26 августа 1912 года российским императором Николаем II был дан Высочайший Манифест в честь сотой годовщины Бородинского боя, что фактически явилось кульминацией юбилейных торжеств в ознаменование победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
Юбилей праздновался весьма широко; вся русская промышленность с подъемом отреагировала на этот патриотический «государственный заказ». Не составили исключения и ведущие парфюмерные фирмы не только Москвы и Петербурга, но и «прекрасной Франции», и Британской империи. В собрании стекла Государственного исторического музея хранятся памятные парфюмерные флаконы, выпущенные в 1912 году.
Флаконы изготовлены по заказу различных фирм[1], в основном, московских; чаще всего они относятся к целой серии ароматов.
[1] Сведения о московских парфюмерных мануфактурах приведены, в основном, по материалам книги В. Кожаринова «Русская парфюмерия. XIX – начало XX века. М., 1998.
В 1843 году в Москве, в районе Бутырского хутора, Альфонс Ралле основал парфюмерную фабрику, которая вскоре стала крупнейшим производителем парфюмерии в нашей стране. «Товарищество А. Ралле и К°» было одним из самых крупных в стране по объему выпускавшейся им парфюмерной продукции (известно, что в начале 1890-х гг. фирма предлагала более 160 наименований духов). На Всероссийских промышленных выставках «Товарищество А. Ралле и К°» четырежды получало право ставить на своих изделиях Государственный герб России.
В 1853 г., француз Адольф Сиу приехал в Россию и поступил на работу в небольшую парфюмерную фирму. В ноябре 1855 года он совместно с женой открыл в Москве на Тверской улице кондитерское дело. В 1870-х гг. к ним присоединились сыновья — Луи и Шарль. В 1884 г. ими была построена новая образцовая фабрика, оборудованная по последнему слову техники, ставшая одной из самых крупных в Москве и России. В 1913 году, в знак признания высокого качества продукции, кондитерская фабрика «Товарищества А. Сиу и Кº» была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В 1861 г. А. Сиу открыл парфюмерное отделение фирмы, которое выпускало «высшую» парфюмерию. В начале XX века фирма производила более 120 разновидностей духов и 30—40 наименований одеколона.
В 1861 году потомственный парфюмер Генрих Брокар, француз по рождению, приехал в Россию из Филадельфии, где совместно с братом был владельцем успешного парфюмерного производства. С 1861 по 1863 гг. он служил главным парфюмером на фабрике К. Гика, а в 1864 году открыл в Москве, в Хамовниках, свое собственное предприятие, начав с производства мыла. На выставках в Риге, Бостоне, Барселоне, Антверпене парфюмерия Г. Брокара удостаивалась золотых и серебряных медалей. Последней прижизненной наградой был «Grand Prix» на Всемирной выставке в Париже 1900 года.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 года все производства были национализированы и получили новые названия: Фирма «А. Рале и Кº» — «Государственный мыловаренный завод № 4», а позже — Государственная мыльно-косметическая фабрика «Свобода»; Товарищество «А. Сиу и Кº» — фабрика «Большевик»; Товарищество «Г. Брокар и К°» — «Государственный мыльно-парфюмерный завод № 5» (с 1922 г. — Государственный мыльно-парфюмерный завод «Новая Заря»). В 1930 году парфюмерные отделы фабрик «Свобода» и «Большевик» перешли в ведение завода «Новая Заря».
Подробные описания истории Акционерного общества и Торгового дома «Парфюмерия Модерн-Париж» («Parfumerie Moderne Paris»), к сожалению, не встретились нам в литературе. Судя по интернет-ссылкам на фонды Центрального Исторического Архива Москвы, материалы, связанные с данной фирмой, относятся к периоду 1909 – 1919 гг.
——————————————————————————
Два флакона разного размера для духов «1812», с этикетками, изображающими императора Наполеона на коне, сделаны для британской парфюмерной фирмы «Vinolia & C°»; один из них имеет на горле свинцовую пломбу Московской таможни с датой ввоза – «1912».
