Василий Блаженный в иконописи Покровского собора. Часть I — Блог Исторического музея

Василий Блаженный в иконописи Покровского собора. Часть I

Есть ли на свете место, где не слышали о Храме Василия Блаженного? Наверное, нет. В мире собор известен именно под таким названием, но мало кто знает историю святого и почему Покровский собор получил второе название.

Василий Блаженный жил в конце XV – первой половине XVI века. Житие святого дошло до нас в разрозненном состоянии, существует несколько его редакций. Из него известно, что родился он на паперти церкви с. Елохова (ныне эта территория находится практически в центре Москвы). По одним сведениям, он был сыном гвоздевых дел мастера и обучался отцовскому ремеслу, по другим, более распространенным, – учеником сапожника. В 16 лет он решил уйти из мира и посвятить жизнь Богу. Уйти из мира можно было не только в монастырь, наоборот, можно остаться жить в людном городе, но как бы заново родившись, очистившись, отринув все мирские блага, пройти подобно Господу в абсолютном одиночестве свой крестный путь.

«Уход отрока Василия из дома». Миниатюра лицевого Жития святого Василия Блаженного
«Уход отрока Василия из дома». Миниатюра лицевого Жития святого Василия Блаженного

Василий избрал путь юродства Христа ради: он стал нагоходцем (нагое тело – чисто и невинно, как у младенца), жил на улице зимой и летом (нагое тело больше терпит), питался подаянием (но не прося милостыни), говорил особым «кодированным» (но понятным) языком, проповедуя библейские заповеди, – таким образом совершая свой труд во имя Господа. Прожил он долго, 88 лет, что тогда было большой редкостью, и Господь, отмечая его усердие, наделил его способностью творить чудеса еще при жизни.

Умер Василий Блаженный в 1557 году и был похоронен у стены строившегося тогда собора. К этому времени он был глубоко почитаем, а основным местом его пребывания был Торг, как в те времена называлась Красная площадь. От могилы также происходили чудеса, и в 1588 году, в правление Федора Иоанновича, Василий Блаженный был канонизирован, а над его захоронением к собору пристроили церковь.

В те времена общепросиявшие российские святые чудотворцы были редкостью. Как правило, прославились они в далёких от Москвы землях. И когда у москвичей ​ появился исполнявший высказанные в молении просьбы, исцелявший святой, в церковь началось такое паломничество, что ее даже держали открытой круглосуточно.​ Именно тогда собор приобрел еще одно посвящение и второе название – «Храм Василия Блаженного».

Покров на раку святого Василия Блаженного. 1589 г.
Покров на раку святого Василия Блаженного. 1589 г.

К канонизации святого готовились: вели запись чудес, над могилой поставили раку, начали писать иконы, а в мастерских царицы Ирины Годуновой на раку был изготовлен покров святого. Он датируется 1589 годом, и это одно из самых первых изображений святого – на нем вышит в рост совершенно обнаженный человек. Покров был богато украшен золотным шитьем (тонкими нитками-проволочками​ из серебра и золота толщиной в волос), драгоценными камнями и жемчугом, которые, к сожалению, были ​ похищены в лихие времена в​ начале 1920-х годов. Сейчас эта реликвия собора представлена в экспозиции.

Почему же нельзя было покрыть им, как и задумывалось ранее, раку святого? Это изделие древнее; насчитывающая столетия ткань не может свисать с раки, иначе она очень быстро разрушится. Специалистами был выбран оптимальный способ показа.

Икона «Святой Василий Блаженный». Конец XVI в.
Икона «Святой Василий Блаженный». Конец XVI в.

В Покровском соборе хранится святыня: небольшая по размеру икона Василия Блаженного, написанная в самом конце XVI века. Если учесть, что он был канонизирован​ только в 1588 году, то это очень точная датировка, что бывает крайне редко в случае с такими древними памятниками. На иконе святой Василий Блаженный совершенно обнаженный, предстоящий Спасителю. Это один из иконографических типов, который потом будет часто повторяться. Необходимо отметить, что святые​ юродивые – это самый низший ранг в иерархии святых, и их в древности никогда не писали отдельно: они всегда предстояли Христу или Богоматери. В отличие от более поздних вариантов, Василий Блаженный на древних иконах всегда предстает обнаженным.

Икона «Святой Василий Блаженный с клеймами жития»: Средник иконы: XVI в.; рама с клеймами жития: 1870-е гг.
Икона «Святой Василий Блаженный с клеймами жития»: Средник иконы: XVI в.; рама с клеймами жития: 1870-е гг.

Рядом с покровом демонстрируется икона такой же иконографии ​ и такой же датировки, и трудно сказать, какая из них более ранняя. Но эту икону не сразу увидишь, потому что внимание к себе, в первую очередь, привлечет​ житийная рама – яркая и интересная, специально выполненная для этой древней иконы палехскими художниками в конце XIX века. На клеймах – сюжеты из жития Василия Блаженного.

Погребение святого Василия Блаженного. Клеймо иконы
Погребение святого Василия Блаженного. Клеймо иконы

Четыре клейма повествуют о прижизненных чудесах Василия: спасение Москвы от татарского разорения, спасение Новгорода от пожара, чудо на море и чудо о шубе.​ Три клейма посвящены смерти и похоронам Василия Блаженного. Согласно легенде, перед смертью святого к нему пришел сам государь Иоанн Васильевич с семьей, и тогда Василий предсказал царю, что после его смерти будет править младший сын (которому в тот момент исполнилось только 3 месяца). По преданию, царь Иван Васильевич с семьей был на похоронах святого.

Мы познакомились с самой древней иконографией соборных образов Василия Блаженного. С XVII века она заметно меняется, появляются уже совершенно другие иконы, сюжеты которых становятся более разнообразными.