графья», то есть тонкая царапина по контуру или в тех местах, где предполагается темный цвет, плотно закрывающий линии рисунка. Графья наносится иглой крупного размера, остро заточенной и воткнутой в небольшое древко-рукоятку.

Графья, выявленная в процессе реставрации иконы «Спас Нерукотворный». XVII – XIX вв. Спас Нерукотворный был написан на древней доске. Под изображением сохранились прочерченные по левкасу контуры – графья иконы XVII в.: в верхней части иконы благословляющий Бог-Отец в облачной полусфере; ниже – предстоящие ему святые, вероятно, воины. Рисунок нанесён знаменщиком.

Графья, выявленная в процессе реставрации иконы «Спас Нерукотворный». XVII – XIX вв. Спас Нерукотворный был написан на древней доске. Под изображением сохранились прочерченные по левкасу контуры – графья иконы XVII в.: в верхней части иконы благословляющий Бог-Отец в облачной полусфере; ниже – предстоящие ему святые, вероятно, воины. Рисунок нанесён знаменщиком.
Графья, выявленная в процессе реставрации иконы «Спас Нерукотворный». XVII – XIX вв. Спас Нерукотворный был написан на древней доске. Под изображением сохранились прочерченные по левкасу контуры – графья иконы XVII в.: в верхней части иконы благословляющий Бог-Отец в облачной полусфере; ниже – предстоящие ему святые, вероятно, воины. Рисунок нанесён знаменщиком.

Затем приступали к золочению фона и нимбов. Для золочения использовали «твореное» золото, растертое в «твориле» вместе со связующим веществом, обычно это были различные лаки. Использовалось и листовое золото и на фонах икон полировалось так, что стыки листочков в «внахлест» были не видны. Тонкие листочки золота или серебра «сажали» на особый клей. Вероятно, число используемых листов учитывалось, поскольку масштаб отдельной иконы мог определяться именно их количеством: например, «осьмилистовая икона», что означало использование восьми листочков золота для её написания.

Икона «Введение во храм» с вызолоченным полями, фоном и нимбами святых. 1895 г.
Икона «Введение во храм» с вызолоченным полями, фоном и нимбами святых. 1895 г.

После того как готов рисунок и выполнено золочение, как говорят иконописцы, икона «раскрывается». Раскрыть икону – значит заложить основные тона. Затем уже прописываются лики и контуры рисунка. Этот процесс носит название «росписи». Какие же краски использовали для этого?

Начиная с IX века, техника живописной иконы была темперная. Темпера – это способ смешивания сухих пигментов со связующим веществом, чаще всего желтковой эмульсией. Натуральная желтковая темпера – самая надежная в отношении прочности краска. Краски, приготовленные на желтковой эмульсии, с годами и веками не выгорают, а лишь крепнут.

Икона «Иоанн Златоуст». XVI в. Выполнена в темперной технике
Икона «Иоанн Златоуст». XVI в. Выполнена в темперной технике

Различные пигменты получали при растирании минералов, металлов, остатков органического происхождения (жженой кости, корешков, веточек, насекомых); из речных и морских раковин добывали перламутр. В России были известны краски: вохра, слизуха, вохра калужская, вохра греческая, червлень псковская, белила московские и кашинские, бакан ржевский.  Лучшие краски привозились из Европы: венецианская – бакан (малиновая), голубец, желчь, ярь и киноварь; немецкие – белила, вохра, празелень, червлень и другие; берлинская лазурь, жижиль, багор.

Многоцветность в русских иконах, особенно в период высшего расцвета иконописания в XV веке, была результатом смешения основных красок. Санкирь – тон, употребляемый для ликов и тела – состоит из охры светлой, охры красной и изумрудной зелени; ревть состоит из черной, охры и белил и дает серый тон разной светлоты; дичь – кадмий красный, сиена жженая, кобальт синий, охра и белила необходима была для сиреневого тона различных оттенков; багор – кадмий красный, сиена жженая, белила – создавал красный тон различных оттенков.

Завершал икону прозрачный и блестящий покрывной слой, варившийся по особой технологии из растительных масел, который у русских иконников назывался «олифой». Она придавала краскам яркость, защищала от влаги и грязи.

Искусство создания иконы сложное и ответственное. В иконописи нет ни одного не важного этапа, и не столь важно происходит это в глубокой древности, где мальчишка подмастерье трет краски в двух деревянных ложках или в XXI веке, с современными материалами, где настоящий левкас и темпера на желтке перешли в категорию особой эстетики. Но во все времена иконописец за работой или реставратор, убирающий оставленные временем шрамы, соприкасаясь со святым образом, пусть на некоторое время, становятся сопричастны некой Божественной тайны.