Фигурные флаконы «Parfum Empereur» в виде бюста императора Александра I, «Souvenir 1812 — 1912» в виде одной из Кремлевских башен и флакон в виде бюста Наполеона Бонапарта произведены для фирмы «Парфюмерия Модерн — Париж».
Гладкие граненые флаконы с фигурными пробками в виде орла со стрелами или молниями (для одеколона «Bouquet Napoleon»[2]) и наполеоновской треуголки созданы для Товарищества «А. Ралле и К°».
[2] Экземпляры ГИМ не имеют этикеток. Аналогичный флакон с сохранившейся этикеткой опубликован (см. В. Кожаринов. «Русская парфюмерия. XIX – начало XX века. М., 1998, с. 67.
Высокие пирамидальные флаконы с фигурными пробками в виде орлов и с рельефным профильным портретом Наполеона I[1], изготовлены для Товарищества «А. Сиу и К°», о чем свидетельствует рельефная надпись на всех изделиях «A. Siou & C-ie». (илл. 9,10)
Все флаконы поступили в собрание Государственного исторического музея в составе коллекций Военно-исторического музея, либо Музея 1812 года. Уже в 1912-1913 гг. эти предметы экспонировались на Выставке в память Отечественной войны 1812 года в Москве как музейные экспонаты совершенно особого рода.
В «Кратком обзоре выставки…» отмечалось: «Настоящая юбилейная Выставка 1812 года имеет своей задачей две совершенно определенные цели, хотя и независимые одна от другой, но в то же время тесно соприкасающиеся, друг с другом, — это, с одной стороны, познакомить общество с теми результатами, коих достиг Комитет по собиранию материалов для Музея 1812 года, с другой — путем привлечения к участию на Выставке частных и официальных собраний, дать посильное наглядное представление о великой эпопее, начавшейся на берегах Немана и закончившейся в Париже…
Выставка вылилась в пять зал военного характера — героев войны 1812-1815 гг., Бородина, отступления французов, французской армии и эпохи 1813-1815 гг., к которым присоединены два зала личного характера — зал Императора Александра I и зал Наполеона и еще два другие — зал Москвы в эпоху этих войн и ближайшее за ними время и юбилейный, всего в девять зал.
Зал девятый – Юбилейный. В этом отделе по возможности будет собираться то, что появилось и появится в свете в различных изданиях, отраслях знаний, торговли и промышленности, посвященное столетнему юбилею великой Отечественной войны 1812 года, и что было доставлено и, надо надеяться, будет доставлено сюда издателями, авторами, фабрикантами и т.п.
Парфюмерия. Русско-английское сближение, духи «1812», знак дружбы к русской нации производства «Vinolia & C°».
«В память Наполеона» товариществом «Брокаръ и К°» в Москве выпущены духи, одеколон и мыло.«В память 1812-1912» духи, одеколон и мыло производства парфюмерии «Модерн» в Париже. Пробки флаконов изображают бюсты Императора Александра, Наполеона и французского орла. Коробки для флаконов с рельефным изображением фигур Императора Александра и Наполеона.
«Букет Наполеона» — духи, одеколон и мыло Т-ва «А. Ралле» в Москве. Пробки флаконов изображают французского орла.«1812» — духи, одеколон и мыло производства А. Ciy и К° в Москве. Пробки изображают или русского, или французского орла…»[2]
Интересно, что образ юбилейной парфюмерной посуды был неразрывно связан прежде всего с изображениями Наполеона Бонапарта, его знаменитого головного убора, а также одноглавого орла — символа Первой французской империи. Император Александр Благословенный – чуть ли не единственный русский персонаж этой «сюиты». Однако, если вспомнить, что, во-первых, в 1912 году Российская империя находилась в союзнических отношениях с Французской республикой, а во-вторых, ведущие российские парфюмеры имели французское происхождение, то в этом контексте «политкорректности» подобные пристрастия выглядят вполне логичными.
Несмотря на тематическую общность, и даже общность выбора «героя», флаконы явственно различаются по дизайнерскому замыслу.
