В XVII столетии усложняется иконография образа Василия Блаженного, его часто пишут с другими святыми. К этому времени относится икона Василия Блаженного и священномученицы Ирины – небесной покровительницы царицы Ирины Годуновой, при которой был канонизирован святой и вышит уникальный покров. Удивительна история оклада этой иконы: в 1922 году он был изъят Комиссией Помгола вместе с другими ценностями Покровского собора. Однако, к счастью, он не был переплавлен, и в 1927 г. вернулся на своё законное место.
В соборе есть икона конца XVI – начала XVII века, на которой мы видим Василия Блаженного с его небесным покровителем – Василием Великим. Предстоящие Богоматери святые изображены в рост. Также до нас дошла небольшая икона святого в окружении юродивых, большинству из нас неизвестных. Среди них Мария Египетская, Максим, Иоанн Блаженные и еще один святой, определить которого пока не удалось. Василий Блаженный был не единственный и далеко не первый юродивый.
Один из самых ранних образов Василия Блаженного XVIII в. в Покровском соборе – икона с треугольным завершением с Варварских врат. Василий изображен еще в традициях XVI–XVII вв. – абсолютно нагим, в рост, в позе молящегося заступника, предстоящего перед образом Христа, но он уже на фоне Кремля. Такая иконография образа будет часто встречаться в XVIII веке: на фоне Москвы, Кремля, Красной площади. Появляется икона так называемого «городского типа». Подобные произведения особенно ценны для исследователей, потому что являются великолепными источниками по истории градостроительства, архитектуры и топографии.
Интересна история этой иконы. В экспозиции она появилась совсем недавно, в 2011 году. Как и некоторые другие иконы, она была спрятана музейными сотрудниками в первые послереволюционные годы. Ей могло грозить уничтожение, потому что она была под окладом, который производил впечатление золотого, а все церковное имущество из драгоценных металлов в 1920-х годах реквизировалось. Сама икона оказалась настолько хороша, что, при создании экспозиции, решили, что икона и оклад достойны внимания – изображения на них отличаются. Необыкновенно красивый оклад можно видеть рядом с иконой. Он выполнен в технике чеканки и гравировки, а золочение – в технике гальванопластики, позволяющей нанести тончайший слой золота.