Зачем императору свита — Блог Исторического музея

Зачем императору свита

С правлением императора Павла I часто связывают разные таинственные явления. В экспозиции Исторического музея представлен уникальный памятник, который до сих пор несёт в себе загадку для исследователей. Речь пойдёт об акварели «Император Павел I со свитой», уменьшенном повторении живописного полотна австрийского художника Иоганна Баптиста Лампи – младшего, ныне хранящемся в музее-заповеднике Гатчина.

Император Павел I со свитой. Осокин К.С. 1835 г.
Император Павел I со свитой. Осокин К.С. 1835 г.

Известно, что в свиту императора Павла I входило более 90 человек. На акварели же государя окружают только 12. Кто были запечатлённые лица и чем обусловлен выбор художником именно этих персоналий?

По обе стороны от императора, изображённого верхом на белом коне, можно увидеть его старших сыновей, великих князей Александра (будущий император Александр I) и Константина. Начиная с правления Александра I члены императорского дома официально включались в свиту и получали свитское звание генерал-адъютант. Первым это звание получил цесаревич Константин, немногим позже его обладателем стал великий князь Михаил Павлович. Так, при Павле I великие князья ещё не составляли свиту императора, но находились рядом с монархом как члены его семьи и наследники престола.

Между императором и великим князем Александром Павловичем по правую руку от Павла I расположен австрийский эрцгерцог и палатин венгерский Иосиф. Примечательно, что палатин, второе по значению лицо после короля в Венгрии, изображён среди ближайших родственников Павла I. Дело в том, что в 1799 г. Иосиф Австрийский женился на старшей дочери российского императора Александре Павловне и тогда же впервые посетил Россию. Род Габсбургов, из которого происходил эрцгерцог Иосиф, был одним из древнейших в Европе, представители этой династии до начала XIX столетия занимали престол Священной Римской империи. Предполагалось, что брак укрепит политический союз России и Австрии. Этим и объясняется присутствие эрцгерцога Иосифа, ставшего зятем Павла I, рядом с императором в качестве члена его семьи.

Среди изображённых персон также заметен Александр Васильевич Суворов, чьи отношения с Павлом были достаточно напряжёнными. Однако император ценил военные таланты великого полководца, присвоил ему титул князя Италийского и высшее воинское звание генералиссимуса, даже издал указ об отдании Суворову императорских почестей, в том числе в присутствии императора.

На акварели также запечатлён светлейший князь Александр Андреевич Безбородко, игравший значимую роль во внешней политике в царствование Екатерины II. К концу правления императрицы был отдалён от дел, однако Павел I возвратил князя из «опалы», щедро наградил титулами, орденами и землёй, а также повелел возвести род Безбородко в число графских родов Российской империи.

В окружении императора можно увидеть и князя Александра Борисовича Куракина, с детства близкого друга Павла I. Екатерина II, относившаяся к Куракину с большим недоверием, выслала его из Петербурга. Впоследствии Павел I вернул старого друга из опалы, Куракин зажил прежней блистательной жизнью и стремительно поднимался по службе.

Иван Павлович Кутайсов — ещё одна историческая личность, запечатлённая на акварели. Это любимец Павла I, который благодаря благоволению императора из камердинера поднялся до одного из самых влиятельных людей страны.

Наконец об остальных изображённых личностях. «Выдвиженцем» Павла I был также Андрей Семёнович Кологривов, впоследствии участник наполеоновских войн. В то время возвысился и Пётр Васильевич Лопухин, чья старшая дочь Анна Лопухина стала фавориткой императора. Светлейший князь Платон Александрович Зубов известен как фаворит Екатерины II, по воцарении Павла оказался в опале, но в 1800 г. возвращён ко двору. Особое доверие Павел I оказывал графу Петру Алексеевичу Палену.

Так, Павел I на акварели окружён членами семьи и известнейшими деятелями, которые были многим обязаны императору. Высоким положением при дворе того времени обладали и яркие личности подобно фавориту императора графу Фёдору Васильевичу Ростопчину, адмиралу графу Григорию Григорьевичу Кушелёву, однако на акварели они не составили свиту императора.

Феномен свиты наблюдался в разных странах с древности, поэтому история мирового искусства приводит множество примеров художественных произведений, где правители изображены в окружении преданных лиц. Акварель «Император Павел I со свитой» из собрания Исторического музея иллюстрирует несколько примечательных деталей. Первая деталь –– изображённые личности никогда не собирались вместе таким составом. Это определяется временем пребывания Иосифа Австрийского в России. В 1799 г. эрцгерцог посещал страну несколько раз, однако в каждый из его приездов кто-либо из представленных на картине лиц был в опале или на войне. В первый приезд эрцгерцога в опале были Куракин и Зубов. Во время следующего визита эрцгерцога Иосифа в Петербург не было в живых Безбородко, а Лопухин отошёл ото всех дел и удалился в Москву. Суворов и великий князь Константин Павлович летом 1799 г. отправились в Итальянский поход против французских войск. В действительности эти исторические личности не могли встретиться, однако героями своего произведения художник сделал именно их.

Вторая деталь добавляет сюжету на акварели интригующую ноту. Это изображение упомянутых Палена и Зубова, ставших инициаторами заговора против Павла I в марте 1801 г. Безусловно, художник знал о заговорщиках в свите императора, ведь работа над акварелью началась в 1799 г. и была завершена уже после гибели монарха.

«Короля делает свита», как гласит правило, а в случае с рассматриваемой акварелью можно сказать, что изображённая свита раскрывает сложный и противоречивый образ самого Павла I. Биографии большинства запечатлённых лиц подтверждают, что император был склонен щедро в течение короткого промежутка времени одаривать высокими званиями и должностями своих фаворитов. Хотя император опасался заговора, он до последнего доверял ближнему окружению, в том числе и Палену. Вероятно, художник создал выдуманную композицию, ведь искренне преданной Павлу I свиты, как показала история, не существовало.

Персон для акварельной свиты императора, скорее всего, отбирал заказчик, однако исследователям не удалось обнаружить каких-либо сведений о том, кто выступил в его роли. Складывается впечатление, что для картины были выбраны как близкие Павлу I лица (родственники, друзья, любимцы), так и личности, чьи отношения с императором не были доверительными. При этом все изображённые на акварели персоны являются известными деятелями той эпохи и более отражают «павловское время», нежели «павловскую свиту».

В 1835 г. акварель приобрёл император Николай I и разместил её в одной из гостиных Зимнего дворца. Затем картина украсила кабинет Его Величества, тогда же была создана акварельная копия, представленная в Историческом музее. «Император Павел I со свитой» наталкивает на размышления, какую роль в действительности играла свита правителя, была ли искренней служба монарху и насколько правдивы сюжеты произведений искусства с изображёнными преданными государю людьми.

Авторы — Алиса Валиахметова, методист Экскурсионно-методического отдела и Людмила Яновская, заведующий Экскурсионно-методическим отделом Исторического музея