Флаконы фирмы ««Vinolia & C°» — это классические «вместилища ароматов», своими строгими и благородными формами и чистейшим гранением вызывающие в памяти знаменитую пушкинскую цитату о духах «в граненом хрустале». Флакон «В память Наполеона» от «Брокар и К°» — это вполне обычный, небольшого размера, плоский пузырек для ароматической эссенции со скупым орнаментальным рельефом по бокам. Основную изобразительную и смысловую нагрузку несут этикетки: в первом случае – эффектная черно-белая, с изображением Наполеона на коне, во втором – красочная, с погрудным портретом французского императора. Очевидно, что заказной характер здесь носят именно этикетки, в самих же формах предметов сюжетная и символическая линия никак не сказывается.
Совершенно иначе решены флаконы фирм «А. Ралле и К°», «А. Сиу и К°» и «Парфюмерия Модерн – Париж». Каждая серия имеет ярко выраженное единое пластическое решение формы, неразрывно связанное с темой заказа. Для флаконов А. Ралле – это контрастное сочетание гладких, чистых и прозрачных хрустальных емкостей с матовыми пробками, решенными как плотный четко вырезанный рельеф. Форма флаконов А. Сиу основывается на выразительном образе обелиска, украшенного рельефом (профильный портрет Наполеона) и увенчанного матовым скульптурным изображением орла, раскрывающего крылья на взлете, или мечущего молнии. Флаконы же «Парфюмерии Модерн – Париж», изображающие бюсты Александра I и Наполеона, а также символическую башню Кремля, целиком решены по законам круглой скульптуры, а благородные серебристые этикетки с тиснением скорее подчеркивают изысканность светящегося внутренним светом матового хрусталя.
Подобное дизайнерское решение, абсолютно профессионально с точки зрения проектирования предметов декоративно-прикладного искусства. Стилистически оно, несомненно, связано с подлинной революцией, которую произвели в изготовлении парфюмерной посуды два великих француза — парфюмер Франсуа Коти (1874-1934) и художник Рене Лалик (1860-1945)[3].
«Франсуа Коти одним из первых решил принципиальным образом изменить презентацию духов. Идея заключалась в том, чтобы в дизайне флакона и упаковки выразить индивидуальный образ каждого аромата: флакон, словно камертон, должен соответствовать нотам запаха духов. Лалик, используя весь свой талант, совершит этот переворот. Феликс Марсильяк писал, что Лалик, «бесспорный зачинщик этого движения, создал новый жанр и таким образом внес свой вклад, зафиксировав основные разновидности форм, большинство из которых существует до сих пор»[4].
Мягкая скульптурная выразительность флаконов Р. Лалика во многом связана с пластическими особенностями материала (матированного окрашенного стекла) и техники (сочетание выдувания и прессования, иногда применение техники «cire perdue»[5]), которые он избрал для создания не только уникальных, но и серийных, массовых изделий. Как только первые флаконы Р. Лалика увидели свет, в производстве парфюмерной тары настала эпоха нового стиля, который получил практически всемирное распространение, не оставив в стороне и Россию.
К началу ХХ века в стране неуклонно возрастало производство аптекарского и парфюмерного стекла. В 1908 году на всей территории Российской империи насчитывалось 226 стекольных заводов, из которых 196 располагались на территории собственно России, а число занятых в стекольном производстве рабочих в русских губерниях насчитывало 39,4 тысяч человек. В этот период было выпущено 98,6 миллионов химической, аптекарской и парфюмерной посуды[6]. Перечень заводов, состоящих членами Съездов Стеклозаводчиков, помещенный в №1 журнала «Стеклозаводчик» за 1907 год, показывает, что из 60 перечисленных в нем предприятий, 15 ( т. е., ¼) выпускали аптекарскую, химическую и парфюмерную посуду.
Мы не можем назвать завод, на котором был сделан флакон для духов «Souvenir de Napoleon I-er» Товарищества «Брокар и К°»; возможно лишь предположить, что его изготовили на одном из предприятий подмосковного региона. Флаконы же фирмы «Vinolia & Cie», на наш взгляд, скорее всего можно отнести к французскому производству.
