Есть ли на свете место, где не слышали о Храме Василия Блаженного? Наверное, нет. В мире собор известен именно под таким названием, но мало кто знает историю святого и почему Покровский собор получил второе название.
Василий Блаженный жил в конце XV – первой половине XVI века. Житие святого дошло до нас в разрозненном состоянии, существует несколько его редакций. Из него известно, что родился он на паперти церкви с. Елохова (ныне эта территория находится практически в центре Москвы). По одним сведениям, он был сыном гвоздевых дел мастера и обучался отцовскому ремеслу, по другим, более распространенным, – учеником сапожника. В 16 лет он решил уйти из мира и посвятить жизнь Богу. Уйти из мира можно было не только в монастырь, наоборот, можно остаться жить в людном городе, но как бы заново родившись, очистившись, отринув все мирские блага, пройти подобно Господу в абсолютном одиночестве свой крестный путь.
Василий избрал путь юродства Христа ради: он стал нагоходцем (нагое тело – чисто и невинно, как у младенца), жил на улице зимой и летом (нагое тело больше терпит), питался подаянием (но не прося милостыни), говорил особым «кодированным» (но понятным) языком, проповедуя библейские заповеди, – таким образом совершая свой труд во имя Господа. Прожил он долго, 88 лет, что тогда было большой редкостью, и Господь, отмечая его усердие, наделил его способностью творить чудеса еще при жизни.
Умер Василий Блаженный в 1557 году и был похоронен у стены строившегося тогда собора. К этому времени он был глубоко почитаем, а основным местом его пребывания был Торг, как в те времена называлась Красная площадь. От могилы также происходили чудеса, и в 1588 году, в правление Федора Иоанновича, Василий Блаженный был канонизирован, а над его захоронением к собору пристроили церковь.
В те времена общепросиявшие российские святые чудотворцы были редкостью. Как правило, прославились они в далёких от Москвы землях. И когда у москвичей появился исполнявший высказанные в молении просьбы, исцелявший святой, в церковь началось такое паломничество, что ее даже держали открытой круглосуточно. Именно тогда собор приобрел еще одно посвящение и второе название – «Храм Василия Блаженного».
К канонизации святого готовились: вели запись чудес, над могилой поставили раку, начали писать иконы, а в мастерских царицы Ирины Годуновой на раку был изготовлен покров святого. Он датируется 1589 годом, и это одно из самых первых изображений святого – на нем вышит в рост совершенно обнаженный человек. Покров был богато украшен золотным шитьем (тонкими нитками-проволочками из серебра и золота толщиной в волос), драгоценными камнями и жемчугом, которые, к сожалению, были похищены в лихие времена в начале 1920-х годов. Сейчас эта реликвия собора представлена в экспозиции.
Почему же нельзя было покрыть им, как и задумывалось ранее, раку святого? Это изделие древнее; насчитывающая столетия ткань не может свисать с раки, иначе она очень быстро разрушится. Специалистами был выбран оптимальный способ показа.
В Покровском соборе хранится святыня: небольшая по размеру икона Василия Блаженного, написанная в самом конце XVI века. Если учесть, что он был канонизирован только в 1588 году, то это очень точная датировка, что бывает крайне редко в случае с такими древними памятниками. На иконе святой Василий Блаженный совершенно обнаженный, предстоящий Спасителю. Это один из иконографических типов, который потом будет часто повторяться. Необходимо отметить, что святые юродивые – это самый низший ранг в иерархии святых, и их в древности никогда не писали отдельно: они всегда предстояли Христу или Богоматери. В отличие от более поздних вариантов, Василий Блаженный на древних иконах всегда предстает обнаженным.
Рядом с покровом демонстрируется икона такой же иконографии и такой же датировки, и трудно сказать, какая из них более ранняя. Но эту икону не сразу увидишь, потому что внимание к себе, в первую очередь, привлечет житийная рама – яркая и интересная, специально выполненная для этой древней иконы палехскими художниками в конце XIX века. На клеймах – сюжеты из жития Василия Блаженного.
Четыре клейма повествуют о прижизненных чудесах Василия: спасение Москвы от татарского разорения, спасение Новгорода от пожара, чудо на море и чудо о шубе. Три клейма посвящены смерти и похоронам Василия Блаженного. Согласно легенде, перед смертью святого к нему пришел сам государь Иоанн Васильевич с семьей, и тогда Василий предсказал царю, что после его смерти будет править младший сын (которому в тот момент исполнилось только 3 месяца). По преданию, царь Иван Васильевич с семьей был на похоронах святого.
Мы познакомились с самой древней иконографией соборных образов Василия Блаженного. С XVII века она заметно меняется, появляются уже совершенно другие иконы, сюжеты которых становятся более разнообразными.