Немецкий скульптор, рисовальщик и теоретик искусства Шадов Иоганн Готфрид (Schadow Johann Gottfried, 1764–1850) родился в многодетной семье портного, учился рисунку и лепке в мастерской парижского скульптора Ж.-П.-А. Тассара. В 1778 поступил в Берлинскую Академию художеств. Для знакомства с произведениями искусства посещал Дрезден, Вену. С 1785 по 1787 жил в Риме, где познакомился с Антонио Кановой; изучал античность в частной Академии Александра Триппеля. После возвращения в Берлин и смерти Тассара возглавил его скульптурную мастерскую. В 1788 – ординарный член берлинской Академии Художеств, с 1801 – вице-директор, с 1815 –директор.
Более известен как выдающийся скульптор, его лучшими произведениями являются: надгробие юного графа фон дер Марка, побочного сына прусского короля Фридриха Вильгельма (1790), статуя Фридриха Великого (1793), скульптурная группа «Принцессы Луиза и Фредерик» (1795), квадрига на Бранденбургских воротах в Берлине (1797). Скульптор с большим искусством исполнял женские портреты: Генриетты Херц (1783), Марианны Шадов (первой жены художника,1794), Марианны Шлегель (1805).
Первое знакомство с Россией состоялось в 1791 г., после участия в выставке конкурсных проектов и моделей памятников Фридриху II (Берлинская академия художеств), где Шадов занял первое место. С целью изучения металлической техники литья отправился в Стокгольм, затем в Петербург. Посещал императорские дворцы в Царском Селе и Петергофе, художественные выставки, знакомился с петербургскими скульпторами и художниками, в том числе, с иностранными художниками, работавшими в России (Джакомо Кваренги, Джакомо Тромбара, Карл Леберехт).
В 1808 получил заказ от князя Куракина на изготовление надгробного памятника одному из княжеских слуг, погибшему во время путешествия в Тильзит (судьба заказа неизвестна).
В России Шадов, как талантливый рисовальщик, стал широко известен благодаря серии рисунков, сделанных с натуры во время пребывания русских войск в Берлине. Его преимущественно интересовали национальные типы представителей российской армии (казаки, башкиры, калмыки, татары). По просьбе Шадова губернатор Берлина, князь Репнин, предоставил художнику возможность использовать в качестве моделей настоящих солдат и делать зарисовки с натуры. Результатом этой работы стали десятки рисунков карандашом и пером, позднее вошедшие в альбом «Национальные физиономии, или наблюдения над различием черт лица и внешним обликом тел».
Сюжет с изображением казачьего войска во главе с генералом Платовым стал известен благодаря гравированным листам, исполненным в 1813–1814 по оригиналу Шадова граверами И. Югелем, А. Гревариусом, Ралем. На гравюре «Hettmann graf Platow mit seinen Kosaken» запечатлен момент, случившийся вскоре после награждения Платова высшей российской наградой – орденом Андрея Первозванного за блестящую победу под Альтенбургом. В центре композиции изображен сам Платов c лентой ордена Андрея Первозванного, повешенной через плечо, в окружении конных всадников с пиками в руках – казаков, калмыков, татар. М.И. Платов сидит на коне и указывает на свои награды, висящие на груди, одновременно казаки читают приказ о присуждении награды любимому атаману. На заднем плане – легкие контуры казаков, преследующих неприятеля.
Оригинальные произведения Шадова хранятся преимущественно в Берлине. Российские музейные собрания представлены гравюрами по оригиналам Шадова.