А вот место изготовления флаконов для фирм А.Ралле, А. Сиу и «Парфюмерия Модерн – Париж», мы можем указать с абсолютной точностью, поскольку предметы имеют фирменные наклейки хрустального завода князя А.Д. Оболенского, бывшего Бахметевского. По-видимому, они сохранились, т.к. флаконы сразу же попали в качестве экспонатов на выставку в память Отечественной войны 1812 года.
Завод Бахметевых, основанный в 1762 году, в селе Никольское Городищенского уезда Пензенской губернии, неизменно и по праву занимал позицию одного из лидеров российской стекольной промышленности и одного из самых крупных частных заводов, успешно конкурируя с Гусевским и Дятьковским заводами «хрустальных королей России» Мальцовых. Завод оставался в собственности семейства Бахметевых до 1884 года, когда, в отсутствие прямых потомков, дело перешло в руки князя А.Д. Оболенского. При новом владельце существенно изменился ассортимент продукции, все большее место в нем занимала парфюмерная и аптекарская посуда, прессованные изделия[7].
В иерархии заводов, выпускавших парфюмерную тару, Никольско-Бахметевский стеклянно-хрустальный завод князя А.Д. Оболенского, без сомнения, занимал ведущее положение, чему были причины, прежде всего технологического характера. Помимо хрустального завода, Бахметевы владели чугунно- и меднолитейным производством, так что у предприятия была возможность делать свои собственные оригинальные пресс-формы. Не случайно в рекламе, помещенной в издании «Вся Москва за 1912 год», подчеркивается, что завод «принимает заказы на всевозможные предметы по образцам, моделям и чертежам»[8]. Никольско-Бахметевский завод, единственный из всех предприятий в России, обладал технологией прессования скульптуры; его ведущий мастер И.Н.Щетинин славился своими пресс-формами вплоть до 1930-х годов. На заводе также была освоена технология пескоструйного и химического матирования хрусталя.
В 1902 году А.Д. Оболенский, желая повысить художественный уровень продукции завода, пригласил для проектирования изделий выпускницу Строгановского художественно-промышленного училища А.Я.Якобсон[9]. Она стала по существу первым профессиональным художником в истории русского стеклоделия[10]. Одним из главных предметов ее интересов, очевидно, под влиянием искусства Р. Лалика, становится прессование. В 1912 году художница совершила большое заграничное путешествие, побывала во многих центрах художественного стеклоделия Италии и Франции.
Дизайн флаконов фирм А.Ралле, А. Сиу, «Парфюмерия Модерн – Париж» разработан, как уже упоминалось выше, на высочайшем профессиональном уровне. Автор проектов не только учитывает особенности и возможности технологии прессования, но и предлагает совершенно индивидуальный, хорошо узнаваемый художественный образ для каждой серии предметов. Это позволяет нам высказать предположение, что автором эскизов и моделей является А.Я. Якобсон. По-видимому, заказы на юбилейные флаконы были размещены на заводе князя А.Д. Оболенского еще до отъезда художницы в заграничное турне.
В этих предметах точно отразился мемориальный и торжественный характер заказа, их символика совершенно ясна и прозрачна, при замечательном техническом качестве исполнения. Подобные вещи – не только редкость, «приманка для коллекционера», но и значимый памятник материальной культуры, российской истории и художественной промышленности.
———————————————————————
[1] Аналогичный предмет опубликован (см. В. Кожаринов. «Русская парфюмерия. XIX – начало XX века. М., 1998, с. 75)
[2] Краткий обзор выставки в память Отечественной войны 1812 года: 8 сентября 1912 г. — 1 февраля 1913 г. / [В. Божовский]. — М., 1912, сс. 3, 61.
