Как создается икона. Часть 1 — Блог Исторического музея

Как создается икона. Часть 1

Икона – неотъемлемая часть православной традиции. Без нее невозможно представить храм, богослужение или дом воцерковленного человека. Икона – это книга о вере, где языком линий и красок раскрывается история о том незримом мире, простирающимся за пределами сущего. Войдя в Покровский собор, мы увидим прекрасную коллекцию древнерусской иконописи. Одиннадцать церквей, одиннадцать разных по времени  иконостасов хранят наследие старых мастеров. Здесь строгие тябловые иконостасы соседствуют с более поздними золочеными с замысловатой резьбой по дереву и левкасу алтарными преградами. В Покровском соборе можно проследить последовательность в развитии и формирования русского православного искусства, начиная с XVI в. и заканчивая модерном начала XX в. И куда бы мы не направились в храме Василия Блаженного, отовсюду на нас смотрят иконы. Каждый хотя бы раз в жизни видел строгие лики, но не всякий знает, как создается икона.

Слово «икона» в переводе с греческого означает образ, изображение, портрет. Появление первой иконы предание связывает с Иисусом Христом, пославшем Едесскому царю Авгарю отпечаток своего лика на куске ткани.

Икона «Спас Нерукотворный». XVII в. Иконография образа связана с посланием царю Авгарю
Икона «Спас Нерукотворный». XVII в. Иконография образа связана с посланием царю Авгарю

Евангелист Лука написал первую икону Богоматери. В дальнейшем образцом для иконописцев служили Лицевые святцы и Подлинники – книги правил изображения святых. В них приводятся рисунки и словесные описания с характерными для каждого святого чертами и внешним видом, цветом одежд. Существует Строгановский, Большаковский, Сийский, Гурьевский и другие Подлинники.

Процесс создания иконы весьма непрост. Последовательность была установлена еще в древности и не меняется, а традиции ремесла передаются из поколения в поколение. Но помимо отточенных годами навыков требуется внутренняя тишина и сосредоточенность, понимание иконописания как святого дела, не допускающего суеты.

Каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев. Первый слой – щит из деревянной доски – является ее основой. Второй – грунт или левкас, приготовленный из тонко протертого мела с клеем. Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Прежде чем приступить к иконе, иконописец должен был подготовить доску. Липа, сосна, ольха, лиственница были характерны для Северных регионов России. Пихта, кипарис и бук использовались в южных странах. Предпочтение отдавалось кипарису, за особую прочность и стойкость к разрушениям. А ещё кипарис выделяет эфирные масла, поэтому кипарисовый щит не поражает жук-точильщик.

Лицевая и оборотная сторона иконы «Иоанн Милостивый». XVI в. Щит иконы состоит из трёх досок, скреплённых большими горизонтальными шпонками и шпонками-клинами в форме «ласточкиного хвоста»
Лицевая и оборотная сторона иконы «Иоанн Милостивый». XVI в. Щит иконы состоит из трёх досок, скреплённых большими горизонтальными шпонками и шпонками-клинами в форме «ласточкиного хвоста»

Доска, предназначенная для иконы, должна быть хорошо высушена. Чтобы предотвратить коробление, щит иконы делали склеенным из нескольких досок. С тыльной стороны вставлялись поперечные шпонки – узкие дощечки, сделанные по форме паза из более крепкой древесины, чем сама доска.

Икона «Жены-мироносицы у Гроба Господня». XVII в. Иконная доска с полями и ковчегом
Икона «Жены-мироносицы у Гроба Господня». XVII в. Иконная доска с полями и ковчегом

Далее на лицевой стороне часто выполнялся ковчег – углубление, повторяющее форму доски глубиной около 5мм; края, не занятые ковчегом, назывались полями, а переход от ковчега к полю – лузгой. В старину человека, работающего с деревом, называли дощаник. Дощаник с иконником работали совместно. В столярном деле дощаник был таким же мастером, каким художник в красочном. Если ему говорили: «Поля в красу, пошире или поуже», – это значило, что целиком полагаются на его вкус, а вкус у хорошего столяра был таким же утонченным, как и у художника.

За подготовленной доской следовал второй этап – нанесение грунта.  И здесь, прежде всего, необходим клей. Самый лучший – рыбий, обладающий большой вяжущей силой и эластичностью. Добывают его из плавательных пузырей хордовых рыб: белуг, осетров и стерляди. Для приготовления клея их замачивают в холодной воде и дают набухнуть, а затем растворяют на «водяной бане». Горячим клеем прорабатывают всю внешнюю поверхность доски, а затем теплый клей соединяют с просеянным мелом и получают грунт – левкас, которым в несколько этапов покрывают доску. Для большей прочности в некоторых случая к левкасу приклеивают кусок холста, соответствующий форме будущей иконы; он называется паволока. Поверх неё накладывают еще несколько слоев грунта и оставляют до полного высыхания, после чего шлифуют. Правильно подготовленный левкас наощупь будет напоминать атласную ткань.

Во второй части расскажем о том, как «раскрывали» икону.