Первые изображения дамского бокового седла относятся к раннему средневековью. Дама сидела так, что плечи располагались параллельно спине лошади, а ноги ставились на скамеечку. При такой посадке лошадь было невозможно контролировать, поэтому её вёл под уздцы слуга, сопровождавший даму. В конце XIV в. седло усовершенствовалось: появилась первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы, корпус разворачивался параллельно плечам лошади. Такое седло и посадка позволили всаднице контролировать лошадь и сделали езду более безопасной.
Следующий шаг в эволюции дамского седла произошёл во второй половине XVI в. Была изобретена вторая верхняя лука: всадница перекидывала правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа. Тогда же неудобная скамеечка для ног заменяется стременем, которое иногда делали в форме туфли. Примерная реконструкция такого седла представлена на иллюстрации.
Седло подобной конструкции использовали вплоть до середины XIX в., в чём мы можем убедиться, рассматривая гравюру из модного журнала.
К началу XIX в. стремя окончательно приняло привычный нам облик, однако для дамы езда по-прежнему была опасна. На гравюрах того времени видно, что всадницу приходилось в буквальном смысле «пристёгивать» к седлу.
Единственное хранящееся в коллекции Исторического музея дамское седло относится к концу XVIII – нач. XIX вв. и имеет архаичную для того времени конструкцию: у него невысокие борта и скамеечка для ног вместо стремени. За переднюю луку в форме рога придерживались рукой, перекидывать ногу через неё неудобно. Для активной верховой езды такое седло явно не подходило. Скорее всего, оно предназначалось для неспешных выездов, когда лошадь вёл под уздцы слуга.
Значительное изменение дамского седла происходит в 1830 г., когда была изобретена нижняя лука, повторявшая изгиб левой ноги всадницы.
Упираясь в неё бедром левой ноги, всадница лучше держала баланс и крепче ощущала себя в седле. Самые важные изменения были внесены в конструкцию дамского седла в 1870-е гг.: появляются особая балансировочная подпруга и стремя, которое автоматически отстёгивается при падении всадницы. Это стремя спасло жизнь многим прекрасным амазонкам.
Усовершенствование седла позволило дамам активно участвовать в охоте наравне с мужчинами, двигаясь по пересечённой местности и преодолевая препятствия. Тогда же одна из верхних лук исчезает, и дамское седло приобретает тот вид, который существует и поныне.
Эволюционировало не только седло. Менялся и костюм всадницы. Первоначально он не отличался от обычного нарядного прогулочного платья. Первые изменения внесла французская королева Екатерина Медичи, страстная охотница и наездница. Она стала надевать под юбку мужские штаны, что избавляло всадницу от различных неловких ситуаций. Эта традиция закрепилась, положив начало формированию особого женского костюма для верховой езды, который стали называть «амазонкой». Силуэт и отделка амазонки в целом соответствовали модным тенденциям, однако отличались деталями. Прежде всего, покроем юбки. Она была более широкой и длинной, полностью скрывавшей ноги всадницы. С внутренней стороны могли подшивать специальные петли, куда всадница продевала ноги, чтобы избежать задирания подола. В 80-е гг. XIX в. появляются юбки особого кроя – «с коленом» (полуоткрытая юбка с вырезом под правым коленом) и юбка-фартук.
В первой половине XIX в. цвета амазонки шили из ярких бархатных, атласных и шёлковых тканей.
Начиная с 30-х гг. XIX в. дамы всё чаще выбирают практичные материалы и цвет. Амазонку теперь шьют из тонкого сукна тёмных расцветок (чёрный, тёмно-синий, коричневый и т. д.). Что касается головного убора, то изначально с костюмом для верховой езды женщины могли носить шляпы, приближенные по фасону к мужским, например, треуголки. В 30-е гг. в костюме всадницы появляется мужской цилиндр. Считается, что его ввела в моду знаменитая писательница и феминистка Аврора Дюдеван, более известная как Жорж Санд. Именно тогда и складывается классический облик амазонки, запечатлённый на многочисленных живописных и фотографических портретах.
Костюм для верховой езды был сложным ансамблем из множества деталей: юбки, бриджей или панталон со штрипками, жакета, перчаток, шляпы, сапог или штиблет, нижней сорочки и блузки. И конечно же, обязательный корсет. Для занятия верховой ездой его делали менее жёстким, а к концу века и вовсе появляется гибкий и мягкий спортивный корсет.
Можно сказать, что в формировании костюма для верховой езды боролись три тенденции: во-первых, желание выглядеть модно, нарядно, эффектно; во-вторых, необходимость выглядеть благопристойно; в-третьих, стремление создать удобный, безопасный и практичный ансамбль. На последнем настаивали и все руководства по верховой езде, составленные опытными тренерами.
«Остановлюсь на некоторых подробностях туалета амазонки… Для долгой езды, особенно охоты, вместо рубашки советую надевать коротенькую шемизетку, с перехватом у талии, из мягкой и тонкой материи. Воротничок и рукавчики должны быть пришиты, а не приколоты (булавки падают и колют амазонку и лошадь). Вместо чулок надевать носки, так как подвязки задерживают кровообращение, а иногда надолго стирают ногу. Панталоны должны быть не слишком широки, чтобы не делать складок, и на резиновых штрипках. Под панталоны надевать рейтузы из вязаного трико, или джерси, а еще лучше лосины. Сапоги голенищами мешают чувствовать лошадь и стирают ногу под коленом, почему лучше надевать ботинки на резине» (Цит. по: Филлис Д. Основы выездки и езды. СПб., 1913).
«Дамский туалет для верховой езды должен быть как можно проще: без развевающихся лент, без бутоньерок, без цветных галстуков или перьев, a главное, без драгоценных украшений… Лиф с узкими рукавами должен сидеть как влитой, не мешая свободному движению туловища… Некоторые дамы пришивают к подолу резиновую петлю, в которую они вдевают носок ноги для того, чтобы юбка спадала красиво без складок. Употребляемый для верховой езды корсет должен быть настолько короткий, чтобы он не покрывал тазобедренные кости. Едва ли потребуется еще упомянуть, что нижние юбки для верховой езды не одевают» (Цит. по: Врангель К. Г. Дамская верховая езда. СПб.,1892).
Эти рекомендации должны были сделать костюм всадницы менее «травмоопасным». Однако чаще всего причиной травм и трагедий на конных прогулках служила именно длинная тяжёлая юбка. Отказаться от неё было невозможно по причинам другого рода: правила благопристойности не позволяли женщинам показывать ноги.
Строгий этикет определял и поведение дамы во время прогулки верхом. Об этом, а также о том, как обучали девушек верховой езде, мы поговорим в следующий раз.
Автор — Ченчикова Элина Владимировна, методист 1-й категории Отдела образовательных проектов и мероприятий Исторического музея