Флаконы «Парфюмерия Модерн – Париж» поступили в собрание ГИМ в полной комплектности, вместе с упомянутыми в описании коробками
[3] Они познакомились в 1908 году. К этому времени Р. Лалик уже получил всемирное признание как непревзойденный художник-ювелир, живой символ искусства модерна. Его произведения имели грандиозный успех на Всемирной выставке в Париже 1900 года, он получил Grand-Prix и был награжден Орденом Почетного Легиона. Одновременно Лалик усиленно экспериментирует с новым для себя материалом – стеклом, — ради которого в 1910 году окончательно оставит ювелирное искусство и вскоре станет живым символом искусства ар-деко. В 1909 году Лалик арендует на востоке Парижа, в Комб-ла-Виле (Combs-la-Ville) стекольный завод и выпускает первые флаконы для духов Ф. Коти – «Эффлёр» (L’Effleurt). Тогда же он получает «первый патент на способ формования изделий из стекла, «применимый при изготовлении флаконов, графинов и любых сосудов, у которых отверстие уже, чем их внутреннее пространство» (документы на получение патента были поданы 16 февраля 1909 года, а патент выдан 17 февраля 1910 года)». См. Искусство Рене Лалика. Каталог выставки. М., 2010, с 75
[4] Л. Пешехонова. Творчество Рене Лалика в художественной критике и эпистолярном жанре. // Искусство Рене Лалика. Каталог выставки. М., 2010, с. 54
[5] Техника «потерянного воска» — отливка скульптурных деталей с потерей восковой модели. Р. Лалик пользовался этой технологией, в основном, при изготовлении скульптурных произведений.
[6] См. Н.А. Ашарина Русское стекло XVII – начала ХХ века. М., 1998, с. 127
[7] «с начала 1890 годов хрустальная фабрика в с. Никольском начинает значительно прогрессировать… Настоящий владелец… считал себя всегда обязанным стараться всячески поддерживать хрустальную фабрику… Материальное положение, дававшее ему возможность все доходы с фабрики затрачивать на ее улучшение, подвинули значительно дело оборудования фабрики согласно новейшим техническим условиям, а удачный подбор высшего технического персонала обеспечил успех этих мер. Но одним из важнейших условий, давших толчок к развитию фабрики, явилось улучшение путей сообщения… Таким образом, все это вместе взятое дало возможность фабрике на выставке в Нижнем Новгороде 1896 года занять уже вновь подобающее ей место в ряду хрустальных заводов и заслужить почетную награду – в пятый раз право употребления государственного герба, а в 1900 году завод участвует на Всемирной парижской выставке и получает большую золотую медаль. С этого времени хрустальное дело на Бахметевском заводе постепенно развивается и увеличивается производительность завода, с 1899 года в ходу непрерывно уже три печи, на которых вырабатывается хрустальная посуда, парфюмерная посуда, пресс и в незначительном числе аптекарская посуда. В этом году производство достигло уже на 772.000 рублей на тех же трех печах. Причина такого… увеличения ценности производства заключается… главным образом в большей ценности вырабатываемого товара, в котором парфюмерия занимает одно из первых мест» (см. 150 лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода князя А.Д.Оболенского. СПб., 1914, с. XXXII).
[8] «Вся Москва за 1912 год». М., 1912, с 705
[9]Якобсон Адель Яковлевна (1874-1942). В 1901 г. окончила Строгановское художественно-промышленное училище. С 1902 по 1921 гг. работала на Никольско-Бахметьевском заводе князя А.Д.Оболенского (позже — завод «Красный Гигант»). Создавала проекты для прессованного стекла (скульптуры и парфюмерной тары); ей приписывается авторство знаменитого флакона для одеколона Товарищества «Брокар и К°» «Северное сияние», выполненного в форме высокой глыбы льда, по которой идет белый медведь. А. Якобсон возродила технику филиграни, организовала при заводе рисовальные классы. С 1938 по1941 гг. работала в лаборатории художественного стекла Государственного института стекла (см. Н.А. Ашарина Русское стекло XVII – начала ХХ века. М., 1998, с. 126)
[10] См. Н.А. Ашарина Русское стекло XVII – начала ХХ века. М., 1998, с. 126