24 июля 1946 года в Главной инвентарной книге ГИМ появилась запись о новом поступлении в коллекцию фарфора музея: «Образцы продукции фарфоровых заводов Министерства Местной промышленности РСФСР, выполненные в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в кол-ве 28 предм[етов]. Поступление От Музея Главфарфора Мин[истерст]ва местной промышленности РСФСР. Акт от 15.VI.46 г.»
В Государственный Исторический музей были переданы произведения художников трех знаменитых фарфоровых заводов: Дмитровского, Дулевского и Первомайского.
Основной ассортимент продукции заводов в военное время составляли военные заказы. Это был технический и санитарный фарфор (высоковольтные изоляторы, аптечная и госпитальная посуда). Выпуск бытовой посуды практически прекратился.
Тем не менее, на заводах продолжали работать художественные лаборатории. Им было поручено выполнение заказов Наркомлегпрома на создание произведений для художественных выставок, которые, невзирая на тяжелое военное положение, устраивались в выставочных залах Москвы.
Это тоже был полноценный оборонный государственный заказ. Основной состав работников был призван в ряды Советской Армии и сражался на фронтах Великой Отечественной войны. В лабораториях, как и на всем производстве, трудились старейшие мастера и женщины. В условиях тотальной нехватки сырья и энергоносителей мастера делали даже крупные скульптурные работы, оставшиеся в истории русского фарфора, такие, как «Партизанка» В.И. Мухиной (1942 г., Дулевский завод) или монументальная композиция «Александр Невский» С.М. Орлова, (1942-1943 гг., Дмитровский завод).
Предметы из коллекции ГИМ, представляют самые различные темы фарфоровой живописи военных дней: военные сцены, боевые ордена, историческая, юбилейная и производственная тематика, жанр, и даже детские сцены и орнаментальные и цветочные композиции, напоминающие о мирной жизни.