Подвесные пелены — Блог Исторического музея

Подвесные пелены

В 1920–1930-е гг. в четырех из девяти церквей Покровского собора были реконструированы древние тябловые иконостасы. Помимо господствовавшего тогда принципа историзма (возвращение интерьерам этих церквей облика XVI в.), появлению древних иконостасов в соборе, способствовало, вероятно, еще и соображения сохранности ценных икон в то не спокойное время. Иконы, стоящие в иконостасе государственного музея, являлись государственной собственностью и не подлежали уничтожению.

Иконостас церкви Григория Армянского Покровского собора
Иконостас церкви Григория Армянского Покровского собора

Самый первый тябловый иконостас был воссоздан в 1926 г. в церкви Григория Армянского. Внизу под местным рядом икон можно увидеть подвесные пелены. Они являлись частью церковного убранства в Византийской империи, а затем и на Руси. Пелены подвешивались под иконы нижнего ряда иконостаса и под чтимые иконы, стоящие отдельно.

В древности к сакральным предметам (иконам, литургическим предметам и т.д.) было особое отношение. Считалось, что на ткань, соприкасавшуюся со святыней, переходит присущая ей благодать. Иными словами, к сакральным предметам нельзя было прикасаться голыми, не покрытыми тканью, руками. Так, в процессиях, крестных ходах иконы несут вместе с пеленами.

Считается, что прообразами пелен были ткани, которые использовали в античности для драпировки статуй богов, а также ткани, украшавшие стены раннехристианских храмов. Что могли изображать на пеленах? Выбор сюжета пелены для отдельной иконы мог быть самым разнообразным. Вот как описывал свои впечатления от посещения Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в середине XVII в. Павел Алеппский, секретарь Антиохийского патриарха Макария: «Каждая икона имеет соразмерную со своей величиной пелену, спускающуюся до земли; на ней вышито то же изображение, что и на иконе, унизано жемчугом и драгоценными камнями… Мы больше всего дивились на пелены икон; нам казалось, что сверху до низу всё икона, что изображение на доске и шитьё на материи – одно и то же».

Пелена не всегда повторяла изображение на иконе. Так, на вкладной пелене первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны в тот же Троице-Сергиев монастырь (1550 г.) нет лицевых изображений; на ней изображен Голгофский крест.

Пелены могли содержать надписи. Как правило, это были литургические тексты (тропари и кондаки), либо вкладные надписи. Располагались они чаще всего на кайме пелены. Одна икона могла иметь не одну, а несколько пелен. К тому же, они были повседневными и праздничными.

Пелена с орнаментом «опахалы»
Пелена с орнаментом «опахалы»

Обратимся к пеленам церкви Григория Армянского. Самая ранняя из них датирована концом XVI – началом XVII в. Она выполнена из восточного бархата с орнаментом «опахалы» (так называли этот рисунок в монастырских описях). Как раз в это время (XVI–XVII вв.) получил распространение турецкий бархат – рытый (с вытисненным узором), расшитый золочеными и серебряными нитями. На Руси его называли «турским» (турецким) или «брусским», по названию г. Брусса в Малой Азии, близ Мраморного моря. На восточный характер орнамента указывают вписанные в сектора «опахала» гвоздики и тюльпаны. Посередине пелены из отрезков серебряного галуна нашит восьмиконечный Голгофский крест. В качестве каймы использовали плетеное кружево.

Пелена с изображением Голгофского креста
Пелена с изображением Голгофского креста

На трех других пеленах в этой церкви акцент сделан не на драгоценную ткань, а на изображение Голгофского креста в окружении «крестных словес» – сокращенных слов и отдельных фраз: Царь Славы, монограммы Христа – IC ХС; МЛРБ – Место Лобное Рай Бысть и другие. Истоки появления «крестных словес» следует искать в монастырях Афона, где на фресках при изображении крестов имелись четырех- или трехбуквенные акронимы (отдельные слова и фразы, сокращенные по первым буквам), близкие по содержанию древнерусским. В 1374 г. на Русь приезжает митрополит Киприан, уроженец Болгарии, принявший иночество на Афоне. По времени это событие совпало с началом «второго югославянского влияния», охватившего все стороны древнерусской культуры. Со временем набор акронимов стал более разнообразным. К древним четырехбуквенным прибавились новые, список их толкований стал шире, появились многобуквенные акронимы.

Новый стимул развитию буквенных акронимов на Голгофских крестах дали старообрядцы. Можно предположить, что две поздние (XVIII в.) пелены из означенной церкви были выполнены в старообрядческой среде.